Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:18, курсовая работа
История налогообложения в России – это довольно сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран, а не только для России. В значительной мере они сохранены и в современной России.
Целью курсовой работы будет является рассмотрение развития налогообложения в России в период с Древней Руси и заканчивая современным периодом, выявление общих закономерностей и нахождение отличительных особенностей этого процесса.
В заключении будет содержаться выводы того, что изложено в основной части, мы соотнесем их с общей целью курсовой работы.
Введение…………………………………………...………………………………3
Глава 1. История налогов IX – XIX вв
§ 1.1. Развитие налогообложения в Древней Руси………………………………………………………………………………...6
§ 1.2. Налогообложение в России в XIII – XVII вв………………………………………………………………………………….11
§ 1.3. Налогообложение в Российской Империи в XVII – XIX вв………………………………………………………………………………….16
Глава 2. Налогообложение в России в XX в.
§ 2.1. Система налогообложения в России в советский и постсоветский период ……………………………………………………………………………………21
§ 2.2. Современные этапы развития налогообложения………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных материалов……………………………………………………………………….32
Реформы налогообложения в период правления Петра I.
Крупные государственные преобразования в России, касающиеся
всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра I (1672—1725).
“В до Петровское время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным существующим экономическим положением государства. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства.7”
В эту эпоху в казне крайне не хватало денег на ведение многочисленных войн, строительство флота, и на преобразование России на европейский манер.
Для разрешения проблемы с деньгами Петр I надеялся на новый “пересмотр платежных сил”, то есть путем всеобщей переписи населения. До тех пор прямое обложение основывалось на подворной переписи 1678 года. Но новая перепись, проведённая в 1710 году, не оправдала всех надежд Петра I – вместо прибыли населения получилась убыль, особенно заметная в северных и средних губерниях Русского государства.
По результатам переписи и в связи с колоссальным дефицитом бюджета(500 тысяч рублей, примерно равное седьмой части всех доходов государства) Петр I решается на серьёзные изменения в сфере налогообложения. Был создан так называемый аппарат насилия и система налогообложения. Подверглась кардинальному реформированию и организационная система сбора налогов.
Существовавшие на протяжении многих веков приказы были заменены финансовыми коллегиями.
Главным органом, который определял всю налоговую политику, был фискальный стол, входящий в состав Сената. А фискальная служба была создана Указом Петра I от 2 марта 1711 г., за образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии, но позже Петр I убедился в неэффективности института фискалата.
В связи с агрессивной политикой Петра I, на ведение войн, содержание армии и строительство флота потребовались новые налоги. Помимо стрелецкой подати, были введены новые военные налоги:
“Петр учредил новую особую должность — прибыльщиков(или откупщиков), в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать.8”
Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена так называемая пошлина на усы и бороды.
Главный недостаток подушной подати заключается в том, что не принимается во внимание различная доходность труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток — в том, что количество ревизских душ есть величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер; третий налог раскладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его.
“Петр I достаточно близко подошел к идее промыслового налога. При проведении переписи горожан — купцов, посадских и слободских людей — описывались не только их дворы, а так же характер промыслов и ремесел, но и объем их промыслов и наемная плата за помещение. Петр реорганизовал управление финансами. Наряду с реорганизацией центрального управления происходили изменения в земских учреждениях.9”
Так же были введены новые виды налогообложения: горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина.
Россия при Петре I не имела в достаточном количестве органов, способных осуществлять сбор питейных, торговых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась на представителей купечества и других городских обывателей.
“Казенные подати собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право «буде они похотят» управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был крупный шаг в области местного самоуправления. 10”
Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили откупа. Правда, была еще одна попытка Петра упорядочить сбор косвенных налогов. Он попытался поручить их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский-комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.
Доходы государства постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I Российское государство несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами.
Можно сделать вывод относительно налогообложения в период правления Петра I, введенные им налоги просуществовали долгое время, так например, подушный налог функционировал более 150 лет. Введение Петром I налогов можно назвать значительным шагом вперед, так как при приемниках Петра в течение всего XVIII века основные черты государственно-хозяйственной системы оставались неизменными. В целом вся система налогообложения была заложена благодаря Петру I.
Налогообложение в 18-начале 20 веках.
“В России при преемниках Петра I финансы начали приходить в расстройство. В отличие от Петра I Елизавета (1709—1761) и Петр III (1728—1762) не делали различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные частные монополии. Об экономии в государстве перестали заботиться еще со времен Анны Иоанновны (1693—1740). Екатериной II (1729—1796) были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях.11”
Предпринятые финансовые меры, а так же приобретение новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов. Екатерина II пыталась основывать систему налогообложения в Российской империи на идеях просвещения, следовательно, она первая пыталась заложить в основу фискальной системы Европейскую идеологию.
Более одной трети всех государственных расходов поглощала армия. В середине 60-х годов подушная подать целиком направлялась на содержание армии и флота. Так же туда шли деньги от винных, соляных и таможенных сборов.
В 1775 г. Императрица Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них.
“Все купцы в зависимости от имущественного состояния были распределены по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом — в первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам «по совести». Первоначально налог взимался в размере 1% от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка налога осталась прежней. Однако в дальнейшем она росла и в конце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий.12”
Что касается сохранившегося подушного налога на основное население Российской Империи, то при Екатерине II это был совершенно другой налог, чем при Петре I. Община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала необходимым. А с 1797 г. уже после смерти императрицы российские губернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородности их почвы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады.
В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763г. - 36% доходов. Косвенные налоги давали 42% в 1764 г. и 43% — в 1796г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги.
Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующему году на четыре самостоятельные экспедиции.
Одна из них заведовала доходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая взысканием недоимок, недоборов и начетов. В губерниях для управления государственными имуществами, сбора податей, ревизии счетов, заведованиями другими финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские Казенные палаты. Казенные палаты просуществовали до XX в., хотя отдельные их функции подвергались изменениям.
Таким образом, можно сказать, что Екатерина II продолжала курс Петра I на усиление местного самоуправления, передачу ему новых полномочий, наделение самостоятельными финансовыми ресурсами. В этот период укрепляются бюджеты городов, где все большую роль начинают играть оброчные статьи.
Можно сделать вывод, что Екатерина в отличии от Петра не начинала всё с нуля, а, наоборот опиралась на достаточно прочную основу результатов преобразований ПетраI. В общем, финансовое управление при Екатерине немного улучшилось. Екатериной сделала очень важный вывод - количество налогов порождает бессистемность их сбора и затрудняет налогообложение.
В связи с политическими события в Европе, так же как и война с Наполеоном требовали постоянного напряжения всех доступных ресурсов Российской Империи, в том числе финансовых. В 1809 г. расходы государственного бюджета в два раза превышали доходы.
“В это время была разработана программа финансовых преобразований — «план финансов», связанная с именем крупного государственного деятеля М.М. Сперанского (1772—1839). Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. План М.М. Сперанского был во многом основан на увеличении налогов в два и даже в три раза. Эти и другие меры позволили в течение 1810—1812 гг. удвоить доходную часть государственного бюджета. Одновременно производилось сокращение государственных расходов. Основные предложения М.М.Сперанского которые утверждены Государственным Советом России в августе 1810 г. 13”
Они заключаются в следующем. Расходы должны соответствовать доходам, поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода. Расходы должны разделяться:
1) по ведомствам;
2) по степени нужды в них
3) по пространству
4) по предметному назначению
5) по степени постоянства
“Необходимо выделить первый крупный труд в области налогообложения появившийся в России: «Опыт теории налогов» Николая Тургенева (1818 г.). Все богатства народные, — считает Н. Тургенев, проистекают из двух главных источников, кои суть: силы Природы и силы человеческие. Но для извлечения богатства из сих источников нужны средства. Сии средства состоят в различных орудиях, строениях, деньгах и так далее. Ценность сих орудий, строений, денег называется капиталом. Все налоги вообще проистекают из трех источников дохода общественного, а именно:14”
1) из дохода от земли,
2) из дохода от капиталов,
3) из дохода от работы.
Налог должен быть всегда взимаемым с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала; что бы источники доходов государственных не истощались.
“Н. Тургенев призывал к крайне осторожному обращению с налогами. Он постоянно упоминает, что налоги уменьшают народное богатство, ибо часть дохода издерживается, не умножая этого дохода. Отнимая у промышленности часть капиталов, налоги будут сдерживают ее развитие. Высокие налоги критически сказываются даже на семьях со средними достатком. 15”
Разные формы податей, без которых не могло обойтись наше государство, можно разделить по трем группам: 1)промысловый доход (домен); 2)регалии; 3)собственно налоги в их современной трактовке.
Во второй половине XIX века большое значение приобретают прямые налоги. Основной являлась подушная подать, которая была заменена в 1882 году налогом с городских строений. Вторым по значению налогом выступал оброк - плата крестьян за пользование землей.
С 1898 года Император Николай II ввел промысловый налог. Одно из важных значений играл налог с недвижимого имущества. Появляются различные новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, и т.д
Глава 2.
Налогообложение в России в XX в.