Налоговая проверка как вид налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:33, реферат

Описание

Основным видом налогового контроля является проверка. Такой вид финансового контроля, как ревизия, в полном смысле этого слова (комплексная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта хозяйствования с полной инвентаризацией и контролем постановки бухгалтерского учета и состояния внутриведомственного контроля), как правило, не применяется.

Содержание

НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА КАК ВИД НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ…3

Камеральная налоговая проверка…………………………...........................4

Выездная налоговая проверка……………………………………………….6

Методы и способы проведения проверок налоговыми органами...........................................................................................................8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….......11

Работа состоит из  1 файл

Налоговое право.docx

— 36.04 Кб (Скачать документ)

     Говоря  о методах выездной налоговой  проверки, можно выделить еще и  следующие:

     - проведение фактической проверки (инвентаризации);

     - контрольный запуск сырья и материалов в производство;

     - осмотр офиса, столов, сейфов с целью обнаружения накладных, черновых тетрадей учета и других не представленных к проверке документов;

     - опрос служащих;

     - получение информации извне (например, от таможенных органов о ввозе/вывозе товаров и продукции).

     Кроме вышеназванных, может применяться  и метод встречной проверки, предполагающий установление правильности проведения тех или иных операций на проверяемом  объекте через участвующих в  этих операциях контрагентов. И естественно, при документальной налоговой проверке применяется метод законности операций с целью установления соответствия их действующему законодательству.

     В соответствии с НК РБ, в частности  ст. 71, выездные налоговые проверки могут быть комплексными, рейдовыми, тематическими и встречными. При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо). Рейдовые проверки осуществляются налоговыми органами в местах деятельности субъектов хозяйствования и граждан, связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов), с целью проконтролировать соблюдение законодательства о налогах и предпринимательстве, обеспечение полноты отражения доходов от реализации товаров и оказания услуг за наличные деньги; выявить незарегистрированную предпринимательскую деятельность. Рейдовые проверки могут быть плановыми и внезапными. Первые проводятся по специально разработанным планам, вторые же - вне плана. В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо), а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов. Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете плательщиком (иным обязанным лицом) хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки.

     Плановая  проверка – проверка, включенная в  план контрольной работы налогового органа в соответствии с правилами  Указа № 510 и главой 4 Положения  о порядке организации и проведения проверок (утверждено Указом № 510) . Контролирующие органы составляют сводные планы проверок на каждое полугодие. Сводные планы утверждаются руководителями контролирующих органов и представляются в органы Комитета государственного контроля в электронном виде по форматам интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. Сводные планы проверок формируются КГК в координационные планы контрольной деятельности в Республике Беларусь. Координационный план размещается на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.

     При планировании проверок контролирующим (надзорным) органом может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист), который направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней  или низкой группам риска, для  получения контролирующим (надзорным) органом информации в целях анализа  соблюдения проверяемым субъектом  законодательства и определения  необходимости назначения плановой проверки.

     В соответствии с п. 7 Указа № 510, контролирующий (надзорный) орган вправе назначить  плановые проверки в отношении проверяемых  субъектов, отнесенных:

     - к высокой группе риска, – не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через два года;

     - к средней группе риска, – не чаще одного раза в три года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через пять лет;

     - к низкой группе риска, – по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

     Плановые  проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут  быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме  совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение  календарного года не допускается.

     Внеплановая проверка – проверка, проводимая без  включения в координационный  план контрольной (надзорной) деятельности. В соответствии с п. 9 Указа № 510, внеплановые проверки по установленным  основаниям назначаются:

     - по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь;

     - Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции;

     - Генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции;

     - руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.  

1.3 Методы и способы проведения проверок налоговыми органами

     На  основании подпункта 5.10 пункта 5 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», и в соответствии с частью первой пункта 36 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь постановляет:

     1. Установить, что при проведении  налоговыми органами проверок  используются методы документальной  и фактической, сплошной и (или)  выборочной проверки.

     Методом документальной проверки осуществляются:

     - изучение действующей у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

     - исследование документов в целях установления соблюдения требований законодательства по совершенным хозяйственным и финансовым операциям;

     - анализ первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, принадлежности и соответствия установленным требованиям;

     - сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);

     - соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;

     - сличение имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей;

     - оценка заключенных сделок требованиям законодательства Республики Беларусь по форме, содержанию и исполнению.

     Методом сплошной проверки осуществляется анализ всех взаимосвязанных финансово–хозяйственных  операций и документов, которыми оформлялись  эти операции.

     Методом выборочной проверки осуществляется анализ части документов. При этом используется экономический анализ показателей, характеризующих различные стороны  хозяйственной деятельности плательщика (иного обязанного лица), с целью  выявления несоответствий и отклонений взаимосвязанных показателей с  последующим выявлением причин их образования. В ходе экономического анализа отдельные  записи бухгалтерского (налогового) учета  сверяются с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты  финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения плательщиком (иным обязанным лицом) правил учета  хозяйственных операций.

     Способами осуществления налоговыми органами проверок являются:

     - проведение встречных проверок;

     - осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений и иных объектов плательщика (иного обязанного лица);

     - проведение личного досмотра;

     - контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);

     - назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица);

     - контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);

     - иные определенные законодательными актами способы.

     При проведении фактической проверки осуществляется применение необходимых способов проверки с учетом состояния бухгалтерского и (или) налогового учета и вопросов, возникающих при анализе документов проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

Список  используемой литературы:

  1. Балабин,  В. И. Проведение налоговых проверок и оформление их результатов / В. И. Балабин // Налоговый вестник. - 2000. – №5. - с. 53.
  2. Бахрах, Д. Н.  Юридический процесс и административное судопроизводство / Д. Н. Бахрах // Журнал российского права. – 2000. - №9. – с. 10-15.
  3. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: формирование нормативно-законодательной базы / В. В. Бурцев  // Журнал российского права. - 2000. - №7. - с. 22.
  4. Брызгалин, А. В. Налоги и налоговое право: учебн. пособие; под ред. А. В. Брызгалина. – М., 1997.- с. 262.
  5. Брызгалин, А. В. Финансовое право Российской Федерации: учебн. пособие; под ред. М. В. Карасева. - М.: Юристъ, 2002. - 420 с.
  6. Винницкий, Д. В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики / Д. В. Винницкий.- СПб., 2003. – 396с.
  7. Доброхотова, В. Б., Лобанов, А. В. Налоговое проверки. Книга для налогоплательщиков и налоговика ; под ред.  В.Б Доброхотова, А. В. Лобанов. – МЦФЭР, 2007. – 416 с.
  8. Заяц, Н. Е. Теория налогов: учебн. пособие; под ред.  Н. Е. Заяц. - М.: БГЭУ, 2002. - 280 с.
  9. Заяц, Н. Е. Налоги: учебн. пособие ; под общ.ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. - М.: БГЭУ, 2000. - 368 с.
  10. Карасева, М. В. Налоговый процесс- новое явление в праве / М.В. Карасева // Хозяйство и право. – 2003.- №6.- с. 53-61.
  11. Карякина, О. А., Барсегян, Л. М., Прокопович Н. А. Налог и налогооблажение: учебн. пособие;  под общей ред. Карякина О.А. – М.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - 2004. – 232 с
  12. Карасева, М. В. Финансовое право: учебник М. В. Карасева. – М.: Юристъ, 2006. – 592 с.
  13. Луцевич, И. Я. Виды налоговых проверок / И. Я. Луцевич // Вестник государственного налогового комитета Республики Беларусь. – 2001. - №37. – с. 80-83.
  14. Мазуренок, О. Камеральная налоговая проверка: особенности правого регулирования / О. Мазуренок // Юрист. – 2005. - №12 (55). – с. 43-46.
  15. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) № 166-З: принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 г.: текст Кодекса по состоянию на 29.12.2009 г.
  16. Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. - 160 с.
  17. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах: Закон Республики Беларусь, 1.07.2010 г., № 142-З.
  18. Родионова В. М., Шлейников В. И. Финансовый контроль: учебн.пособие; - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 320 с.

Информация о работе Налоговая проверка как вид налогового контроля