Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:21, реферат
Структуру исполнительной власти отличает иерархичность, необходимая для высокой скорости управления, и обычно во главе ее один человек, персонифицирующий наибольшую политическую ответственность. Однако помимо политической ответственности и управления, есть еще и аспект церемониальных функций и представительских обязанностей. Обе эти персонификации может совмещать один человек в рамках одной должности (как, например, президент США). В некоторых политических системах представительные функции главы государства и управленческие полномочия главы исполнительной власти закреплены за разными должностями - например, монарх и премьер-министр в Великобритании, или федеральный президент и федеральный канцлер в ФРГ.
Структуру исполнительной власти отличает иерархичность, необходимая для высокой скорости управления, и обычно во главе ее один человек, персонифицирующий наибольшую политическую ответственность. Однако помимо политической ответственности и управления, есть еще и аспект церемониальных функций и представительских обязанностей. Обе эти персонификации может совмещать один человек в рамках одной должности (как, например, президент США). В некоторых политических системах представительные функции главы государства и управленческие полномочия главы исполнительной власти закреплены за разными должностями - например, монарх и премьер-министр в Великобритании, или федеральный президент и федеральный канцлер в ФРГ.
Исполнительную
власть осуществляет не только правительство,
но и сложная система органов
административного характера, а
также бюрократия – профессиональные
государственные служащие. Но разделение
кадрового состава
Политическое ядро исполнительной власти в стране отвечает за выполнение стандартных функций:
- выработка
государственной политики и
- управление государственной администрацией
- соотнесение своих действий с ожиданиями общества
- принятие решений в кризисных ситуациях
- в случае
совмещения одним лицом
Исполнительная власть в российской политической системе сегодня: особенности, риски, структура
В системе исполнительной власти РФ существует неопределенность по вопросу о том, кто является ее главой. Если обратиться к официальному интернет-представительству исполнительной власти РФ в сети Интернет (на сайте Правительства РФ), можно увидеть бицефальную схему с разделением сфер компетенции между президентом и премьером, но с визуальным иерархическим превосходством президента[7]. Текст Конституции России содержит положения о том, что Правительство нашей страны «осуществляет исполнительную власть», а его Председатель «определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу» (статьи 110, 113). Однако если проанализировать статьи Конституции, определяющие функции и полномочия Президента, можно прийти к выводу, что они характерны именно для главы исполнительной власти. Дискуссии по поводу статуса президента сосредоточены на том, является ли он фактическим главой исполнительной власти, или он занимает особенное положение в системе государственного устройства РФ. В пользу первого подхода приводят следующие аргументы:
- принятие
решений по всем отнесенным
к ведению исполнительной
- президент
наделен эффективным
- президент
руководит исполнительной
Сторонники второго подхода, в связи с необозначенностью в Конституции статуса Президента как главы исполнительной власти, предпочитают формулировку, что он занимает особое положение в системе организации государственной власти страны. Носителем исполнительной власти по Конституции, несмотря на солидные полномочия президента в отношении правительства, кабинет министров. Бицефальность системы в данном случае выражается в том, что
- есть
разделение на сферы,
- есть
некоторое пересечение
Так, отечественный правовед Л.А.Окуньков обратил внимание на то, что сферы пересекающихся полномочий Президента и Правительства РФ, при внимательном исследовании, раскрывают функциональную иерархию российской исполнительной власти[8]. К одной из таких сфер относится внешняя политика, относительно которой Конституция и федеральные законы предусматривают следующие полномочия этих органов:
Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (п."а" ст. 86 Конституции РФ);
Правительство осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации (п. "д" части 1 ст. 114 Конституции и ст. 21 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации").
Принципиальная разница между
полномочиями главы государства
и Правительства состоит в
том, что Президент осуществляет
руководство внешней политикой Российской
Федерации в полном
объеме, включая определение общей стратегии
внешней политики и текущего внешнеполитического
курса, и непосредственное руководство
Министерством иностранных дел. Правительство
же организует реализацию
внешней политики в
пределах своих полномочий: «...осуществляет
меры по обеспечению реализации внешней
политики Российской Федерации» (п. "д"
части 1 ст. 114 Конституции).
В целом, если исходить из сегодняшней структуры федеральных органов исполнительной власти РФ и практики, можно отметить сходство с Австрией и Финляндией, где президент концентрируется на внешней политике, обороне и безопасности, а премьер и кабинет – на внутренней политике и вопросах социально-экономического блока.
Если обратиться к зарубежному опыту, в центре внимания должен быть не вопрос о том, кто возглавляет исполнительную власть, а то, как форма политического устройства соответствует принципу разделения властей, и позволяет осуществлять контроль над исполнительной властью.
Первое, на что обращают внимание в российской политической системе - закрепленная в Конституции высокая степень контроля президента над кабинетом министров, в том числе и право председательствовать на его заседаниях, назначать и отстранять членов кабинета, единолично определять стратегические направления политики государства. В таких условиях возрастает влияние советников и консультантов из Администрации президента, формально не являющейся органом исполнительной власти, что дополнительно снижает статус правительства. Риски чрезмерной концентрации полномочий в руках президента увеличиваются в силу того, что функции законодательной ветви власти РФ ограничены с нескольких сторон.
Первый блок ограничений касается законотворческих полномочий парламента, начиная с права законодательной инициативы. Согласно Конституции это право принадлежит Президенту, Правительству, Государственной Думе, Совету Федерации, депутатам Государственной Думы и Совета Федерации, законодательным органам власти субъектов Российской Федерации, Конституционному, Верховному и Высшему арбитражному судам по вопросам их компетенции. На практике именно исполнительная власть РФ формирует повестку дня законодательного органа. Некоторые вопросы официально находятся под контролем исполнительной власти: согласно закону «О Правительстве Российской Федерации», Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты и т.п. Кроме этого, действует право вето Президента РФ, который при поступлении закона на подпись может отправить его на повторное рассмотрение, когда для преодоления вето потребуется квалифицированное большинство. Скорректировать намерения и решения законодателей могут и подзаконные акты различных органов, номинально необходимые для адекватной реализации принятых Думой законов. Существенным фактором является право Президента и Правительства издавать указы и распоряжения, которые, в условиях отсутствия соответствующего закона, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Второй блок ограничений касается разработки и принятия бюджета страны, а также контроля за его выполнением - то есть важнейших функций законодательной власти. Бюджет РФ должен разрабатываться Государственной Думой, однако Конституционное законодательство и сложившаяся практика определяют другую парадигму: проект бюджета основывается на сформулированных Президентом основных направлениях внешней и внутренней политики, и в качестве законопроекта разрабатывается Правительством. Таким образом, Государственная Дума как представительный орган только в некоторой степени модифицирует и одобряет бюджет страны. Прямого контроля российского парламента над исполнением бюджета не предусмотрено. Эту функцию выполняет специальный административный орган - Счетная палата Российской Федерации.
Небезусловны и механизмы контроля над деятельностью исполнительной власти, имеющиеся у российского законодательного органа. Среди них реалистичным является право вызывать отдельных членов правительства для заслушивания отчетов об их деятельности и создавать отдельные комиссии парламента для рассмотрения отдельных политических проблем. Тогда как возможность процедуры отстранения Президента РФ от должности в порядке импичмента процессуально затруднена. В США Палата представителей выносит решение о предъявлении обвинения президенту большинством свыше двух третей голосов, и затем Сенат таким же квалифицированным большинством должен подтвердить это решение нижней палаты. Президент отрешается от власти, и против него можно возбудить уголовное дело на общегражданских основаниях. В РФ сначала требуется заключение Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключение Конституционного Суда о соблюдении Госдумой порядка выдвижения обвинения против Президента.
Также
затруднена возможность отставки правительства
в результате вынесения вотума недоверия:
окончательное решение об отставке
правительства принимает
В совокупности
все эти нюансы устройства исполнительной
власти РФ заставляют некоторых политологов
классифицировать сложившийся режим
как дрейфующий в сторону суперпрезиденциализм