Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:53, контрольная работа
Целью данной работы является изучение налогового законодательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и виды источников налогового права;
рассмотреть особенности законодательного установления налогов и сборов.
Введение 3
1 Понятие и виды источников налогового права 5
2 Понятие налогового законодательства 9
2.1 Особенности законодательного установления налогов и сборов 9
2.3 Порядок внесений изменений в законодательство о налогах и сборах 12
2.4 Толкование законодательства о налогах и сборах 16
2.5 Состав налогового законодательства 22
2.6 Кодификация налогового законодательства 24
Заключение 26
Список литературы 29
То же можно сказать и в отношении термина «дивиденд». Если гражданское законодательство отождествляет дивиденд с выплатами по акциям, то в соответствии с п. 1 ст. 43 части первой НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. Таким образом, НК РФ охватывает понятием «дивиденд» и суммы, выплачиваемые обществами с ограниченной ответственностью при распределении прибыли. Кодекс устанавливает единый режим налогообложения распределенной предприятиями прибыли, поскольку не допускается дифференцированное налогообложение в зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы предприятий.
Налоговое законодательство — составная часть системы российского законодательства, а потому на него распространяются общие принципы построения последнего. С этой точки зрения налоговое законодательство образует единую систему нормативных правовых актов различной юридической силы. Однако к числу особенностей налогового законодательства следует, прежде всего, отнести: а) субъектный состав; б) сферу регулирования общественных отношений; в) применяемые методы правового регулирования.
Законодательство о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Но в отличие от гражданского законодательства, в состав которого входят ГК РФ и федеральные законы, налоговое законодательство включает также законодательство субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Такое положение соответствует конституционно-правовому принципу разделения налоговых полномочий налогов с учетом различного уровня компетенции органов государственной власти.
Подчеркнем, что на федеральном и региональном уровнях налоги и сборы устанавливаются законами, а на местном уровне — нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Конституция РФ не допускает взимания налогов и сборов на основе указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных правовых актов. Таким образом, акты органов исполнительной власти не входят в состав налогового законодательства.[10]
Кроме того, федеральные законы о налогах и сборах должны соответствовать НК РФ. Резонно спросить: как оценивать те законы, которые были приняты до введения в действие Кодекса? Далее, следует ли под такими законами понимать только те законы, принятие которых прямо предусматривается или допускается Налоговым кодексом? С момента вступления в силу части второй НК РФ, которая устанавливает систему федеральных и региональных налогов и сборов, первый вопрос во многом оказался урегулированным. Ранее действовавшие на переходный период законы о налогах утратили свою юридическую силу. Вместе с тем до сих пор действуют законы, содержащие налоговые нормы. И хотя некоторые из законов были приняты до введения в действие частей первой и второй НК РФ, такие законы необходимо включать в состав законодательства о налогах и сборах. При этом главное условие — это их соответствие требованиям НК РФ.
Сложным является вопрос о критериях соответствия так называемых «отраслевых законов», содержащих нормы налогового права, НК РФ. Дело в том, что в силу п. 1 и 2 ст. 6 Кодекса проверка несоответствия производится только для нормативных правовых актов о налогах и сборах. С другой стороны, в НК РФ отсутствуют и прямые указания на то, что при налогообложении применяются лишь нормы законодательства о налогах и сборах, а нормы «отраслевых» законов применяются после их внесения в акты законодательства о налогах и сборах. Эта проблема вызвала на практике большой Резонанс. Так, налоговые органы стали руководствоваться Указанием Госналогслужбы России о неприменении налоговых норм, содержащихся в «неналоговом законодательстве». В свою очередь, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в определенных случаях также разделяли подобную позицию. Например, постановлением Высшего Арбитражного Суда РФ по делу № К4-Н-7/850 от 24 декабря 1994 г. признано, что льгота по подоходному налогу для физических лиц, установленная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» не должна применяться, поскольку она не внесена в Закон о подоходном налоге.
История реформирования современного налогового законодательства России - это в значительной степени история его кодификации.
В настоящее время кодифицированные акты в системе российского законодательства занимают одно из основных мест. Они выполняют роль фундамента законодательства, поскольку именно на основе их норм возникают законы и подзаконные акты. Сущность кодификации состоит в создании правотворческим путем единого, логически цельного и внутренне согласованного нормативного акта, закладывающего правовые основы отрасли права, подотрасли или крупного правового института. Цель кодификации - по возможности наиболее адекватно "отразить социальные интересы, юридически оформить (закрепить) наиболее принципиальные, устойчивые общественные отношения и создать определенный правовой фундамент для дальнейших социальных преобразований".[11]
Кодификация как специфический вид правотворчества способствует повышению значения кодекса, который является результатом систематизирующей законодательной деятельности. "Весьма примечательно, - подчеркивает С.С. Алексеев, - что дальнейшее развитие права, придание ему во всех отношениях значения высокоразвитой, юридически совершенной правовой системы осуществляется именно через кропотливо, на научных основах, отрабатываемые кодифицированные акты"
Являясь кодифицированным актом прямого действия, Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) занимает особое место среди источников налогового права. Его главная задача - структурирование налогового права как отрасли, формирование правовых основ налоговой системы России. Кодификация налогового законодательства, начатая в 1999 году, продолжается до сих пор. Уже сегодня можно без преувеличения назвать кодификацию самым значительным и переломным этапом в истории отечественного налогообложения, определившем вектор развития налогового законодательства на годы вперед.
Разумеется, нельзя переоценивать возможности кодификации. Еще в самом начале этого процесса многие авторы предостерегали от неоправданной "фетишизации" кодификационной работы. А.В. Брызгалин верно заметил, что Налоговый кодекс нельзя рассматривать как "панацею от всех налоговых, бюджетных и экономических бед России".
Некоторые специалисты указывали на преждевременность налоговой кодификации, полагая, что для этого не созрели объективные предпосылки, и что более актуальна проблема качественного совершенствования налогового законодательства при помощи установления и внедрения юридических принципов налогообложения, решения проблемы собираемости налогов, а также защиты прав и интересов налогоплательщиков.
Иными словами "не бывает "хороших" законов в "плохой" экономике". Многие просто не верили в реальность широкомасштабной кодификации в сфере налогообложения.
В ходе проведенной работы можно сделать следующий вывод
Источники налогового права образуют многоуровневую, иерархическую систему, включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты.
Законодательство, регламентирующее порядок исчисления и уплаты налоговых платежей, традиционно обозначается в научно-практической литературе как налоговое. Однако Налоговый кодекс РФ не содержит термина "налоговое законодательство", а использует понятие "законодательство о налогах и сборах". Как полагает А.В. Брызгалин, это обусловлено тем, что в состав налогового законодательства, имеющего общеправовое значение, входят как законодательство о налогах и сборах, так и нормативные правовые акты государственного управления.
Налоговое законодательство не отнесено Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации и поэтому включает три уровня правового регулирования - федеральный, региональный и местный. Каждый уровень имеет собственную структуру, закрепленную нормативно.
Необходимо выделить ряд требований, вытекающих из Конституции РФ, которым должна соответствовать процедура установления налогов и сборов. Налоги и сборы следует считать «законно установленными» при наличии как минимум следующих условий.
От правильного решения вопроса о пределах действия актов налогового законодательства РФ во времени нередко зависит, какой закон ("новый" или "старый") будет применяться судом или другим правоприменительным органом (например, налоговым органом) к конкретным отношениям, как будут осуществляться его предписания.
Вопрос о порядке внесения изменений в налоговое законодательство является вопросом его стабильности. Проблема стабильности налогового законодательства тесно связана с принципом определенности налоговых обязательств. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что «только закон в силу его определенности, стабильности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности».
Законы о налогах должны быть понятны всем, так как обязанность платить налоги является всеобщей. Основа стабильности, ясности, конкретности закона — это его текст. Любое толкование, не основанное на тексте закона, есть произвол, независимо от оправдания необходимости такого толкования.
Толкование текста закона может быть подчинено строгим правилам, в противном случае открывается простор произволу толкователя, по-своему понимающего «объективные законы экономики, общественные интересы и человеческую мораль» или другие факторы, положенные в основу толкования.
Налоговое законодательство — составная часть системы российского законодательства, а потому на него распространяются общие принципы построения последнего. С этой точки зрения налоговое законодательство образует единую систему нормативных правовых актов различной юридической силы. Однако к числу особенностей налогового законодательства следует, прежде всего, отнести: а) субъектный состав; б) сферу регулирования общественных отношений; в) применяемые методы правового регулирования.
Являясь кодифицированным актом прямого действия, Налоговый кодекс РФ занимает особое место среди источников налогового права. Его главная задача - структурирование налогового права как отрасли, формирование правовых основ налоговой системы России. Кодификация налогового законодательства, начатая в 1999 году, продолжается до сих пор.
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). СПС ГАРАНТ
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 30.09.2011) // Электронный ресурс Консультант Плюс
3. Борзунова О.А., Васецкий Н.А., Краснов Ю.К., Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации) - Система ГАРАНТ, 2010 г.
5. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. - "Юстицинформ", 2010 г.
6. Карпова В.В., Лукина Н.В., Иванова Н.М. и др. Все налоги России. - М.: Инфра - М, 2010.
7. Киперман Г. Я., Белялов А. З. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации. - М.: Финансы, 2009.
8. Кириллова М. В., Налоги и налогообложение. Курс лекций.: Экзамен, 2009г.
10. Лукьянова Т.Г., Пономарева Е.Н., Залышкина Т.А. и др. Актуальные вопросы экономики, налогообложения и налогового права. - "Налоги и финансовое право", 2010 г.
11. Налоговое право России (конспект лекций). - М.: «Издательство ПРИОР», 2010.
12. Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2010.
14. Пепеляева С.Г. Налоговое право. Учебник, М., 2009 г.
[1] Борзунова О.А., Васецкий Н.А., Краснов Ю.К., Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации) - Система ГАРАНТ, 2010 . с. 125
[2] Карпова В.В., Лукина Н.В., Иванова Н.М. и др. Все налоги России. - М.: Инфра - М, 2010. с 126
[3] Кириллова М. В., Налоги и налогообложение. Курс лекций.: Экзамен, 2009г. с 147
[4] Парыгина В.А, А.А.Тедеев. Налоговое право Российской Федерации/Серия «Учебники, учебные пособия».-Ростов н/Д: «Феникс», 2009 . с 158
[5] Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М.: Юристъ, 2010. с 158
[6] Лукьянова Т.Г., Пономарева Е.Н., Залышкина Т.А. и др. Актуальные вопросы экономики, налогообложения и налогового права. - "Налоги и финансовое право", 2010. с 201
[7] Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. - "Юстицинформ", 2010. с 231
[8] Борзунова О.А., Васецкий Н.А., Краснов Ю.К., Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации) - Система ГАРАНТ, 2010. с 169
[9] Евстегнеев.Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. Учебное пособие. –М.: ИНФРА-М, 2009г. с 241
[10] Киперман Г. Я., Белялов А. З. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации. - М.: Финансы, 2009. с 169
[11] Парыгина В.А, А.А.Тедеев. Налоговое право Российской Федерации/Серия «Учебники, учебные пособия».-Ростов н/Д: «Феникс», 2009 . с 254