Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение взаимосвязей государства и предпринимательства при налоговом воздействии на предпринимательскую активность, определению подходов к реформированию налоговой системы РФ с точки зрения усиления роли налогов в регулировании экономики.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

-провести теоретический анализ на основе обобщения экономических исследований в области налогов принципов налогообложения, инструментов налоговой политики государства;

-провести исследование регулирующей функции основных налогов, входящих в налоговую систему РФ;

- обобщить опыт исчисления тяжести налогообложения,

- сформулировать предложения по совершенствованию регулирующей функции налогов в экономике,

Содержание

Введение 3
1. Принципы построения эффективной налоговой политики 6
2. Характеристика налоговой системы и налогового бремени 11
3. Основные направления совершенствования налоговой системы России…………………………………………………………………………….15
Заключение 20
Литература 22

Работа состоит из  1 файл

налоговая система.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

     Эффективность налогообложения на макроуровне (на уровне государства) проявляется в  состоянии доходов федерального бюджета для финансирования основных государственных расходов, определяемых экономическим курсом страны. Размер дефицита бюджета и способы его покрытия также могут указывать на роль налоговой системы в государстве. К числу обобщающих показателей внешней эффективности можно отнести:

  • долю налоговых поступлений в доходах бюджета,
  • долю налогов в ВНП, НД.

     К показателям эффективности налогообложения  на микроуровне, дифференцируемым в  зависимости от сфер влияния, можно  отнести:

     1) в отраслевом масштабе: темп роста  производства, размер прибыли, рентабельность предприятий различных отраслей;

     2) в территориальном масштабе –  состояние доходной базы региональных  и местных бюджетов, долю поступлений  от различных видов налогов;

     3) на уровне хозяйствующих субъектов  – научно – обоснованное соотношение распределения прибыли между бюджетами и предприятиями (доля налоговых отчислений в валовом доходе; доля чистой прибыли предприятия, остающейся в его распоряжении, динамика роста фонда потребления и доля инвестиций в производстве);

     4) Для населения – доходы физических лиц, доля налоговых выплат в доходах, расслоение населения по доходным группам и рядом других.

  1. Характеристика  налоговой системы  и налогового бремени

     Налоговая система  представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Современное российское законодательство дает краткое определение налоговой системы как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей.

     Налоговая система современной России формировалась в сложных условиях. Спад производства обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, хаотически осуществленная приватизация лишила государство важнейших источников финансовых накоплений, рост внешней задолженности вынудил власти сделать упор в налоговой политике на достижение главным образом фискальных целей. Приоритетом экономической политики 1990-х годов была обозначена финансовая стабильность российской экономики. Однако сама налоговая система начала 1990-х годов была нестабильна. Прежде всего, налоговая система не заключала в себе стимулов для преодоления спада производства. Высокие налоговые ставки  и низкая собираемость налогов создали ситуацию, когда отечественный предприниматель нашел возможности уклониться от налогов. Этот процесс  приобрел характер национального бедствия. Как следствие, теневой сектор в российской экономике приобрел угрожающие масштабы, наметились тенденции к массовому уклонению от уплаты налогов, сокращению налоговой базы.

     Основную  часть налогового бремени в России в 1991 -2004 годах устойчиво несут предприниматели. Можно сделать вывод, что сложившийся уровень налоговой нагрузки для предпринимателей достиг своего предела. Из выступления бывшего министра Российской Федерации по налогам и сборам в 2003 году Г.И. Букаева главным является тезис о необходимости снижения налоговой нагрузки на предпринимателей: «Главной целью реформы налоговой системы в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности».

     Важный  фактор, определяющий состояние расчетов налогоплательщика с государством, является уровень налогового изъятия. Большинство экономистов считают, что существует предел налоговой нагрузки, после которого осуществление предпринимательской деятельности становится невыгодным, экономически нецелесообразным. Определение совокупной величины налоговых сборов таким образом, чтобы она, с одной стороны, максимально соответствовала государственным расходам, а с другой - оказывала минимальное отрицательное воздействие на деловую активность, относится к числу главных задач управления государством.

       Именно на «источнике обложения»  сосредоточили свое внимание сторонники «концепции предложения», - в особенности А. Лаффер. Основная идея состояла в обеспечении роста естественного уровня реального объема производства, т.е. увеличении совокупного предложения. В своих программных положениях сторонники «концепции предложения», рекомендовали уменьшение предельных налоговых ставок как для отдельных индивидов, так и для деловых предприятий. Теоретической основой предлагавшихся мероприятий служила так называемая «кривая Лаффера». В соответствии с ее графиком (см. рис.2) налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Основная идея такова, что рост налогового бремени может приводить к увеличению государственных доходов только до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета. 

      

                                                      

     Рис.2. Зависимость налоговых поступлений  в бюджет от уровня налогообложения.

     где Y- налоговая база (рыночный выпуск продукции, облагаемая налогом часть национального производства);

     В-доходы бюджета;

     Т- налоговая ставка;

     Вmax –максимально возможная величина доходов бюджета;

     Т*- предельная ставка, при которой доходы бюджета достигают максимального  значения.

     Параболическая  форма кривой B показывает, что всегда существуют (за исключением B max) две налоговые ставки, при которых государство достигает одинакового объема налоговых поступлений. Область выше точки B max является «запретительной» для государства, так как создает неблагоприятный психологический климат, способствует уменьшению производства.

     Безусловно, открытие, сделанное Лаффером, носит революционный характер в экономической науке. Снижение налогового бремени является сильным стимулом для развития предприятий. В стабильной экономике такое снижение возможно только при сокращении потребностей государства во внутренних ресурсах, что, в свою очередь, означает уменьшение государственных расходов и спроса со стороны государства на продукцию промышленности. На практике это может означать закрытие ряда производств, ориентированных на государственные потребности. В то же время необходимость сокращения налоговой нагрузки на производителя является мерой безальтернативной. Пополнение доходов государственного бюджета может произойти на первых порах за счет легализации части теневого сектора, который может предпочесть платить умеренные налоги, нежели находиться под постоянной угрозой наказания. Снижение доли налоговых платежей в величине доходов предприятий создает предпосылки для начала экономического роста, а увеличение числа платежеспособных экономических агентов позволит выйти из затянувшегося бюджетного кризиса.

  1. Основные  направления совершенствования  налоговой системы  России
 

     При разработке экономической политики государству необходимо учитывать  следующие случаи:

     1. Уклонение от налога. Переложение  налога не следует смешивать с уклонением от налога и с амортизацией, или с погашением налога. Уклонение от налога бывает легальным и нелегальным. К легальным, законным относится тот случай, когда потребитель с введением акциза на предмет его потребления или с повышением этого акциза перестает покупать этот предмет или покупает его в меньшем количестве. Сюда же относятся и те случаи, когда производитель, обложенный акцизом по средней величине выхода производимого продукта, повышает производительность и начинает получать больший выход продукта, продолжая платить прежний акциз.

     С легальными уклонениями государство  может бороться только финансовыми  способами: при сокращении потребления  обложенного товара - понижать акциз. С нелегальными способами уклонения  можно бороться только усовершенствованием налогового аппарата, который должен быть способен вскрывать все случаи обмана со стороны плательщиков.

     2. Амортизация (или погашение), поглощение  и капитализация налога. Здесь  выделено три варианта:

  • налог вызывает уменьшение ценности облагаемого предмета - амортизация налога;
  • налог может быть поглощен уменьшением ценности предмета – поглощение налога;
  • ценность предмета увеличена благодаря уменьшению налога - капитализация налога.

     Благодаря явлениям амортизации, поглощения и  капитализации при известных условиях увеличение налога ведет к частичной конфискации имущества налогоплательщика. Наоборот, уменьшение налога может вызвать ничем не заслуженное увеличение богатства.

     3. Лицо, обязанное уплачивать налог  по закону, фактически несет бремя  налога, то есть является не только плательщиком, но и носителем налога. Увеличение налога может побудить производителя добиться уменьшения затрат (например, используя новые приемы и технические усовершенствования в производстве) и за счет этого покрыть налог.

     4. Плательщик, законно обложенный  налогом, перекладывает тяжесть  налога на другого. Если последнему  также удается переложить налог  на третье лицо, то он является  лишь плательщиком-посредником.  Если же он окончательно несет  тяжесть налога, тогда он –  носитель налога. Ситуация переложения определяется множеством условий: подчинение облагаемого предмета свободной конкуренции или монополии, наличие или отсутствие эластичного спроса и предложения, степень мобильности (подвижности или иммобильности облагаемого предмета).

     Если  налогоплательщик монополист, то переложить налог ему значительно труднее, чем при свободной конкуренции, так как монополист обычно устанавливает  максимальные цены без отношения  к налогу. При попытке переложить налог монополист встречается с риском уменьшения спроса. Поэтому монополисту приходится принимать налог на свою прибыль, которая и за вычетом налога обычно дает ему достаточную выгоду. При режиме свободной конкуренции цены приближаются к издержкам производства, налог может войти в сумму этих издержек. Несмотря на увеличение цены в связи с ростом налога, потребление не уменьшается (например, предметы первой необходимости) и налог перелагается на потребителя. При обложении предметов не первой необходимости (средней роскоши) переложение более трудно, так как в этом случае возможно сокращение потребления.

     При эластичном спросе переложить налог  очень трудно, а при неэластичном значительно легче. Если спрос на известный продукт легко может  быть заменен спросом на другой продукт, то потребитель уклоняется от переложения. Поэтому легко перелагаются налоги на предметы первой необходимости и трудно – на предметы средней роскоши, при повышении цен на которые потребитель сокращает спрос на них. Легко перелагаются налоги на предметы роскоши, так как очень состоятельные лица не откажутся, несмотря на налог, от их потребления.

     Чем более облагаемый предмет иммобилен, тем труднее переложение налога, и, наоборот, чем большей мобильностью (подвижностью) обладает облагаемый предмет, тем легче налог может быть переложен. Например, владельцу недвижимого имущества труднее перебросить налог, чем владельцу движимого имущества, в особенности денежных ценностей.

     Таким образом, установленные условия  переложения позволили рекомендовать  финансовой практике облагать те источники, о которых можно с уверенностью сказать, что налог остается на них.

     Одной из ключевых проблем российской налоговой  системы является то, что налогоплательщик не имеет достаточного представления, зачем нужны те налоги, которые  государство намерено с него собрать. Как и всякая система, функционирующая с участием мыслящих субъектов и коллективных целей, налоговая система сильно зависит от того, как она воспринимается глазами ее субъектов. Учет активности налогового субъекта и осознание рефлексивной природы налогового поведения – одна из задач экономической политики государства. Первый вопрос – выяснение того, между какими силами или субъектами достигается общественное согласие и в каких рамках оно может быть найдено.

     За  последние четыре года в налоговой сфере России сделаны серьезные шаги, в результате чего выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты. В целом же уменьшилось налоговое бремя на экономику: снижены ставки основных налогов, например налог на прибыль с 35 до 24 процентов, НДС с 20 до 18, единый социальный налог с 39,5 до 26 процентов, введена   плоская шкала подоходного налога 13 процентов. При этом общее количество налогов сократилось с 52, столько их было в 1988 году, до 15.

     Хотя  общая налоговая нагрузка на предпринимательскую деятельность снизилась, она все же по-прежнему остается неоправданно велика. В результате снижаются возможности для модернизации и развития производства, создания новых рабочих мест.  Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть необременительной для бизнеса и не препятствовать повышению их конкурентноспособности и росту деловой активности.

Информация о работе Налоговая система РФ