Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:53, реферат
Впервые письменные нормы налогового права появились в Законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), которые юридически закрепили: 1) два вида податей (налогов): централизованные подати, которые собирались в царскую казну, и местные подати, собираемые в казну местной знати; 2) субъекты податей; 3) объекты податей; 4) порядок взимания; 5) меры ответственности за нарушение норм налогообложения.
Конституционные нормы могут
непосредственно регулировать отношения
налоговой сферы, но чаще всего это
регулирование осуществляется посредством
развития конституционных основ
в текущем налоговом
Конституция РФ определяет исходное начало, отправную точку налогового права — обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст. 57).
Конституционные основы налоговой
деятельности подразделяются на политические,
экономические и
Экономико-правовые основы налоговых отношений основаны на принципе единства экономического пространства (ст. 8), закрепленном в гл. 1 Конституции РФ, регулирующей основы конституционного строя, и на принципе запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), закрепленном в гл. 3 «Федеративное устройство». Подобный «двойной» фундамент свидетельствует об огромной значимости экономических основ налоговой деятельности государства, ибо эти постулаты законодатель рассматривает одновременно в качестве правовой базы и гарантии федеративного устройства России. Единство экономического пространства является одним из принципиальнейших условий существования федеративного государства.
Организационно-правовые принципы
налоговых отношений, определяющие
организационную структуру
Направляющее воздействие Конституции РФ на налоговые отношения осуществляется принципами-законоположениями (т. е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую Идею) и принципами-нормами (т. е. нормами, не требующими принятия специальных законов). Последняя группа принципов обладает четко выраженным регулятивным потенциалом.
Предназначение Конституции
РФ как основного правового акта
обусловливает определение ею главных
задач и основных направлений
налоговых отношений в
Высшая юридическая сила
Конституции РФ определяет и условия
эффективности ее воздействия на
текущее налоговое
Посредством развития конституционных
основ налогообложения в
Структура федеральных нормативных правовых актов о налогах и сборах включает НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.
Налоговый кодекс РФ занимает
ведущее место в системе
Предпосылки кодификации
налогового законодательства складывались
объективно и обусловлены процессом
развития налоговой деятельности государства,
расширением круга субъектов
налогового права, усложнением способов
правового воздействия на налоговые
отношения. После принятия Конституции
РФ в 1993 г. существенно возросло правотворчество
субъектов РФ, в результате чего
произошло количественное увеличение
налогового законодательства, возникли
противоречия между федеральными и
региональными нормативно-
Налоговый кодекс РФ является
правовым актом — преемником ранее
принятых законов о налогах и
сборах. В этой связи он сохранил
оправдавшие себя положения, регулирующие
порядок исчисления и уплаты налогов,
кодифицировал процессуальные нормы
налогового права, систематизировал и
конкретизировал составы
В настоящее время НК РФ состоит из двух частей. Первая часть устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в Российской Федерации; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Часть вторая НК РФ регулирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов.
Налоговый кодекс РФ рассчитан на применение в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего, как правило, детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.
В систему источников налогового
права также входят налоговые
законы общего действия и законы о
конкретных налогах. К законам общего
действия относятся нормативные
правовые акты, регулирующие правовой
статус налоговых органов, какой-либо
группы налогоплательщиков или налогообложения
определенного вида имущества. Необходимость
принятия федеральных законов о
налогах и сборах предусмотрена
целым рядом статей НК РФ. Например,
п. 4 ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков
представлять в налоговый орган
налоговые декларации по тем налогам,
которые они обязаны
К законодательным актам, на основании которых взыскиваются налоги, предъявляются повышенные требования. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным только в том случае, если определены налогоплательщики и такие элементы налогообложения, как: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В систему источников налогового
права федерального уровня входят также
подзаконные нормативные
Приоритет законодательной ветви власти над исполнительной в сфере налогового правотворчества сложился исторически. Один из самых первых представительных органов власти — английский парламент — образовался в борьбе за право разрешать новые налоги или отказываться от них. Известный ученый-финансист И. И. Янжул еще в 1904 г. отмечал, что налог должен быть установлен законодательным, а не административным путем. Установление налогов законами свойственно и зарубежным государствам.[12]
Грубое нарушение процедуры
принятия нормативных правовых актов,
регулирующих налоговые отношения,
служит основанием для признания
такого акта ничтожным. В соответствии
с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г.
«О порядке опубликования и
Следовательно, подзаконный
нормативный акт о налогах
и сборах, затрагивающий права
или обязанности фискально
Необходимо учитывать, что
не все нормативные акты органов
исполнительной власти относятся к
актам законодательства о налогах
и сборах. В соответствии с п. 2
ст. 4 НК РФ Министерство финансов РФ, Министерство
экономического развития и торговли
РФ и органы государственных внебюджетных
фондов наделены полномочиями по изданию
приказов, инструкций и методических
указаний по вопросам, связанным с
налогообложением и сборами. Названные
документы представляют акты внутриведомственного
характера, поэтому обязательны
для применения соответствующими структурными
подразделениями этих государственных
органов. Объектом внутриведомственных
нормативных актов являются не отношения,
образующие предмет налогового права,
а служебные взаимосвязи в
названных органах
Налоговое законодательство особо оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) издание органом, не
имеющим в соответствии с НК
РФ права издавать подобного
рода акты, либо издание с нарушением
установленного порядка
2) наличие норм, отменяющих
или ограничивающих права
3) изменение содержания
обязанностей участников
4) запрещение установленных
НК РФ действий
5) запрещение установленных
НК РФ действий налоговых