Налоговые льготы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 20:44, контрольная работа

Описание

Одним из важных факторов, определяющих уровень налогового бремени, является возможность использовать различные налоговые льготы, которые занимают важное место в текущем налоговом планировании хозяйствующих субъектов. Одновременно это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые ему необходимы в силу их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования.

Содержание

1. Налоговые льготы как инструмент налогового планирования.

2. Внутренний налоговый контроль в организации.

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

конт.раб нал.льготы.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

1. Налоговые  льготы как инструмент налогового  планирования.

2. Внутренний  налоговый контроль в организации.

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Налоговые льготы  как инструмент  налогового планирования.

     Одним из важных факторов, определяющих уровень налогового бремени, является возможность использовать различные налоговые льготы, которые занимают важное место в текущем налоговом планировании хозяйствующих субъектов. Одновременно это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые ему необходимы в силу их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования.

     Налоговые льготы позволяют одновременно удерживать от слишком темпов развития отрасли, находящиеся на подъеме, при этом поддерживать те отрасли, которые находятся на спаде. Снижение ставок, прежде всего, налога на прибыль и существование льгот по данному налогу создает для хозяйствующих субъектов возможности более интенсивного развития.   

     Наличие налоговых льгот имеет кумулятивный эффект, так как оказывает влияние не только на участников экономического процесса, но и на государство в целом, гарантируя ему получение стабильных налоговых доходов, обеспечивая снижение безработицы и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.

     По  оценкам специалистов, потери бюджетной  системы России из-за предоставления льгот составляют 100-160 млрд руб. в  год, однако никто не посчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли. Поэтому необходимо еще раз указать на недопустимость превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые в современной российской налоговой системе налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств.

     В ст. 56 Налогового кодекса РФ «льготами  по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

     Налоговое законодательство устанавливает необходимые  условия и требования, соблюдение которых дает налогоплательщикам право  использования соответствующих  льгот: например, наличие лицензий для  освобождения определенных операций от НДС и т. п. Кроме того, могут устанавливаться основания, ограничивающие применение льгот во времени: например, установление временных ограничений для пролонгированных льгот по налогу на прибыль, по льготам соответствующих российских свободных экономических зон и т. д. На практике большинство льгот достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают, и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.

     Льготы  в значительной степени различаются в зависимости от вида налога, по которому они действуют, и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены определенные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют законы субъектов Федерации, даже в условиях ужесточения подхода к льготам по налогу на прибыль в главе 25 НК РФ.

     Налоговые льготы рассматриваются практически  в каждом учебнике по налогам и  налогообложению применительно  к конкретным налогам и сборам, им уделяется значительное внимание в публикациях по проблемам налогового планирования. Однако следует констатировать, что отсутствует обобщение существующих современных условиях налоговых льгот.

     Таким образом, практика показывает, что государство  применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Занимаясь вопросами налогового планирования, как в своей стране, так и за рубежом, необходимо тщательно изучать вопросы льготирования определенных направлений деятельности в соответствующей стране, в чем существенную помощь может оказать знакомство с проведенной нами систематизацией льгот.

     Налоговые льготы в современных российских условиях стимулируют экономические процессы через налоговую систему и выражаются:

     1) в полном освобождении от уплаты  налога и (или) сбора;

     2) в уменьшении размера подлежащего  уплате налога и (или) сбора;

     3) в предоставлении отсрочки, рассрочки  по уплате налога и (или) сбора, инвестиционного налогового и налогового кредита, а также в реструктуризации задолженности по налогам, сборам и штрафным санкциям.

     В экономической литературе предоставляемые  российским законодательством льготы обычно классифицируются следующим образом:

     1)по  номенклатуре продукции (товары  народного потребления, продукция  средств массовой информации  и т. д.);

     2) по направлению расходования  средств (благотворительность, пожарная  безопасность и т. п.);

     3) по составу работников (льготы  для предприятий, на которых трудятся инвалиды);

     4) по численности работников (малые  предприятия);

     5) по принадлежности предприятия  (протезно-ортопедические, расположенные  в районах Крайнего Севера  и т. п.).

     Льготы  также подразделяются на личные и  для юридических лиц; общие для всех налогоплательщиков и специальные для отдельных категорий; безусловные и условные; общеэкономические и социальные налоговые льготы и другие.

     Налоговые льготы по определению направлены на стимулирование как отдельных видов  деятельности, так и эффективного использования прибыли. В основном предприятия используют льготы в чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования является использование льгот в сочетании с другими приемами: учетной и договорной политикой и т. д.

     Снижение  налогового бремени при формально  высоких налоговых ставках в  России доступно для большинства  организаций, хотя и носит избирательный  характер. В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются значительные льготы, вплоть до полной отмены ряда налогов. В большей части это касается налогов, устанавливаемых на уровне субъектов Федерации и уровне муниципальных образований (местных органов власти).

     Для максимально эффективного применения в налоговом планировании льгот, предоставляемых законодательством, необходимо иметь специальную подборку льгот из законодательной базы.

     Набор льгот для каждого предприятия  строго индивидуален и зависит в значительной степени от возможности интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также диверсификации деятельности организации. Значительные ограничения на использование льготного налогообложения накладывает часто жестко целевой характер использования средств, полученных от их использования. К наиболее льготируемым сферам традиционно относятся общественные объединения инвалидов, организации, использующие труд инвалидов; организации образования и социально-культурной сферы и др.

     На  начальной стадии налогового планирования необходимо из федерального, регионального и местного законодательства по налогам и сборам выбрать льготы возможные и целесообразные к применению в конкретной организации. Необходимо также определить, соблюдение каких условий и требований дает налогоплательщикам право на использование соответствующих льгот; какие временные ограничения для этих льгот установлены.

     Таким образом, использование льгот, являющихся одним из факторов налогового бремени, по различным налогам позволяет хозяйствующим субъектам получать налоговую экономию и комплексно решать проблемы налогового планирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Внутренний налоговый контроль в организации.

       Система внутреннего налогового контроля представляет собой совокупность задач, принципов функционирования, организационных мер, методик и процедур, применяемых в качестве средств для упорядоченного и эффективного контроля за правильностью исчисленных сумм налогов (и иных данных, указываемых в налоговых регистрах, в формах внешней и внутренней налоговой отчетности), исправления и предотвращения ошибок и искажений информации в налоговых регистрах и формах налоговой отчетности, а также своевременной подготовки достоверной налоговой отчетности. Таким образом, основными задачами внутреннего налогового контроля являются:

  1. контроль правильности исчисления и своевременности уплаты налогов;
  2. контроль эффективности налогообложения.

       Организация системы внутреннего налогового контроля находится под воздействием ряда факторов:

       - отношение руководства к системе внутреннего контроля;

       - размеры, организационная структура,  масштабы и виды деятельности организации;

  • цели и задачи системы внутреннего контроля;
  • степень автоматизации деятельности организации;
  • ресурсное обеспечение;
  • уровень компетентности персонала.

       Система внутреннего налогового контроля включает следующие элементы:

  1. контрольная среда;
  2. процесс оценки рисков;
  3. информационная система;
  4. контрольные процедуры;
  5. мониторинг системы контроля.

       Контрольная среда определяет общее отношение, осведомленность и практические действия, мероприятия и процедуры высшего руководства организации, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

       Контрольная среда является основой эффективной  системы внутреннего налогового контроля и включает следующие элементы:

       - этические ценности (доведение до персонала основных этических ценностей и обеспечение их соблюдения);

       - философию и стиль управления (отношение и подходы высшего  руководства к налоговому и бухгалтерскому учету, налоговым рискам, налоговому планированию, внутреннему налоговому контролю, понимание их значения);

  • организационную структуру (организационная структура в целом и в частности бухгалтерии и налогового отдела);
  • процесс распределения полномочий и ответственности (разделение ответственности и полномочий в ходе осуществления налоговых процедур, понимание персоналом своих должностных обязанностей);

       - кадровую политику и компетентность  персонала (набор сотрудников, их адаптация, подготовка, обучение, оценка, консультирование, продвижение по службе и вознаграждение; профессионализм персонала).

           Процесс оценки рисков направлен на выявление, оценку и управление налоговыми рисками.

       Информационная  система включает процедуры сбора  и обработки информации необходимой для исчисления и уплаты налогов, осуществления налогового планирования, а также, систему коммуникаций между структурными подразделениями организации и персоналом, например, разработку и доведение до персонала регламентов, инструкций и указаний по осуществлению тех или иных функций по налоговому планированию.

     Источниками информации при осуществлении внутреннего  налогового контроля могут являться:

     - учетная политика для целей  налогообложения;

     - учетная политика для целей  бухгалтерского учета;

Информация о работе Налоговые льготы