Налоги и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:10, курсовая работа

Описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государст-во воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В ус-ло¬виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, нало-говая система является одним из важнейших экономических регуляторов, осно-вой фи¬нансово-кредитного механизма государственного регулирования эконо-мики. Го¬сударство широко использует налоговую политику в качестве опреде-ленного ре¬гулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообло-жения, зави¬сит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ…………………..………………4
2. АКЦИЗ: ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Налоги и налогообложение.docx

— 51.62 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

1.  Сущность  и назначение налогов…………………..………………4

2.  акциз:  характеристика  налогообложения…………………….

Заключение………………………………………………………………………

список  литературы………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди множества экономических  рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Применение налогов является одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловливает возрастание  роли налогов и их воздействия  на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы. Целью моей работы является рассмотрение налогов, их сущность и назначение, а также рассмотрение структуры налогообложения в России.

1.Налоги их сущность и функции, принципы налогообложения

1.1. Налоги  в истории экономической науки

Налоги - это одно из основных понятий  экономической науки. Сложность  понимания природы налога обусловлена  тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая природа  налога заключается в определении  источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в  конечном итоге на частные хозяйства  и хозяйство как единое целое. Следовательно экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс налогообложения  осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм.. В свое время П.Прудон верно подметил, что "в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве".

История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались " auxilia" ( помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент на признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый". На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство".

Когда же население примирилось  с налогами и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.

Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

Теория обмена услуг соответствовала  условиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов "покупалась" защита правительства.

Теория выгоды возникла в эпоху  просвещения, когда налог стал рассматриваться как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности.

В основе этих определений лежит  представление о договорном происхождении государства. Особое место в индивидуалистических теориях занимает классическая школа в лице А.Смита, Д.Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. А.Смит первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, он считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер. С другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает А.Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству. Но А.Смит ограничивает сферу действия налога: "только расходы на общественную оборону и на поддержания достоинства верховной власти должны покрываться налогами, все остальные расходы должны оплачиваться специальными пошлинами". Похожая точка зрения на налоги была и у Д.Рикардо, который называет налог "великим злом обложения, поскольку нет налогов, которые не тормозили бы накопление и не мешали бы производству".

Учение о правовом государстве  приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.

Теория жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога. С.Ю.Витте в лекциях, прочитанных Великому князю Михаилу Александровичу, определял налог как "принудительные сборы с дохода и имущества, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей".

Теория общественных потребностей отразила реалии последней четверти 19 - начала 20 в., обусловленные резким ростом государственных расходов и  необходимостью обоснования увеличения налогового бремени. Так Ф.Нитти определяет налог как " часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей". Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками., была полностью принята кейнсианцами с поправкой на "общественные потребности" вместо "коллективных"1.

 

1.2. Сущность  налога. Основные принципы налогообложения

В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической  жизни (с субъективной стороны).

Налоги как экономическая категория  являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты  налогов. Объективная сущность налогов  не зависит от конкретной экономической  действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление  этой категории.

Налог как экономическая категория  выражает денежные отношения между  государством, с одной стороны, и  физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.

Субъективная сторона налогов (их виды, уровень ставок и т.п) определяется внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8):

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный  взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого  является одним из условий  совершения в интересах плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий

Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Это обязательность, безвозмездность, безэквивалентность.

Принципы налогообложения. Налогообложение  относится к числу давно известных  способов регулирования доходов  и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно  своим способностям и силам  участвовать в содержании правительства,  т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства...

2. Налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное  лицо, должен быть точно определен,  а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, -все это должно быть ясно  и определено для плательщика  и всякого другого лица...

3. Каждый налог должен взиматься  в то время и тем способом, когда и как плательщику должно  быть удобнее всего платить  его...

4. Каждый налог должен быть  так задуман и разработан, чтобы  он брал и удерживал из кармана  народа возможно сверх того, что  он приносит казначейству государства.

Как видно, А.Смит исходил из следующих  принципов налогообложения:

  • равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
  • определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;
  • простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
  • неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

Общие принципы построения налоговых  систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые  включают:

1) объект налога - это имущество,  доход, товар, наследство, подлежащие  обложению;

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е. доход  из которого выплачивается налог  (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);

4) ставка налога - величина налога  с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или  частичное освобождение плательщика  от налога.

 В практике большинства государств  получили распространение три  способа взимания налогов:

1) "кадастровый" - (от слова  кадастр - таблица, справочник), когда  объект налога дифференцирован  на грyппы по определенному  признакy. Перечень этих грyпп  и их признаки заносится в  специальные справочники. Для  каждой грyппы yстановлена индивидyальная  ставка налога. Такой метод характерен  тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

 Примером такого налога может  слyжить налог на владельцев  транспортных средств. Он взимается по yстановленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, использyется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

2) на основе декларации

 Декларация - докyмент, в котором  плательщик налога приводит расчет  годового дохода и налога с  него. Характерной чертой такого  метода является то, что выплата  налога производится после полyчения  дохода.

 Примером может слyжить налог  на прибыль.

3) y источника

 Этот налог вносится лицом  выплачивающим доход, поэтому  оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

 Например, подоходный налог  с физических лиц. Этот налог  выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сyмма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сyмма выплачивается работникy. Этот способ наиболее распространен в нашей стране2.

 

1.3. Классификация  и виды налогов

Налоги весьма разнообразны по видам  и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.

Налоги делятся на разные группы по многим признакам. Прежде всего налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.

Информация о работе Налоги и налогообложение