Цикл
лекций по «Налогам и налогообложению»
(казахстанская практика)
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАЗАХСТАНА: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ
И
СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ
- Налоговая
система и её формирование в условиях
Республики Казахстан
- Характеристика
Налоговой системы периода 1992-1993 годов.
- Этапы
реформирования налоговой системы Казахстана.
-
Характерные черты современной налоговой
системы. Классификация налогов.
Становление
налоговой системы Казахстана
- Налоговая
система Казахстана начала свое формирование
в конце 1991 года с принятия Закона “О налоговой
системе в Республике Казахстан” и объявления
суверенитета республики.
Становление
налоговой системы Казахстана
Согласно Закону “О налоговой системе
в Республике Казахстан”, введенного
в действие с 1 января 1992 года на территории
Казахстана стали функционировать 3 группы
налогов:
I. Общегосударственные налоги (16
видов)
II. Общеобязательные налоги и сборы
(10)
III. Местные налоги и сборы (17+2)
Характеристика
налоговой системы Казахстана 1992-93 годов
- отсутствие
единой законодательной базы;
- высокий
уровень налогового бремени;
- большое
количество налогов и обязательных платежей;
- сложный
налоговый механизм, вследствие дифференциации
ставок и наличия огромного количества
налоговых льгот;
- не
стабильность налогового законодательства;
- слабый
налоговый аппарат;
- низкий
уровень налоговой культуры.
Налоговая
реформа в Казахстане
- Согласно
выработанной в конце 1993 года концепции
налоговой реформы, она должна была проходить
в два этапа:
- 1994-1995
годы – принятие Налогового кодекса –
базиса новой налоговой системы;
- 1996-1998
годы – завершение построения налоговой
системы, в основном отвечающей реалиям
рыночной экономики.
Указ
Президента РК «О налогах и других обязательных
платежах в бюджет (от 24.04 1995г., введен в
действие с 01.06.1995г.)
- На
территории Казахстана стали функционировать
2 группы налогов:
- общегосударственные налоги и сборы
(5видов)
- местные налоги и сборы (6 видов).
Указ
Президента РК «О налогах и других платежах
в бюджет»
- За
счет резкого сокращения количества налогов,
унификации налоговых ставок, сужения
налоговых льгот (в целом, расширения налогооблагаемой
базы), произошло определенное снижение
налогового бремени.
Новый
этап налоговой реформы в Казахстане
- Кодекс
РК "О налогах и других обязательных
платежах в бюджет" был принят 12 июня
2001 года и вступил в силу с 1 января 2002 года.
- При
разработке Налогового Кодекса были определены
принципиально новые подходы к организации
Казахстанской налоговой системы
Принципы организации Казахстанской
налоговой системы:
- однократность
обложения, то есть один и тот же объект
одного вида налогов облагается только
один раз за определенный законом период;
- разумное
сочетание прямых и косвенных налогов;
- универсализация
налогообложения, обеспечивающая одинаковый
подход ко всем хозяйствующим субъектам
обложения;
Принципы
организации Казахстанской налоговой
системы:
- строгий
порядок введения и отмены органами власти
налогов, их ставок, налоговых льгот: налоги
и обязательные платежи могут вводится
в действие только Парламентом и вступать
в силу только с нового налогового года;
- точное
распределение налоговых доходов между
бюджетами разного уровня;
Принципы
организации Казахстанской налоговой
системы:
- четкая
классификация налогов, взимаемых на территории
Республики Казахстан, в основу которой
положена экономическая сущность обязательных
платежей, а не компетенция соответствующей
власти (налоги, сборы, платы, гос.пошлина
и таможенные платежи);
- стабильность
ставок в течение довольно длительного
периода и простота исчисления налога.
Позитивные результаты функционирования
налоговой системы:
- несмотря
на сложные условия формирования (спад
производства, финансовый кризис, инфляция)
в основном отвечала требованиям рыночных
отношений;
- даже
принимая во внимание имеющиеся изменения
и дополнения, сохраняла определенную
устойчивость и обеспечивала государство
налоговыми поступлениями;
Позитивные
результаты функционирования налоговой
системы:
- устанавливала
единые правила налогообложения независимо
от организационно-правовых форм субъектов
хозяйствования и всех физических лиц;
- построенная
с учетом зарубежного опыта дает возможность
Казахстану присоединиться к мировому
рынку, включиться в международные экономические
связи.
Принципы
Адама Смита
- Подданные
государства должны платить налоги соразмерно
полученным доходам – принцип равномерности
(справедливости).
- Налоги
должны взиматься в то время и тем способом,
которые наиболее удобны для налогоплательщиков
– принцип удобности.
Принципы
Адама Смита
- Сроки
и порядок уплаты налогов должны быть
заранее определены – принцип определенности.
- Издержки
по взиманию налогов должны быть минимальными
– принцип экономичности.
Пять
желательных характеристик любой налоговой
системы
- 1.Экономическая
эффективность: налоговая система
не должна входить в противоречие с эффективным
распределением ресурсов.
- поведенческий
эффект налогообложения;
- финансовые
последствия налогообложения;
Пять
желательных характеристик любой налоговой
системы
- искажающие
и неискажающие налогообложение;
- корректирующее
налогообложение;
- влияние
на общее равновесие;
- эффект
объявления о введении налога.
- 2.Административная
простота: административная система
должна быть простой и относительно не
дорогой в применении.
Пять
желательных характеристик любой налоговой
системы
- 3.
Гибкость: налоговая система должна
быть в состоянии быстро реагировать на
изменяющиеся экономические условия.
- 4.
Политическая ответственность: налоговая
система должна быть построена таким образом,
чтобы убедить людей в том, что они платят
для того, чтобы политическая система
была в состоянии более точно отражать
их предпочтения.
Пять
желательных характеристик любой налоговой
системы
- 5.
Справедливость: налоговая система
должна быть справедливой в подходе к
различным индивидуумам.
- горизонтальное
равенство;
- вертикальное
равенство;
- подход
с точки зрения получаемой выгоды.