Гражданин как субъект гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 06:44, дипломная работа

Описание

Все возможные субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием "лица", которое используется в Гражданском Кодексе и других актах гражданского законодательства. Как субъекты гражданских правоотношений лица характеризуются тем, что они являются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей.
Объектом исследования данной дипломной работы является: Гражданское право РФ. Предметом же исследования: «Гражданин, как субъект гражданского права».
Цель преследуется определить понятие гражданской правосубъектности, правоспособности и дееспособности граждан и очертить их границы в рамках действующего гражданского законодательства РФ, а также узнать понятие предпринимательской деятельности и банкротства, опеки и попечительства. Кроме того, стоит задача по определению порядка лишения граждан их правоспособности и дееспособности.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа- Байдак М.А..doc

— 371.00 Кб (Скачать документ)

    Конституционный Суд РФ признал несоответствующим Конституции и недействительным подп. 1 п. 3 ст. 9 Закона РФ "О вынужденных переселенцах", согласно которому статус вынужденного переселенца утрачивается при осуждении гражданина за совершенное преступление.

    Иностранные граждане и лица без гражданства, не оформившие в установленном законом порядке право жить в России, могут быть подвергнуты административному выдворению за пределы Российской Федерации. Порядок административного выдворения иностранных граждан за пределы Российской Федерации определен в ст. 34 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

 

  Глава III. Опека и попечительство 

    1. Институт опеки и попечительства

    Тот факт, что определенная часть правоспособных граждан полностью или частично не обладает дееспособностью, вызвал к жизни институт опеки и попечительства, который прежде всего имеет целью восполнить недостающую дееспособность этой категории граждан для обеспечения и защиты их интересов. Этот институт позволяет приобретать и реализовать гражданские права и обязанности (за исключением тех, которые носят сугубо личный характер и не могут быть осуществлены через представителя) недееспособными или не полностью дееспособными людьми с помощью полностью дееспособных людей, действующих в роли опекунов и попечителей.

    Опека устанавливается над малолетними (в возрасте до 14 лет), а также над  гражданами, признанными судом недееспособными  вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями  подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК).

    Попечительство  устанавливается над несовершеннолетними  в возрасте от 14 до 18 лет, а также  над гражданами, ограниченными судом  в дееспособности (ст. 33 ГК). Попечитель не совершает сделок вместо подопечного, но осуществляет контроль путем дачи согласия на совершение тех сделок, которые гражданин, находящийся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Согласие попечителя должно быть письменным, особенно если сделка требует письменной формы. Попечители, согласно ГК, содействуют подопечным в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Попечитель не является законным представителем подопечного.

    Таким образом, можно сказать, что основное различие между опекой и попечительством состоит в объеме гражданско-правовых обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей, исходя из объема дееспособности их подопечных (см. Приложение, табл. №3).

    Опекуном (попечителем) может быть назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин  при его согласии на это. Согласие подопечного не является обязательным условием для назначения опекуна (попечителя), но в случаях, когда это возможно, его желание выявляется и учитывается. Опекунами (попечителями) назначаются преимущественно лица, близкие подопечному. При их отсутствии - по выбору органа опеки и попечительства. Закон запрещает назначение опекунами и попечителями лиц, лишенных родительских прав (ст. 35 ГК).

    Опекуны и попечители осуществляют предоставленные  им права под надзором органов  опеки и попечительства, поскольку  закон в целях недопущения  злоупотребления со стороны опекуна (попечителя) определенным образом  ограничивает права последних. Так, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества, сдаче его внаем (аренду), в безвозмездное пользование или залог, разделу имущества или выделу из него доли, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав (отказ от наследства, непринятие имущества в дар и т.п. ), а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (ст. 37 ГК).

    Только  с согласия органов опеки и попечительства опекуном могут расходоваться доходы подопечного, за исключением сумм, необходимых для содержания самого подопечного. Закон устанавливает определенные ограничения действий опекунов и попечителей в отношении подопечных. Опекуны (попечители), их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением безвозмездных сделок, направленных к выгоде подопечного.

    Ненадлежащее  исполнение опекунских (попечительских) обязанностей влечет отстранение опекуна (попечителя) от исполнения этих обязанностей постановлением главы местной администрации.

    Опека прекращается: над несовершеннолетними - автоматически по достижении ими 14-летнего  возраста (заменяется попечительством); над недееспособными душевнобольными - на основании решения суда о признании их дееспособными в случае выздоровления.

    Попечительство  прекращается: над несовершеннолетними - по достижении ими совершеннолетия, при вступлении несовершеннолетнего  в брак или в случае эмансипации, а над совершеннолетними ограниченно дееспособными - на основании решения суда об отмене ограничения дееспособности. Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти подопечного либо объявления его умершим. 

    2. Патронаж

    Разновидностью  попечительства является патронаж. Специфика этого вида попечительства заключается в том, что оно устанавливается над дееспособным гражданином с его согласия и даже по его инициативе.

    По  смыслу п. 1 ст. 41 ГК под патронажем как  формой попечительства понимается регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному лицу, нуждающемуся в этом по состоянию здоровья: из-за болезни, физических недостатков, немощи по старости. Попечитель (помощник) в таком случае назначается органом опеки и попечительства по заявлению данного дееспособного человека. Обязательны согласие человека на установление над ним патронажа и назначение в качестве попечителя конкретного лица.

    Особенность правового положения попечителя-помощника  заключается в том, что он исполняет свои обязанности не в силу решения органа опеки и попечительства о его назначении, а на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается с самим подопечным.

    Попечитель-помощник обязан заботиться о подопечном, создании ему необходимых бытовых условий, обеспечении лечения. Доходы подопечного (пенсия, пособия, алименты) расходуются для обеспечения его содержания и удовлетворения бытовых потребностей попечителем только с согласия подопечного. Для осуществления своих обязанностей попечитель-помощник не обязан проживать вместе со своим подопечным. Органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью попечителя-помощника с целью избежания злоупотреблений с его стороны.

    Патронаж  над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается: по требованию лица, находящегося под патронажем; по просьбе попечителя-помощника при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей (болезнь, изменение семейного положения, места жительства, отсутствие необходимого контакта с подопечным и т.д.), при освобождении попечителя от его обязанностей ввиду ненадлежащего их исполнения, в том числе при использовании патронажа в корыстных целях (ст. 39 ГК). Во всех перечисленных случаях для прекращения патронажа необходимо решение органа опеки и попечительства (постановление главы местной администрации). Патронаж прекращается также в связи со смертью подопечного или попечителя. 

    3. Органы опеки и  попечительства

    Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении", Федеральным законом от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ранее действовавшее Постановление Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. N 175 "Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в РСФСР" утратило силу с 23 августа 1996 г., а новые нормативные акты по этому вопросу пока не приняты, поэтому многие вопросы опеки и попечительства остались неурегулированными.

    Статья 34 ГК РФ определяет, что органами опеки  и попечительства являются органы местного самоуправления. Согласно пп. "н" п. 1 ст. 72 Конституции РФ определение общих принципов организации системы органов местного самоуправления относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Данный подход нашел свое отражение в ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой вопросы создания, компетенции, сроки полномочий, наименования органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Между тем в соответствии с новым Федеральным законом от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступающим в силу с 01.01.2006, распределение полномочий между различными органами местного самоуправления будет производиться исключительно на основании устава муниципального образования.

    Таким образом, в настоящее время для  определения конкретного органа опеки и попечительства на территории муниципального образования необходимо обратиться к специальному закону субъекта РФ. Так, в Законе г. Москвы от 04.06.1997 N 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве" установлено, что осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на органы исполнительной власти города Москвы в области образования, на органы исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения, на органы исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения.

    Если  обратиться к определению сущности опеки и попечительства, то авторы определяют ее как одну из форм "осуществления  государственной защиты личности"22, "способ восполнения дееспособности граждан"23, "устройство лица, устройство и его судьбы, и судьбы его имущества"24. Основными задачами органов опеки и попечительства являются обеспечение оптимальных условий жизни социально незащищенных слоев населения, защита их имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов. Сущность опеки и попечительства состоит в закреплении за нуждающимся в социальной заботе гражданином физического лица, осуществляющего широкий круг действий по оказанию помощи, поскольку в обязанности опекуна (попечителя) входит осуществление таких действий, чтобы положение лица не ухудшилось. Вместе с тем опекун (попечитель) не всегда способен содержать комплекс разнородного имущества (например, ценные бумаги, земельный участок, квартира), который находится в собственности подопечного, безвестно отсутствующего лица. Поэтому законодателем и был введен договор доверительного упр авления имуществом таких лиц. С введением в гражданское законодательство данного института имущественные обязанности опекунов и попечителей ушли на второй план. Доверительный управляющий состоит в самостоятельном договорном обязательстве с муниципальным образованием, от имени которого действует орган опеки и попечительства. Тем не менее цели установления доверительного управления имуществом подопечного близки к целям установления опеки (попечительства), что позволяет включить специальные нормы о доверительном управлении в институт опеки и попечительства. Еще одним аргументом в пользу этого утверждения является то, что возникновение и прекращение договорного обязательства по поводу доверительного управления имуществом подопечного находятся в зависимости от существования опеки (попечительства). Доверительный управляющий становится самостоятельной фигурой, на которую возлагаются функции охраны и приумножения имущества лица, находящего под опекой или попечительством.

    Основанием  возникновения правоотношений, связанных  с доверительным управлением  имуществом, является договор, гражданско-правовой акт, сделка. По действующему российскому законодательству при возникновении отношений по доверительному управлению имуществом подопечных предполагается наличие следующих юридических фактов:

    - предложение о назначении доверительным  управляющим со стороны органа  опеки и попечительства, сделанное  избранному им лицу (для этого  действия законом не предусмотрена  какая-либо специальная форма);

    - согласие данного лица;

    - назначение этого лица в форме  постановления или распоряжения;

    - заключение договора доверительного  управления имуществом.

    При возникновении отношений по доверительному управлению имуществом безвестно отсутствующих  лиц необходимо еще наличие такого юридического факта, как решение суда о передаче имущества гражданина в доверительное управление (ст. 43 ГК РФ).

    Орган опеки и попечительства, назначая доверительного управляющего и заключая с ним договор доверительного управления, исполняет тем самым возложенные на него законом функции по защите имущественных прав подопечных, безвестно отсутствующих лиц, которые относятся к внутренним функциям государства. Таким образом, в данной ситуации орган опеки и попечительства действует не как самостоятельный субъект права, а как орган, выступающий от имени соответствующего публичного субъекта - муниципального образования.

    Существенным  недостатком является отсутствие регулирования  обязанности органа опеки и попечительства заключать договор доверительного управления. Гражданский кодекс содержит указание на то, что такой договор должен заключаться при необходимости постоянного управления имуществом. Полагаем необходимым законодательно закрепить обязанность органа опеки и попечительства назначать управляющего во всех случаях по требованию заинтересованных лиц.

    Представляется, что гражданское законодательство должно содержать специальные положения  об ответственности органа опеки  и попечительства за выбор доверительного управляющего имуществом и за непринятие или несвоевременное принятие мер по назначению управляющего, повлекшее утрату имущества лица или иные убытки.

Информация о работе Гражданин как субъект гражданского права