Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:41, курсовая работа
налоговая реформа, означающая, как известно, полное или частичное изменение налоговых отношений в результате соответствующего переустройства существовавшей до этого налоговой системы с одновременным преобразованием прежнего механизма - системы управления налогами, представляет собой тоже систему, причем особую - экономическую.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
Объект исследования - налоговая реформа в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ
Среди
множества экономических
Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.
С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Применение
налогов является одним из экономических
методов управления и обеспечения
взаимосвязи
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.
Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт.
Но в связи с тем, что налоговая система Казахстана создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно казахстанской налоговой системы, отвечающей нашим казахстанским условиям.
Неуклонное
повышение роли налогов в социально-
Отсюда,
столь пристальное
Между тем налоговая реформа, означающая, как известно, полное или частичное изменение налоговых отношений в результате соответствующего переустройства существовавшей до этого налоговой системы с одновременным преобразованием прежнего механизма - системы управления налогами, представляет собой тоже систему, причем особую - экономическую.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
Объект
исследования - налоговая реформа
в Республике Казахстан.
ГЛАВА
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И
ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ
1.1 Понятие
налоговой системы
Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает собственной финансовой базой, проще говоря, имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функции.
Между тем, деньги являются продуктом сферы материального производства к которому государственная деятельность, будучи по своей природе разновидностью управленческой деятельности, не относится. Другими словами, труд конкретного государственного служащего, рассматриваемого в отдельности, как и деятельность всего государственного аппарата в целом, имея бесспорно общественно-полезный характер, не создают того продукта, выразителем стоимости которого выступают деньги.
В силу этого государство вынуждено искать их где-то на стороне.
Добывание государством денег составляет содержание такого элемента по финансовой деятельности, который принято именовать "мобилизация денежных средств, необходимых для обеспечения функционирования государства и создание денежных фондов государства".
Добывает себе государство денежные средства различными способами:
- в одних
случаях оно использует метод,
основанный на добровольной
- в других
случаях добывание денег
Налоги (в старину их называли "подати"), наряду с военной добычей и пошлинами, являются, пожалуй, самым древним способом добывания государством себе денег. Известный дореволюционный финансист П.П. Гензель по этому поводу отмечает, что "уже в древнем мире были прекрасно известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания".
А современный ученый М.Т. Оспанов правильно, на наш взгляд, усматривает в "канонизированной почти на два тысячелетия христианской и мусульманской религиями достославной десятине" зародышную форму современного налогообложения, отмечая при этом, что в "условиях, когда государство в совершенном виде еще не существовало и зачаточные формы государственной организации проявились у одних народов в виде патриархально организованных объединений (германские племена), у других управляющихся олигархиями городов-государств (греческий мир и Аппенинский полуостров), у третьих теократических династий (Египет и Передний полуостров), об общегосударственных законах здесь говорить не приходится: их вполне заменяли тогда неписаные, но от этого не менее строгие, законы религиозных общин.
Налоги являются основным источником существования государства и финансирования его деятельности. Для этого государство формирует свою налоговую систему, которая включает в себя совокупность налогов различного вида.
При этом по каждому налогу определяются его плательщик, объект налогообложения, ставки, порядок уплаты и льготы. Формируется также налоговая структура - система специализированных налоговых органов, наделенных мощными властными полномочиями (особенно в части осуществления налогового контроля).
Главной
задачей налоговых органов
Налог - установленный государством (в лице уполномоченного органа) в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме обязательный платеж, производимый налогоплательщиком в определенном порядке и размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер, уплата которыми обеспечивается мерами государственного принуждения.
Налог - это достаточно сложное образование, имеющее определенную внутреннюю структуру, состоящую из элементов:
Элементами налога являются:
1) субъект налога;
2) объект налога;
3) норма налога;
4) порядок уплаты налога;
5) льготы
по налогу.
Тип государства, как и тип экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения, позволив не проявляться фискальной функции налогов столь очевидно и столь откровенно.
Приходится констатировать, что, несмотря на многовековую историю взимания налогов, многочисленные научные разработки по их поводу (как экономического, так и правового порядка), вопрос о понятии налога продолжает оставаться спорными, а имеющиеся его определения не лишены, тех или иных недостатков.
Так, С.Д. Цыпкин определял налоги как установленные государством обязательные индивидуально - безвозмездные денежные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих материальных предпосылок по заранее предусмотренным ставкам и в точно определенные сроки.
Еще более лаконичное определение предлагает Э.Д. Соколова: "Налог - это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок".
На основании изложенного материала, представляется возможным дать следующее. Налог - это установленный государством в лице уполномоченного органа, в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме обязательный денежный или натуральный платеж в доход государства, производимый в определенных размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер".
Рассмотрим теперь признаки налога.
Существуют юридические и экономические признаки налога.
К юридическим признакам налога относятся:
- установление налога государством;
- существование налога, только в правовой форме;
- установление налога надлежащим органам и актам, подлежащий правовой формы (признак законности налога);
- принудительный характер налога;
- налог
является обязательным
- уплата налога является юридической обязанностью;
- порождения налогом стабильных финансовых обязательств;
- правомерность изъятия денег;
- обеспечение
уплаты налога мерами
- наличие государственного контроля за уплатой налога.
К экономическим признакам налога можно отнести следующие:
- налог выступает в качестве платежа государству;
- безвозвратность;
- безэквивалентность;
- стабильный характер налоговых отношений;
- наличие объекта обложения;
- определенность субъекта налога;
- определенность размера налога;
- фиксированность сроков уплаты;
- налог является доходом государства;
- смена
формы собственности при