Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:14, реферат
Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
В течение ряда нескольких последних лет Российская Федерация переживает экономический кризис, поэтому благоприятная налоговая атмосфера сейчас востребована как никогда.
Введение
Глава 1. Этапы развития и принципы построения налоговой системы РФ
1.1 . Принципы построения российской налоговой системы
Глава 2. Налоги: понятие виды и функции
2.1 . Понятие налога
2.2 . Виды налогов
Заключение
Список литературы
Согласно статье 9 пункту 1 НК РФ, налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Объектами налогообложения являются:
- прибыль (доход);
- стоимость определенных товаров;
- добавленная
стоимость продукции, работ,
- имущество юридических и физических лиц;
- дарение, наследование имущества;
- операции с ценными бумагами;
- отдельные виды деятельности;
- другие
объекты, установленные
Каждый налог имеет самостоятельный и прямо названный в законе объект налогообложения. В статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации дается понятие различных видов объекта налогообложения.
Часто бывает, что налогом облагается не весь объект, а только часть его. Кроме того, некоторые виды деятельности или категории налогоплательщиков могут быть освобождены от уплаты налогов. Все это определяется налоговыми льготами. Налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Если налоговую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которая называется налоговым окладом. Источник налога - это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать.
Последние два элемента налога дают ему временную характеристику. Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др.
Срок уплаты налога - это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Налоги подразделяются на: прямые и косвенные. К числу прямых относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость (НДС), таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.).
Существующие налоговые платежи и сборы можно разделить по объекту налогообложения на три группы:
- налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);
- налоги с имущества (предприятий и граждан);
- налоги
с определенных видов операций,
сделок и деятельности (налог
на операции с ценными
В соответствии
с действующим
2. 2 Виды налогов
К федеральным относятся следующие налоги:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на доходы банков;
г) налог на доходы от страховой деятельности;
д) налог от биржевой деятельности;
е) налог на опперации с ценными бумагами;
ж) таможенные пошлины;
з) отчисления из пр-ва материально-сырьевой базы,
зачисляемые в спец. внебюджетный фонд РФ;
и) платежи за пользование природными ресурсами,
зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский
бюджет республик в составе РФ, в краевые, областные
бюджеты краёв, областей, обл. бюджет
автономной области, окружные бюджеты автономных
округов и районные бюджеты районов в порядке и на
условиях, предусматриваемых законодательными
актами РФ;
к) подоходный налог с физических лиц;
м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные
фонды;
н) гербовый сбор;
о) государственная пошлина;
п) налог с имущества, переходящего в порядке
наследования и дарения;
р) сбор за использование наименований «Россия»,
«Российская Федерация» и образовываемых на их
основе слов и словосочeтаний.
Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах «а»-«ж» и «р» зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах «к» и «л» являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др. уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.
Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах «п» зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соотв. бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги (в т. ч. размеры их ставок) объекты налогооблажения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.
Налоги республик в
составе РФ и налоги краёв,
областей, автономной области,
а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;
б) местный доход;
в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из воднохозяйственных систем;
г) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.
Налоги устанавливаются
законодательными органами (актами) РФ
и взимаются на всей её территории.
При этом конкретные ставки определяются
законами республик в составе
РФ или решениями органов
К местным относятся следующие налоги:
а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогооблажения;
б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соотв. бюджет определяется законодательством о Земле;
в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
д) курортный сбор;
е) сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), коллективными, сельскими
органами исп. власти. Сбор уплачивается путём приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;
ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их оганизационно - правовых форм, на содержание милиции, наблагоустройство территорий и др. цели. Ставка сборов в год не может превышать размера 3% от 12-ти установленных Законом минимальной
месячной оплаты для физического лица, а для юридического лица - размера 1% от годового фонда заработной платы, рассчитанного, исходя из
установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими органами гос. власти, а в посёлках и сельских населённых пунктах на собраниях и сходах жителей.
з) налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;
и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;
к) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;
л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению в размере: с юридических лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, с физических лиц - 20 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. При торговле этими лицами с временных точек, обслуживающих вечера, балы, гуляния и др.
м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены
лотерейные билеты;
н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем ¾ установленного законом размера минимальной
месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;
о) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в спец. оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами гос. власти;
п) сбор за право использования местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой используется местная символика (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0. 5% стоимости
реализуемой продукции;
р) сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами гос. власти, на территории которых находится ипподром;
с) сбор за выигрыш в бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;
т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;
у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогооблажении операций
с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0. 1% суммы сделки;
ф) сбор за право проведения кино и телесъёмок. Сбор вносят коммерческие кино и телеорганизации, производящие съёмки, требующие от местных органов гос. управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами гос. власти;
х) сбор за уборку территорий населённых пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица, в размере, установленном органами гос. власти;
ц) сбор за открытие игорного бизнеса. Плательщиками сбора явл. юридические и физические лица - собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установок. Ставки сборов и порядок его взимания устанавливается местными органами власти.
Заключение
Налоги олицетворяют собой
ту часть совокупности финансовых отношений,
которая связана с
В этой связи особое значение приобретает максимизация использования возможностей налогообложения для реализации финансового потенциала регионов Российской Федерации, определения перспектив совершенствования стратегии развития налоговой политики страны.
В системе налоговых отношений существуют значительные проблемы, многие из которых не решены. К ним относятся и многочисленные проблемы налогового администрирования, исчисления и уплаты конкретных видов налогов. Нет единой позиции по вопросу целесообразности дальнейшего снижения налоговой нагрузки, нет конкретных решений по вопросу налогового стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности в стране, по налогообложению недвижимости. При осуществлении попыток стимулирования российских налогоплательщиков нет четко определенной системы. Проводимые мероприятия разрознены и не позволяют добиваться существенного изменения сложившегося положения в инновационном развитии экономики. Нет четкой позиции в решении важнейшего для страны вопроса налогообложения малого и среднего бизнеса.
Информация о работе Налоговая система России. Понятие налога и его виды