Автоматизация налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 02:09, курсовая работа

Описание

Цель исследования – рассмотреть основы автоматизации обработки данных в налоговой службе.
Задачи исследования:
Изучить особенности системы управления налоговой службой.
Проанализировать автоматизированную систему «Налог».
Определить особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов.

Содержание

Введение
Глава 1. Структура системы управления налоговой службой
1.1 Особенности системы управления налоговой службой
1.2 Автоматизированная система «Налог»
Глава 2. Информационные технологии в налогообложении
2.1 Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы
2.2 Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

налог.docx

— 29.15 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Структура системы управления налоговой службой

1.1 Особенности системы управления налоговой службой

1.2 Автоматизированная система «Налог»

Глава 2. Информационные технологии в налогообложении

2.1 Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы

2.2 Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Актуальность. Процесс управления экономикой любой страны связан с воздействием государства на различные сферы экономической жизни. Основными целями государственного воздействия являются достижение устойчивого экономического роста в стране, обеспечение стабильности цен на товары и услуги, занятость трудоспособного населения, обеспечение высокого уровня жизни населения и т.д. Эти цели взаимосвязаны между собой и достичь их одновременно практически невозможно. Достижение сбалансированности в управлении экономикой и есть основа экономической политики государства. Одним из основных инструментов государственного регулирования является налоговая политика. Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи поступают в бюджетную систему России, т.е. формируют денежные доходы государства. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя социальной, оборонной, правоохранительной и других функций. При существовании СССР платежи государственных предприятий не носили налогового характера. Осуществление рыночных преобразований в России привело к созданию налоговых органов, которые являются государственным механизмом финансового воздействия на экономику через систему налогов и сборов.

Государственные органы, деятельность которых непосредственно  связана с налоговой системой в России, созданы в 1991 г. Деятельность государственных налоговых органов  регулируется Законом Российской Федерации  «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 г. № 943-1 и другими  нормативными актами. В соответствии с Законом налоговые органы Российской Федерации являются единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Цель исследования – рассмотреть основы автоматизации обработки данных в налоговой службе.

Задачи исследования:

  1. Изучить особенности системы управления налоговой службой.
  2. Проанализировать автоматизированную систему «Налог».
  3. Определить особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов.

Объект исследования – основополагающие характеристики информационной системы. Предмет исследования - определение особенностей автоматизации обработки данных в налоговой службе.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении дается обоснование актуальности, ставится цель, задачи работы, строится структура. Первая глава посвящена изучению структуры системы управления налоговой службой. В ней рассматриваются особенности системы управления налоговой службой. Вторая глава рассматривает информационное обеспечение АИС налоговых органов. В заключении делаются выводы по работе.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Амириди Ю.В., Кочанова Е.Р., Морозова О.А., Титоренко Г.А. и других.

 

Глава 1. Структура системы  управления налоговой службой

1.1 Особенности системы  управления налоговой службой

 

Указом  Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»  от 9 марта 2004 г. №314 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную  налоговую службу. Функции по принятию нормативных правовых актов в  сфере налогообложения, а также  ведение разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации  о налогах и сборах переданы Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации «О Министерстве финансов Российской Федерации» от 30 июня 2004 г. № 329 Министерство финансов Российской Федерации должно осуществлять координацию  и контроль деятельности находящейся  в его ведении Федеральной  налоговой службы. Постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 утверждено Положение о  Федеральной налоговой службе, которая  является правопреемником Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам, а также Федеральной  службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов  Российской Федерации в процедурах банкротства.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением  законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет иных обязательных платежей, а  также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Служба  является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических  лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление  в делах о банкротстве и  в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и  требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Единая  централизованная система налоговых  органов имеет три уровня:

  • федеральный - центральный аппарат Федеральной налоговой службы Российской Федерации;
  • региональный - управления Службы в субъектах Российской Федерации;
  • муниципальный (местный) - инспекции Службы по районам, районам в городах,, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня.

1.2 Автоматизированная  система «Налог»

 

Созданные в Министерстве финансов РФ АИС «Финансы»  и в Министерстве РФ по налогам  и сборам АИС «Налог» можно  рас сматривать как человекомашинные системы с автоматизированной технологией получения результатной информации, необходимой для информационного обслуживания специалистов-экономистов, работников бюджетной и налоговой сфер, для формирования и исполнения бюджетных показателей, контроля за налоговыми поступлениями, оптимизации принимаемых управленческих решений.

В основе АИС «Налог» лежит набор базовых  принципов, который должен обеспечить создание принципиально новой системы.

Прежде  всего, это более высокий уровень  автоматизации всех технологических  процессов, происходящих в городских  налоговых инспекциях и в целом  в налоговой службе. Информационные системы второй очереди отличаются принципиальным изменением соотношения  функций, выполняемых в автоматическом режиме и вручную. Здесь предусмотрена  не только автоматизация рутинных операций, но и перенос на информационную систему  функций управления технологическими процессами в обработке данных.

Второй  принцип заключается в создании полностью интегрированного комплекса как на территориальном, так и на региональном уровне. Это предусматривает использование единых информационных ресурсов естественных программ интеграции, то есть взаимодействие между подсистемами происходит в реальном масштабе времени с учетом минимизации не только бумажного, но и файлового обмена с привлечением пользователя.

Можно сказать, что около десяти подсистем уже  интегрированы по уровням, то есть функционально исполняются на местном и региональном уровнях. Основой интеграции является единый информационный ресурс комплекса, единые базы данных. Иными словами, данные собраны в единый ресурс, с учетом всех возможных взаимосвязей и взаимозависимостей сведений о налогоплательщиках и их хозяйственной деятельности, поступающих как из территориальных налоговых органов, так и из различных внешних источников. Понятно, что для формирования такого ресурса требовалась естественная интеграция с внешними государственными ведомствами и информационными системами, а также с налогоплательщиками в виде информационного обмена данными в электронном виде.

 

Глава 2. Информационные технологии в налогообложении

2.1 Характеристика функциональных  задач, решаемых в органах налоговой  службы

 

Каждому уровню налоговой системы соответствуют  свои функции, а значит и свой состав функциональной обеспечения. На федеральном  уровне определяется стратегия всей налоговой системы России, решаются методологические и концептуальные вопросы налогообложения юридических  и физических лиц. Кроме того; подразделения  Министерства РФ по налогам и сборам занимаются проверкой работы ниже стоящих уровней, вопросами планирования и финансирования расходов налоговых органов на местах, руководят постановкой бухгалтерского и статистического учета и отчетности в налоговых органах, проводят работу по внедрению автоматизированных технологий в налоговых органах и т.д.

Можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:

  • подготовка типовых отчетных форм;
  • контрольная деятельность;
  • методическая, ревизионная и правовая деятельность;
  • аналитическая деятельность территориальных инспекций Министерства РФ по налогам и сборам;
  • внутриведомственные задачи.

Подсистема  подготовки типовых отчетных форм связана  с формированием сводных таблиц статистических показателей, характеризующих  виды деятельности подразделений Министерства РФ по налогам и сборам регионального  уровня в части сбора различных  видов налоговых платежей и контроля за этим процессом.

Контрольная деятельность, прежде всего, предусматривает  ведение Государственного реестра  предприятий и физических лиц. Государственный  реестр предприятий содержит официальную  регистрационную информацию о предприятиях (юридических лицах), а в реестре физических лиц хранится информация о налогоплательщиках, обязанных представлять декларацию о доходах, а также уплачивать отдельные виды налогов с физических лиц. К контрольной относится и деятельность по документальной проверке предприятий.

Подсистема  методической, ревизионной и правовой деятельности обеспечивает возможность  работы с законодательными актами, постановлениями, указами и другими  правительственными документами, а  также с нормативными и методическими  документами Министерства РФ по налогам  и сборам. В этой подсистеме осуществляются с бор, обработка и анализ информации, поступающей от территориальных  налоговых инспекций и касающейся правильности применения налогового законодательства.

Аналитическая деятельность включает в себя анализ Динамики налоговых платежей всеми  категориями налогоплательщиков, прогнозирование  величины сбора от дельных видов  налогов, экономический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятий региона, определение  предприятий, подлежащих документальной проверке, анализ налогового законодательства и выработку рекомендаций по его  усовершенствованию, анализ деятельности территориальных налоговых инспекций  и др.

К внутриведомственным относятся задачи, обеспечивающие деятельность аппарата налогового органа соответствующего уровня.

Подсистему  обработки документов физических лиц  можно выделить в обособленную часть  функционального обеспечения, так  как она должна осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов с физических лиц, предусмотренных законодательством  Российской Федерации. Она как бы включает в себя большинство задач, решаемых во всех функциональных подсистемах, связанных с обработкой информации по юридическим лицам. Эта подсистема функционирует на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за правильностью исчисления подоходного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и др. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты. ГНИ ВЦ разработано программное обеспечение на основе FOX PRO для решения задач функциональной подсистемы «Налогообложение физических лиц». Данный комплекс обеспечивает работу четырех автоматизированных рабочих мест:

Информация о работе Автоматизация налоговой системы