История развития налогового законодательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:09, контрольная работа

Описание

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

Содержание

Налоги Древней и Средневековой Руси. 2
Налоговое законодательство России в XVII-XIX вв. 6
Развитие налогового законодательства в дореволюционной России. 9

Работа состоит из  1 файл

налоговое право.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

ЧОУ ВПО «Южно-Уральский  институт управления и экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: налоговое право

На тему: «История развития налогового законодательства в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка

группы Ю-10/06-ПМ

Кузмичева Наталья

Геннадьевна

Проверил: преподаватель

Трошина Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2009 год.

Содержание.

  1. Налоги Древней и Средневековой Руси.      2

  1. Налоговое законодательство России в XVII-XIX вв.    6

3.  Развитие налогового законодательства в дореволюционной России.  9

 

 

 

1. Налоги Древней  и Средневековой Руси

 

Налоги и  государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в  то же время существование налогов  без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

В развитии форм и методов  взимания налогов выделяется три  крупных периода.

На начальном этапе  своего развития государство не имеет  финансового аппарата для определения  и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Этот период - первый период развития налогообложения - отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

Развитие государственности  объективно требовало замены "случайных" налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в  конце XVII - начале XVIII вв. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства, возникает сеть государственных учреждений, с их помощью государство берет часть функций в области налогообложения на себя: наблюдает и определяет процесс сбора налогов. Именно в этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги.

Третий период развития налогообложения  начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов  и большим значением права при их установлении и взимании. Теперь уже государство полностью берет все функции установления и взимания налогов, а региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

На первых этапах развития государственности началшной формой налогообложения`можно считать жертвоприношение. ВеԴь оНо основыва఻ось не на добровмльных началах, а было скорее неписаным законом и становилось принудительнؾй выплатой$или сбором.

Финансовая система Еревней Руси стала складываться только с конца IX в. - в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Так, в русской летописи "Повесть временных лет" перечисляются народы "иже дан葌 дают Руси".

Сбор князьями налогов  осуществлялся весной и зимой, когда  князь и его войско отдыхали от походов.

Дань взималась двумя  способами: "повозом", когда она привозилась к князю, и "полюдьем", когда князья или княжеские дружинో сами ездили за нею. Налоги взимались деньгамԸ и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. Предметы, ооторые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельнксти, которой занималось то или иное племя.

Ро временбм дань сталасистематичеЁким прямым налогом, усложнилась система  и способы ее взимания.

Основные подати на Руси формировались за схет даннщх и оброчйых денег, Под данными деньгами, или данью, понимались разные прчмые налоги, которые ложились на податное население и взимались по числу рох, значившихся по писцовым книгам. Совокупность податей, платимых по общей раскладке, составляла тягло, и люди, подлежащие таким платежам, назывались тяглыми.

Для определения окладов  податей и их раскладки использовались различные единицы обложения. Под  податями подразумевались не только денежные платежи и натуральные  сборы, но и личные повинности. Распределение  податей осуществлялось совместно правительством и жбществом, то есть учитывались два момента: правительственный оклад (определение податных хозяйств, финансовые возможности плательщиков) и мирская раскладка (распределение подати между плательщиками в соответствии с хозяйственным благосостоянием). Развод представлял собой раздробление предполагаемой суммы средств, подлежащих сбору, а разруб - дальнейшее раздробление первоначальных окладов (мирская раскладка, размет).

Раскладка и взимание податей  производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно "по достатку", для чего составлялись так называемые окладные книги.

Помимо прямого налогообложения  на Руси существовало и налогообложение  косвенное, которое существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так, существовали пошлины за провоз товаров через горные заставы, пошлины за право иметь склады или за право устраивать рынки, судебная пошлина "вира" взималась за убийство, "продажа" - за прочие преступления.

Впервые законодательное  закрепление норм, регулирующих отношения, связанные со сборами и повинностями, появляется в Русской Правде - своде  древнерусского феодального права (имела 3 редакции - Краткую, Пространную, Сокращенную). В статьях 42-43 Краткой редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм (поставка пищевого довольствия), городовые и мостовые деньги.

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная  дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257-59 гг. монгольскими "численниками". Единицами обложения были: в городах - двор, в сельской местности - хозяйство. Известно 14 видов "ордынских тягостей": "выход" ("царева дань"), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы ("мыт", "тамка"); извозные повинности ("ям", "подводы"); взносы на содержание монгольских послов ("корм") и др.

Первоначально сбором податей  занимались сами ордынцы через своих  фискальных чиновников баскаков. Затем  функции по сбору и контролю за исполнением повинностей были переданы князьям, которым передавался Ханский Ярлык. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее Великому князю для отправления в Орду.

Существование монголо-татарского ига делало невозможным взимание прямых налогов в казну самого Русского государства. Главным источником внутренних доходов стали различные пошлины. Например, деньга - пошлина с воза, торговая пошлина - за право торговли, гостиная пошлина, пошлина с клеймения лошадей, медовая, пошлина с браков и т.д.

После политического объединения  русских земель в XV в. начинается формирование единой финансовой системы. Так, Иван III в 1480 г. после освобождения от монголо-татарской  зависимости ввел первые русские  прямые и косвенные нало********************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************введены новые налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подводные, подать на покупку драгунских лошадей и др.

Помимо реорганизации  системы налогов и сборов петровские реформы затронули и систему  управления финансами страны. Так, Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право "буде они похотят" управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.

При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали различными финансовыми вопросами: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-коллегия и коммерц-коллегия.

На протяжении всего XVIII в. основным источником пополнения бюджета  государства оставалась подушная подать и иные сборы, которые исчислялись по душам. С 1732 г. подушная подать собиралась в два срока: январь-март и сентябрь-декабрь. В связи с тяжестью налогового бремени общий размер подушной подати постоянно уменьшался, и при Екатерине II он составлял 70 копеек с души. По Указу от 3 мая 1783 г. "подати с мещан и крестьян по числу душ полагаются единственно для удобности в общем государственном счете". Предполагалось, что община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала необходимым.

В период правления Екатерины II (1729-1796) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 г. по указу императрицы была создана  экспедиция о государственных доходах, в следующем году она разделилась  на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взыскиванием недоимок, недоборов и начетов.

В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение  купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом - в первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам "по совести". Проверки имущества не производилось, доносы на его утайку не принимались.

С 1797 г., уже после смерти императрицы, российские губернии были разделены на четыре класса в зависимости  от плодородия почвы и их хозяйственного назначения, и для каждого класса были определены отдельные подушные оклады.

Начало XIX в. характеризуется  развитием российской финансовой науки. Так, в 1810 г. Государственным Советом  России была утверждена программа финансовых преобразований государства - знаменитый "план финансов", создателем которого выступил выдающийся русский экономист и государственный деятель М.М. Сперанский (1772-1839). Однако на протяжении XIX в. главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков, как и в петровские времена, определялось по ревизским переписям. Александром I в 1802 г. манифестом "Об учреждении министерств" было создано Министерство финансов и определена его роль, которая заключалась в управлении казенными доходами государства.

При Александре I (1777-1825) изменения  в акты законодательства вносились  в части следующих налогов: оборочный  налог, гильдейский сбор, пошлина  с наследств, гербовая подать. Также  вводятся процентный сбор с доходов  от недвижимого имущества, кибиточная подать, посудный сбор с меди, существенному пересмотру подвергается система земских денежных и натуральных повинностей, реформируется система организации сбора налогов.

В 1811 г. управление финансами  было разделено между тремя ведомствами. Министерство финансов занималось всеми источниками доходов, Государственное казначейство ведало расходами, Государственный контролер занимался ревизией всех счетов. Через 10 лет Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.

Следующие изменения в  системе налогообложения произошли  уже во второй трети XIX в. и были связаны  с именем Александра II.

3. Развитие налогового законодательства  в дореволюционной России

 

Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России, в том числе и финансовую.

В 1860 г. Александр II повелел  отменить с 1 января 1863 г. откупную систему, при которой отдавался на откуп  частным лицам сбор косвенных  налогов с населения за соль, табак, вино и т.п. Вместо откупов была введена более цивилизованная акцизная система.

Отмена подушной подати началась в 1882 г. Указом от 2 октября 1862 г. было утверждено, что размеры дополнительного  налога для сельских сословий, выплачивающих подушную подать, устанавливались только общими показателям той или иной губернии в зависимости от ее производительности и промышленных показаний.

Начиная с 1863 г. с мещан  вместо подушной подати стал взиматься  налог с городских строений.

С 1867 г. к подушной подати присоединены два других сбора, которые взимались по подушной системе: государственные земские и общественные сборы.

Информация о работе История развития налогового законодательства в России