Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 06:26, реферат
Там, где есть государство, существуют и налоги. Государство не может жить без налогов, поскольку они являются основным источником его доходов. Поэтому неудивительно, что государство, стремясь увеличить свои доходы, ищет новые способы налогообложения. Тем не менее законодателю в своем стремлении любыми способами увеличить доходы государственного бюджета не следует забывать о принципе соразмерности. Согласно данному принципу, налоговый режим, существующий в государстве, не должен подавлять экономическую активность субъектов экономического оборота и в то же время должен обеспечить необходимый уровень поступлений в бюджет.
ИЗБЕЖАНИЕ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Налоги
– это цена, которую
мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе Оливер У. Холмс (1809-1894), американский писатель Там, где есть государство, существуют и налоги. Государство не может жить без налогов, поскольку они являются основным источником его доходов. Поэтому неудивительно, что государство, стремясь увеличить свои доходы, ищет новые способы налогообложения. Тем не менее законодателю в своем стремлении любыми способами увеличить доходы государственного бюджета не следует забывать о принципе соразмерности. Согласно данному принципу, налоговый режим, существующий в государстве, не должен подавлять экономическую активность субъектов экономического оборота и в то же время должен обеспечить необходимый уровень поступлений в бюджет. Сегодня в результате развития межгосударственных отношений многие компании ведут деятельность, а граждане работают или получают инвестиционный доход на территории двух или более государств. Поэтому для многих стран мира актуальным является совершенствование налогового законодательства с точки зрения устранения таких ситуаций, когда один и тот же объект, например прибыль, облагается идентичными налогами в разных странах (двойное налогообложение) . Так, прибыль организации, полученная на территориях нескольких государств, может облагаться налогом в этих государствах одновременно (как по месту нахождения организации, так и по месту получения прибыли). Признавая, что двойное
налогообложение не способствует развитию
торговли, многие государства заключают
между собой договоры, соглашения
и конвенции (далее – международные
налоговые соглашения), определяющие
взаимный порядок взимания налогов
с субъектов экономической Международные налоговые соглашения определяют также порядок уплаты налогов, подлежащих взиманию у источника выплаты (заработная плата, авторские вознаграждения и др.), в случаях, когда получатель дохода и источник выплаты находятся по разные стороны границы. Обычно международные налоговые соглашения являются двухсторонними, то есть регулируют отношения, складывающиеся в налоговой сфере между двумя государствами. Однако встречаются и многосторонние международные налоговые соглашения. В связи с этим возникает
вопрос о соотношении внутреннего
национального законодательства (в
нашем случае российского законодательства),
регулирующего налоговые Применение национального
и международного налоговых законодательств
имеет свои особенности. Так, в соответствии
со статьей 15 Конституции Российской
Федерации международные При применении международных налоговых соглашений необходимо учитывать следующие особенности. Во-первых, нормы международных
договоров имеют обязательную силу
в отношении тех стран, которые
в установленном порядке Во-вторых, международные
налоговые соглашения не действуют
непосредственно, поэтому для реализации
положений, содержащихся в них, необходимо
принятие соответствующих правовых
актов на уровне каждого государства-участника
договора. Данные нормативные акты
необходимо учитывать при применении
норм международных налоговых В-третьих, необходимо иметь в виду, что в указанных соглашениях иногда предусмотрены специальные даты их практического применения либо обратная сила их действия. На сегодняшний день Российская Федерация является участницей международных налоговых соглашений с 63 странами. Некоторые из них были заключены еще Правительством СССР. Россия, являясь правопреемником СССР, признает все эти соглашения. При заключении международных налоговых соглашений государства исходят из следующих основных принципов. Во-первых, принципа территориальности, в соответствии с которым все лица, имеющие объект налогообложения на территории государства, подпадают под сферу действия налогового законодательства. Так, например, доходы от использования и реализации имущества подлежат налогообложению на территории государства, где это имущество находится. Во-вторых, принципа резидентства, согласно которому обязанность по уплате налогов распространяется на лиц, являющихся налоговыми резидентами. Критерии резидентства в разных странах различны. Так, в США критерием резидентства является место создания компании, в Англии – центра фактического руководства. В России физические лица признаются налоговыми резидентами, если они находятся на ее территории более 183 суток в календарном году (статья 11 НК РФ). Юридические лица считаются налоговыми резидентами, если они созданы на территории Российской Федерации в соответствии с российским законодательством. Действующие международные
налоговые соглашения содержат критерии
для определения налогового статуса
лиц, ведущих разрешенную При заключении международных налоговых соглашений для определения налогового резидентства используется термин – “лицо с постоянным местопребыванием”. При этом имеется в виду лицо, которое в соответствии с законодательством данного государства подлежит в нем налогообложению на основе своего постоянного местожительства, постоянного местопребывания, местонахождения руководящего органа или любого другого критерия аналогичного характера. Иногда в основу кладется определение юридического лица (см. Конвенцию между Правительством СССР и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения доходов от 26 февраля 1985 года). Своеобразно решается вопрос со статусом физических лиц. Физическое лицо может являться гражданином одного государства, или иметь двойное гражданство, или не иметь гражданства вообще. Физическое лицо может быть гражданином одного государства, но иметь постоянное место жительства в другом государстве. Поэтому в основу статуса физического лица кладется не его гражданство, а постоянное место жительства. В случае, когда физическое
лицо имеет постоянное место жительства
одновременно в двух договаривающихся
государствах, его положение будет
определяться исходя из следующего: а)
оно считается лицом с постоянным местом
жительства в том государстве, в котором
располагает постоянным жилищем. Если
оно располагает постоянным жилищем в
обоих государствах, оно считается лицом
с постоянным местом жительства в том
государстве, где имеет наиболее тесные
личные и экономические связи (центр жизненных
интересов), то есть где физическое лицо
осуществляет хозяйственную деятельность
или имеет основной источник дохода; Таким образом, при определении налогового статуса приоритетным критерием является место осуществления основной хозяйственной деятельности или место получения дохода, то есть экономическая связь физического лица и государства. Решение на основе гражданства принимается только в том случае, если невозможно определить налоговый статус исходя из иных критериев. Когда определение налогового статуса на основе гражданства невозможно, решение о порядке налогообложения доходов иностранного физического лица принимается по договоренности между компетентными органами государств, заключивших соглашение. Основное внимание
в международных налоговых Налогообложение прибыли
организации зависит от того, действует
она через постоянное представительство
или нет. Международные налоговые
соглашения исходят из того, что
прибыль (доход) подлежит налогообложению
в государстве основного Доход от международных
перевозок организация Дивиденды и проценты,
выплачиваемые организацией, подлежат
налогообложению в государстве
основного местопребывания К таковым относятся доходы, выплачиваемые за пользование (или за предоставление права пользования) авторским правом на произведения литературы, искусства или науки, включая кинофильмы, права пользования патентом, товарным знаком, дизайном или моделью, секретной формулой или процессом и т. д. Налогообложение рассматриваемых
доходов также зависит от того,
осуществляет ли организация, выплачивающая
доход, свою деятельность через постоянное
представительство или нет. Обычно
доходы от интеллектуальной собственности
облагаются налогом только в государстве
постоянного местопребывания Данное положение не применяется, если получатель дохода осуществляет деятельность в государстве, где возникают рассматриваемые доходы, через расположенное в нем постоянное представительство. В этом случае налогообложение осуществляется по месту нахождения постоянного представительства. Заработная плата
или иное вознаграждение, получаемое
физическим лицом за выполняемую
им работу на территории государства,
которое не является его постоянным
местопребыванием, подлежит налогообложению
в государстве, где получен данный
доход, при выполнении следующих
условий: Кроме того, если заработная
плата выплачивается постоянным
представительством, расположенным
на территории иностранного государства,
налогообложение осуществляется в
государстве местонахождения Пенсии, выплачиваемые по законодательству Договаривающегося государства, облагаются налогами только в этом государстве. Таковы основные положения
международных налоговых Регулирование вопросов двойного налогообложения осуществляется не только на уровне международных налоговых соглашений, но и национальным законодательством. В настоящее время вопросы двойного налогообложения в РФ регулируются НК РФ (глава 23 “Налог на доходы физических лиц” и глава 25 “Налог на прибыль организаций”). Порядок устранения двойного
налогообложения доходов Если физическое лицо
– налоговый резидент РФ получает
доход от зарубежного источника,
он обязан уплатить в России налог
с такого дохода. Налоговый платеж
может быть уменьшен на сумму налога
на доход, уплаченную в иностранном
государстве. Однако такой зачет
возможен только при наличии действующего
международного налогового соглашения
с соответствующим иностранным
государством. Сумма, на которую могут
быть уменьшены налоговые Чтобы подтвердить
право на зачет налога, уплаченного
в иностранном государстве, налогоплательщик
должен представить налоговому органу
документы, подтверждающие: Физические лица, являющиеся
резидентами иностранных Именно при решении вопросов избежания двойного налогообложения юридических лиц наиболее отчетливо проявляется несовершенство не только российского налогового законодательства, но и международных налоговых соглашений. В частности, до сих пор не определен четкий механизм определения налогооблагаемых доходов и уменьшающих эти доходы расходов в отношении постоянных представительств. Трудность заключается в том, чтобы выделить из доходов постоянного представительства долю, которая должна облагаться налогом на доходы. Это относится прежде всего к ситуациям, когда реализуемый товар – предмет договора – не является результатом деятельности постоянного представительства. В этом случае также сложно выделить расходы которые умешают налогооблагаемый доход. Доходы иностранных
юридических лиц подлежат налогообложению
как в случае осуществления деятельности
через постоянное представительство,
так и при отсутствии такового.
Чтобы представительство Иностранное юридическое лицо может не иметь представительства на территории РФ. В этом случае согласно российскому законодательству (глава 25 НК РФ) доходы иностранного юридического лица, полученные в результате деятельности, не приводящей к образованию постоянного представительства, подлежат обложению налогом на доходы у источника выплаты. В том случае, если
со страной происхождения Сложность рассмотрения данного вопроса состоит в том, что международные налоговые соглашения регулируют порядок устранения двойного налогообложения по-разному. В соответствии с некоторыми соглашениями эти действия могут осуществляться “автоматически” . В других соглашениях установлено, что применительно к РФ двойное налогообложение устраняется в соответствии с ее законодательством . Это означает в увязке со статьей 232 НК РФ (в отношении налогоплательщиков – физических лиц) фактическое отсутствие какого бы то ни было устранения двойного налогообложения. В отношении налогоплательщиков – юридических лиц (организаций) такая процедура в настоящее время и вовсе не предусмотрена (глава 25 НК РФ). В соответствии с действующим
российским законодательством существуют
два способа применения положений
международных налоговых Предварительное освобождение может быть получено в российских налоговых органах по месту нахождения налогового агента. Отечественная практика предварительного освобождения от уплаты налога в соответствии с международными налоговыми соглашениями имеет очевидные недостатки, связанные с несовершенством законодательства РФ. Это нередко становится причиной разногласий и споров. С целью обойти двойное налогообложение иностранный налогоплательщик приобретает право освобождения от конкретного налога в РФ именно в силу международного соглашения, а не на основании разрешения российского налогового органа (статья 312 НК РФ). Это подтверждает и арбитражная практика . Кроме того, ранее данная процедура регулировалась для юридических лиц Инструкцией Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. № 34 “О налогообложении прибыли и доходов юридических лиц”. Однако в связи с частичной отменой Закона РФ “О налогообложении прибыли предприятий и организаций” данная Инструкция фактически не действует. Как представляется, выходом из сложившейся ситуации может быть введение уведомительного порядка освобождения иностранных налогоплательщиков от уплаты налогов на территории РФ в соответствии с имеющимися международными налоговыми соглашениями. Для подтверждения
права на освобождение от уплаты налога
в соответствии с международным
налоговым соглашением в Министерство
РФ по налогам и сборам должны быть представлены
документальные доказательства того,
что: Лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ, предоставив соответствующие подтверждающие документы до момента уплаты налога или авансовых платежей по нему, может получить освобождение от уплаты налога. Если на дату уплаты налога такие документы не были представлены, налог должен быть перечислен в бюджет, а затем, при представлении соответствующих документов, возвращен налогоплательщику. Возврат из бюджета уплаченных налогов производится при условии подачи документов на освобождение не позднее одного года с момента окончания налогового периода, в котором налогоплательщик претендует на льготу. |