Налоги и налоговая политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой политики в Украине и ее влияние на состояние экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить сущность налога, налоговой системы и налоговой политики;
2) рассмотреть существующие виды налогов;
3) рассмотреть основные проблемы налоговой политики Украины

Работа состоит из  1 файл

Чеснакова.doc

— 480.50 Кб (Скачать документ)

      Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование[10, c.328].

    Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая  тактика.

    Основные  положения налоговой  политики

    1. Без налогов государство не  может существовать.

    2. Налоговая система должна быть  простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов и, в конечном счете, к разрушению экономики путем ареста имущества.

    3. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс - экономика саморазрушается.

    4. В период кризиса налоги должны  быть установлены на минимально  возможном уровне.

    5. Государственное регулирование экономики необходимо. Однако при суммарной величине изъятия чистого дохода выше 30% экономический рост страны приостанавливается.

    6. Налоговые льготы должны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса.

    7. Налоговая система не должна носить конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе, в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.

     8. Суммарная величина налогов имеет устойчивую тенденцию роста только в экономической системе, в которой государство гарантирует стабильность законов и правил.

    9. Превалирование косвенной системы налогообложения, наиболее удобной с позиции формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнищанию основной массы населения страны, поскольку бремя таких налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т.е. на 80-90% населения, имеющих доходы на уровне прожиточного минимума или даже на уровне социального выживания. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне потребления при разных уровнях доходов.

      Формирование налоговой политики должно строится на таких принципах:

  • стабильность налоговой системы;
  • использования одинакового налогового бремени для различных групп плательщиков налогов в зависимости от уровня их доходов;
  • создание одинаковых условий налогообложения как предпринимателей, занятых в сфере производства, так и потребителей.

    Нынешняя  налоговая система является неадекватной условиям переходной экономики, создала значительный налоговый пресс на субъекты предпринимательства, привела к неоправданному изъятию оборотных средств предприятий, возникновению дополнительных потребностей в кредитных ресурсах. Значительные деформации и нестабильность имеют место в ставках налогов, в определении базы и периодов налогообложения. Всё это привело к созданию значительного неофициального сектора экономики, уклонениям от налогообложения, задержке налоговых поступлений.

    Таким образом, налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы способствовать производственной деятельности, стимулировать формирование средств на приоритетных направлениях экономического и социального развития Украины.

      Система налогового планирования рассматривается, как единство двух подсистем: государственного налогового планирования, имеющего целью формирование доходной базы государственного и территориальных бюджетов и налогового планирования на уровне хозяйствующих субъектов как элемента финансового менеджмента. Эти подсистемы имеют разнонаправленные цели: в первом случае налоговое планирование ориентировано на максимальный уровень изъятия налогов в бюджет, а во втором - на минимизацию налогов с целью сокращения реальных издержек предприятий.

      Реализация государством хозяйственных, управленческих, социальных и иных функций невозможна без создания адекватной экономической базы. Материальным воплощением такой базы является бюджетный фонд. В значительной своей части он формируется за счет налоговых поступлений. Планирование доходной части бюджета (бюджетного фонда) в наибольшей степени представляет собой планирование налоговых платежей. Процесс государственного налогового планирования включает два основных направления: прогнозирование мобилизации сумм налоговых платежей на основе макроэкономических показателей (объем ВВП, индекс инфляции, объем товарооборота и др.) и распределение доходов по уровням бюджетной системы с целью формирования доходной базы бюджетов территорий.

      Прогнозирование поступлений налогов на базе макроэкономических показателей определяет стратегию формирования налоговых доходов на очередной год и среднесрочную перспективу, но не решает всех проблем налогового планирования. Поэтому необходимым компонентом налогового планирования является обработка и анализ статистических данных об аккумуляции налогов в бюджет за истекший период, а также информация о возможных изменениях в налоговом законодательстве.

      Налоговое планирование основано на оценке эффективности налоговой системы в целом с позиций выполнения ею фискальных задач и воздействия на экономику, а также на анализе причин возникновения налогового дефицита - расхождений между планируемым и фактическим поступлением налогов.

    Важный  этап налогового планирования - разграничение  налоговых доходов между бюджетами различных уровней представляется важным, поскольку значительная часть доходов региональных бюджетов формируется за счет отчислений от регулирующих налогов (НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и др.). Распределение регулирующих налогов по уровням бюджетной системы осуществляется в соответствии с законом о федеральном бюджете на очередной год.

      Прогнозирование налоговых доходов на территории субъектов Украины осуществляется территориальными финансовыми управлениями совместно с налоговыми органами на основании данных, характеризующих экономический потенциал региона, включая показатели, определяющие объем платежей по соответствующим налогам. В то же время оценка реальности поступлений налогов на любом уровне планирования невозможна без учета специфики налогового планирования хозяйствующих субъектов, которое, преследуя прямо противоположные цели, может внести существенные коррективы в государственные и региональные прогнозы. Тем самым, несмотря на разнонаправленные задачи, обеспечивается единство подсистем налогового планирования.

      Налоговый контроль - элемент финансового контроля и налогового механизма. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль необходим для обеспечения соблюдения правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

      Одно из главных требований к налоговому контролю - контроль должен приносить значительно больше средств, нежели затрачивается на его проведение (принцип дешевизны и эффективности налоговой системы). Налоговая практика различает два основных способа борьбы с налоговыми правонарушениями: предупреждение (превентивные методы) и наказание (репрессивные методы).

      Важным условием для уменьшения числа правонарушений является расширение сферы превентивного налогового контроля. Комплекс предупредительных мер включает оказание консультационно-методической помощи налогоплательщикам, своевременное освещение изменений налогового законодательства в открытой печати, публикации о наиболее типичных и злостных нарушениях налогового законодательства и обзоров арбитражной и судебной практики[10, c.431].

      Что касается налоговой политики Украины, то она является нестабильной, согласно изменениям нового Налогового кодекса.

    Изменения в системе налогообложения представлены в таблице 1.4.

Таблица1.4

Общегосударственные и местные налоги после изменения Налогового Кодекса

Общегосударственные налоги
  • Налог на прибыль
  • НДФЛ
  • НДС
  • Акцизный сбор
  • Сбор при первой регистрации транспортного средства
  • Экологический налог
  • Плата за использование недр
  • Сбор за использование радиочастот в Украине
  • Плата за землю
  • Сбор за специальное использование воды
  • Пошлина
  • Фиксированный с/х налог
  • Сбор за специальное использование лесных ресурсов
  • Рентная плата за нефть, газ и газовый конденсант, который добывают в Украине
  • Рентная плата за транспортирование нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами,транхитное транспортирование природного газа и аммиака через территорию Украины.
  • Сбор на развитие виноградорство, садоводство и хмелеводство
  • Сбор в виде целевой надбавки к действительному тарифу на электричество и тепловую энергию
  • Сбор в виде целевой надбавки к действительному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности
Местные налоги
  • Налог на недвижимое имуществ, которое отличается от земельных участков
  • Единый налог
  • Сбор за внедрение некоторых видов предпринимательской деятельности
  • Сбор за место на парковке транспортных средств
  • Туристический сбор

Источник: Составлено автором на основании данных Налогового Кодекса Украины 

    Изменения налоговых ставок.

    Налог на прибыль организаций 

    ● общая ставка налога на прибыль предполагается, будет снижена до 20% в 2011 году, а  затем снижение налогов будет  продолжаться до 1% в год, пока налоговая  ставка достигает 17% в 2014 году. Однако, дополнительные региональные и местные корпоративные ставки подоходного налога в размере 2% и 3% соответственно, могут быть приняты.

    ● С учетом некоторых исключений, начисления основной назначают для признания  доходов и расходов для целей налогообложения;

    Соотношение - добавленную стоимость (НДС)

    ● Стандартная ставка НДС предполагается быть сокращены до 19%, 18% и 17%, начиная  с 1 января 2012 года, 1 января 2013 года и 1 января 2014 года,

    соответственно. Однако, согласно проекту Налогового кодекса, 17% ставка будет применяться только в период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года;

    ● право налогоплательщика для  записи налогового кредита по НДС  ограничивается три месяца после даты счета-фактуры;

    ● Несмотря на то что основной отчетности остается неизменной, срока уплаты НДС сокращен до 5 рабочих дней.

    НДФЛ - Налогообложение иностранных физических лиц 

    ● украинских жительство налог на основе двух критериев - украинское гражданство и / или присутствие в Украине более 183 дней в текущем и / или предыдущих отчетного года;

      Проект Налогового кодекса не конкретно предусматривают требования для иностранных личности на получение сертификата налогового резидента, но указывает, что процедура подтверждения налогового статуса проживания устанавливается Кабинетом Министров Украины;

    ● украинских лиц налоговым резидентом, облагаются налогом в 15% ставка налога в отношении их доходов во всем мире, налоговых нерезидентов - на 30% ставка налога в отношении доходов занятости для работы в Украине, и на 15% ставка по на процентный доход, роялти и дивиденды, выплачиваемые украинских компаний.

 

     Специальные подходы налоговой политике:

    ● Налоговый кодекс сохраняет упрощенную систему налогообложения для  отдельных категорий налогоплательщиков. В частности, следующие налогоплательщики (за исключением налогоплательщиков в определенных непосредственно предписанные виды коммерческой деятельности, такие как азартные игры, производство акцизных продукты, реклама, правовой деятельности и т.д.) может подать заявление на единый налоговый режим:

Информация о работе Налоги и налоговая политика Украины