Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:09, контрольная работа
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.
Налоги Древней и Средневековой Руси. 2
Налоговое законодательство России в XVII-XIX вв. 6
Развитие налогового законодательства в дореволюционной России. 9
ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
Контрольная работа
Дисциплина: налоговое право
На тему: «История развития налогового законодательства в России»
Выполнил: студентка
группы Ю-10/06-ПМ
Кузмичева Наталья
Геннадьевна
Проверил: преподаватель
Трошина Н.В.
Челябинск 2009 год.
Содержание.
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.
В развитии форм и методов взимания налогов выделяется три крупных периода.
На начальном этапе своего развития государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Этот период - первый период развития налогообложения - отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.
Развитие государственности объективно требовало замены "случайных" налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII - начале XVIII вв. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства, возникает сеть государственных учреждений, с их помощью государство берет часть функций в области налогообложения на себя: наблюдает и определяет процесс сбора налогов. Именно в этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги.
Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Теперь уже государство полностью берет все функции установления и взимания налогов, а региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
На первых этапах развития государственности началшной формой налогообложения`можно считать жертвоприношение. ВеԴь оНо основываось не на добровмльных началах, а было скорее неписаным законом и становилось принудительнؾй выплатой$или сбором.
Финансовая система Еревней Руси стала складываться только с конца IX в. - в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Так, в русской летописи "Повесть временных лет" перечисляются народы "иже дан葌 дают Руси".
Сбор князьями налогов осуществлялся весной и зимой, когда князь и его войско отдыхали от походов.
Дань взималась двумя способами: "повозом", когда она привозилась к князю, и "полюдьем", когда князья или княжеские дружинో сами ездили за нею. Налоги взимались деньгамԸ и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. Предметы, ооторые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельнксти, которой занималось то или иное племя.
Ро временбм дань сталасистематичеЁким прямым налогом, усложнилась система и способы ее взимания.
Основные подати на Руси формировались за схет даннщх и оброчйых денег, Под данными деньгами, или данью, понимались разные прчмые налоги, которые ложились на податное население и взимались по числу рох, значившихся по писцовым книгам. Совокупность податей, платимых по общей раскладке, составляла тягло, и люди, подлежащие таким платежам, назывались тяглыми.
Для определения окладов податей и их раскладки использовались различные единицы обложения. Под податями подразумевались не только денежные платежи и натуральные сборы, но и личные повинности. Распределение податей осуществлялось совместно правительством и жбществом, то есть учитывались два момента: правительственный оклад (определение податных хозяйств, финансовые возможности плательщиков) и мирская раскладка (распределение подати между плательщиками в соответствии с хозяйственным благосостоянием). Развод представлял собой раздробление предполагаемой суммы средств, подлежащих сбору, а разруб - дальнейшее раздробление первоначальных окладов (мирская раскладка, размет).
Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно "по достатку", для чего составлялись так называемые окладные книги.
Помимо прямого
Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения, связанные со сборами и повинностями, появляется в Русской Правде - своде древнерусского феодального права (имела 3 редакции - Краткую, Пространную, Сокращенную). В статьях 42-43 Краткой редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм (поставка пищевого довольствия), городовые и мостовые деньги.
В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257-59 гг. монгольскими "численниками". Единицами обложения были: в городах - двор, в сельской местности - хозяйство. Известно 14 видов "ордынских тягостей": "выход" ("царева дань"), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы ("мыт", "тамка"); извозные повинности ("ям", "подводы"); взносы на содержание монгольских послов ("корм") и др.
Первоначально сбором податей занимались сами ордынцы через своих фискальных чиновников баскаков. Затем функции по сбору и контролю за исполнением повинностей были переданы князьям, которым передавался Ханский Ярлык. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее Великому князю для отправления в Орду.
Существование монголо-татарского ига делало невозможным взимание прямых налогов в казну самого Русского государства. Главным источником внутренних доходов стали различные пошлины. Например, деньга - пошлина с воза, торговая пошлина - за право торговли, гостиная пошлина, пошлина с клеймения лошадей, медовая, пошлина с браков и т.д.
После политического объединения
русских земель в XV в. начинается формирование
единой финансовой системы. Так, Иван III
в 1480 г. после освобождения от монголо-татарской
зависимости ввел первые русские
прямые и косвенные нало**************