Налоговая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание

В современном налоговом законодательстве, где основополагающим нормативным актом является Налоговый кодекс РФ, отсутствует нормативное определение налоговой ответственности. Термин "налоговая ответственность" был применен законодателем в п.2 ст.108 НК РФ как синоним понятия "ответственность за совершение налогового правонарушения".

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

1.Налоговая ответственность……………………………………………………….5

2.Понятие и состав налогового правонарушения……………………………….....7

2.1.Объект налогового правонарушения………………………………………9

2.2.Объективная сторона налогового правонарушения………………….

2.3.Субъект налогового правонарушения……………………………………10

2.4.Субъективная сторона правонарушения…………………………………12

3.Меры ответственности за совершения налогового правонарушения. Налоговые санкции и их применение……………………………………………..16

3.1.Обстоятельства, смягчающие ответственность…………………………17

3.2.Обстоятельства, отягчающие ответственность…………………………20

4.Привлечение к ответственности………………………………………………...23

5.Отдельные виды правонарушений и ответственность за их совершения……27

Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованной литературы……………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

курс2.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

     Даже  при установлении в действиях или бездействии лица всех признаков состава налогового правонарушения оно не может быть подвергнуто мерам ответственности, если истек установленный ст. 113 Налогового кодекса РФ срок давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение. Этот срок равен трем годам, которые исчисляются либо со дня совершения правонарушения, либо со дня, следующего после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение.

     Течение срока согласно ст. 6.1 НК РФ начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

     Со  дня, следующего после окончания  налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение, срок давности исчисляется применительно к налоговым правонарушениям, предусмотренным статьями 120 и 122 НК РФ.

     Срок  давности привлечения к ответственности  за совершение всех остальных налоговых  правонарушений (статьи 116—119, 123—129.1 НК РФ) исчисляется со дня их совершения.

     Выявленные  налоговым органом факты налоговых  правонарушений должны подтверждаться документально. В зависимости от совершенного правонарушения таким  подтверждением могут быть копии  документов налогоплательщика (например, первичной и управленческой документации, договоров), декларации или объяснения налогоплательщиков, документы других лиц (например, извещения банков об открытии счета, извещения органов и лиц, осуществляющих регистрацию имущества, сделки с которым подлежат налоговому контролю), протоколы опроса свидетелей, заключения экспертов и т. п.

     В определенных случаях факт нарушения  законодательства о налогах и  сборах должен быть обязательно зафиксирован акте, подписанном уполномоченными  должностными лицами налогового органа. Налоговый кодекс РФ требует обязательного составления акта:

     1)по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщика,

     плательщика сборов или налогового агента;

     2)при воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика;

     3)при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах, лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.

     Во  всех иных случаях обнаружения фактов налоговых правонарушений, в том  числе при проведении камеральной  проверки, составление акта Налоговым  кодексом РФ не предусмотрено.

     Акты, составленные должностными лицами налогового органа, и другие документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, представляются для рассмотрения руководителю налогового органа или его заместителю. По результатам рассмотрения этих материалов руководителем налогового органа или его заместителем выносится:

     1)решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;

     2)решение об отказе в привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

     3)решение о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

     Действующее налоговое законодательство устанавливает, что налоговые санкции могут  быть взысканы с налогоплательщиков и иных лиц только в судебном порядке. При этом должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора о применении мер ответственности за налоговое правонарушение — после вынесения решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган обязан предложить ему добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

     В случае, если привлекаемое к ответственности  лицо отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или  пропустило десятидневный срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции. К исковому заявлению должно быть приложено решение налогового органа и другие материалы дела о налоговом правонарушении.

     Налоговый кодекс РФ в ст. 115 устанавливает  срок давности взыскания налоговых  санкций, то есть срок, в течение  которого налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции. Этот срок не должен превышать шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта, причем этот шестимесячный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению. 
 
 

     5. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

     Отдельным видам налоговых правонарушений посвящена глава 16 Налогового кодекса  РФ «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение». Эта глава содержит 13 статей, предусматривающих 25 составов налоговых правонарушений, за совершение которых на виновное лицо может быть возложена ответственность.

     В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

     Сроки для подачи заявлений о постановке на учет установлены ст.83 НК РФ. Налогоплательщики обязаны подать в соответствующий налоговый орган заявление о постановке на учет в течение:

  1. 10 дней после государственной регистрации организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;
  2. 10 дней после выдачи частным нотариусам, частным детективам, частным охранникам лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность;

         3)30 дней со дня регистрации недвижимого имущества или транспортных средств, принадлежащих организации;

              4)одного месяца после создания обособленного подразделения организации.

     Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок менее 90 дней влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей, а более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

     Ответственность по ст. 116 НК РФ наступает лишь за нарушение  сроков, установленных ст. 83 НК РФ, а не сроков, установленных ст. 84 НК РФ. Арбитражный суд откажет налоговому органу в иске к организации о привлечении ее к ответственности по ст. 116 НК РФ за нарушение 10-дневного срока уведомления налогового органа об изменении своего места нахождения, установленного п. 4 ст. 84 НК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 08.06.2000 № КА-А40/2195-00).

     Согласно  ст. 83 НК РФ организация, в состав которой  входят обособленные подразделения, расположенные  на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находятся подлежащие налогообложению недвижимое имущество или транспортные средства, обязана встать на учете качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. Но согласно п.39 Постановления Пленума ВАС РФ N 5 и Письму МНС России от 8 августа 2001 г. N ШС-6-14/613@, если место нахождения обособленного подразделения, недвижимого имущества либо транспортного средства, принадлежащего налогоплательщику, совпадает с местом нахождения самого налогоплательщика, то повторная постановка на учет в той же налоговой инспекции не требуется.

     В соответствии со ст.117 НК РФ к налоговой ответственности привлекаются налогоплательщики, которые осуществляют деятельность без постановки на учет в налоговых органах и умышленно не встают на налоговый учет.

     Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей. А более трех месяцев - влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности.

     Применение  ст.117 НК РФ обусловлено осуществлением лицом именно предпринимательской  деятельности, ведь размер санкций  определяется в зависимости от полученного  налогоплательщиком в результате такой деятельности дохода. А получение дохода - это основная цель предпринимательской деятельности (ст.2 ГК РФ).

     Таким образом, при привлечении лица к  ответственности по ст.117 НК РФ доказыванию  подлежат три момента:

    1. что лицо не состоит (не состояло) на учете в налоговом органе;
    2. что оно фактически осуществляет (осуществляло) в это время предпринимательскую деятельность;
    3. что лицо уклонялось от постановки на налоговый учет.

     Термин "уклонение" подразумевает совершение налогоплательщиком определенных действий с целью избежать постановки на учет. Уклонением может быть признано, например, сообщение налоговому органу недостоверных сведений о местонахождении имущества, игнорирование требований налогового органа о необходимости постановки на учет и т.п.

     Статья 117 не дает определение понятию «доход». Но можно сказать, что в данном случае доход — это не любое получение денежных средств или других материальных благ, а только то, которое влечет появление выгоды, то есть улучшение экономического положения лица. То есть доход имеет место в случае превышения поступивших материальных благ над затраченными на эти цели средствами. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 03.07.2000 № КА-А40/2637-00 указал, что нельзя признать обоснованным расчет штрафных санкций, предусмотренных ст. 117 НК РФ, от полученной организацией выручки. Доходом организации с учетом норм ст. 41 НК РФ признается не выручка, а прибыль, от суммы которой и рассчитывается штраф по ст. 117 НК РФ.

     Следует отметить несоответствие п.1 и п.2 данной статьи. Исходя из буквального содержания статьи можно заключить, что если налогоплательщик ведет деятельность без постановки на учет в налоговом органе менее трех месяцев (такое деяние соответствует признакам правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 117 НК РФ), на него в любом случае может быть наложен штраф в размере 20 000 рублей, даже если доход не будет получен. Если же при прочих равных условиях просрочка составит более трех месяцев, что предусмотрено п. 2 ст. 117 НК РФ, сумма штрафа может быть либо гораздо меньше, либо, когда доход будет отсутствовать, вообще равна нулю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Систематизация  норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии НК РФ, явилась объективным  требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму в правовом акте особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых правонарушений и ответственности.

     Устанавливая  систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы  возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых  правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, но и предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.

     Но  существующее налоговое законодательство на данный момент далеко от совершенства. Оно все еще является довольно запутанным и противоречивым. Так, например, некоторые нормы шестнадцатой главы Налогового кодекса РФ нарушают требования соразмерности юридической ответственности.

     В настоящее время остается еще  много споров и противоречий по применению норм Налогового кодекса РФ, которые  смогут быть разрешения путем внесения изменений в некоторые статьи Налогового кодекса РФ, разъяснений МНС, постановлений ВАС и путем накопления судебной практики по налоговым спорам.

     Также остается спорным вопрос и о самой  сущности налоговой ответственности, так как это понятие еще законодательно не закреплено. Соответственно, сейчас не существует единого мнения о том, является ли она самостоятельным видом юридической ответственности. 

Информация о работе Налоговая ответственность