Налоговые обязательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:45, контрольная работа

Описание

Целью моей курсовой работы является подробное изучение способов исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, которые возложены на налогоплательщиков. Рассмотрим правовой режим данных способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

     Поручительство  оформляется в соответствии с  гражданским законодательством  Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем. В рамках одного налогового обязательства могут выступать несколько поручителей, которые отвечают по долгам налогоплательщика солидарно, если иное не предусмотрено договором поручительства. Поручителем может быть как физическое, так и юридическое лицо.

            При исполнении поручителем  своих обязанностей по договору налогового поручительства он приобретает право  регрессного требования от налогоплательщика  уплаченных им сумм, а так же процентов  по этим суммам и возмещения убытков, возникших в связи с исполнением налоговой обязанности плательщика налогов. В отличие от гражданских правоотношений, в налоговых отношениях поручитель обязуется исполнить налоговую обязанность налогоплательщика в полном объёме, а не в части. Если поручитель сам нарушает сроки исполнения налоговой обязанности, то начисляемая на сумму задолженности пеня также будет подлежать оплате поручителем. Если срок договора поручительства не определён, поручительство прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством договора не предъявил иска к поручителю. Поручительство прекращается, если кредитор не предъявил иска поручителю в течение двух лет со дня заключения договора поручительства. 
 
 
 

    1. Пеня (ст. 75 гл. 11 ч. I НК РФ)

     Налоговое законодательство понимает под пеней  денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый  агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов  и сборов в сроки, более поздние, чем установленные законодательством о налогах и сборах.

     Пеня  направлена на гарантирование своевременного и полного внесения налога в соответствующий  бюджет. Особенностью правового режима пени является возможность ее применения независимо от вины налогоплательщика, а также иных способов обеспечения налоговой обязанности. Пеня уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер, гарантирующих уплату налогов, а также независимо от наложения мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Например, если налогоплательщик по результатам налоговой проверки был привлечен к налоговой ответственности за неполную уплату суммы налога, он, кроме недоимки и наложенного штрафа, обязан будет уплатить и пени.

     Не  начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

     По  общему правилу пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты налогов и сборов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты налогов и сборов, по день исполнения обязанности по их уплате, либо по день принятия решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов включительно. При этом подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов не приостанавливает начисления пеней на сумму недоимки.

            Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах  от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговые органы не наделены правом произвольно изменять размер пени.

      Пример:

      В соответствии со статьей 333.14 НК РФ водный налог подлежит уплате в срок не позднее 20 – го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.. Налогоплательщик исчислил налог в размере 17 750 руб., но в установленный срок уплатил в бюджет только 10 000 руб. В этом случае с 21-го числа на сумму неуплаченного налога (7750 руб.) будет начисляться пеня за каждый календарный день просрочки. 28-го числа этого же месяца сумма недоимки была перечислена в бюджет. Просрочка составила 8 дней, сумма недоимки - 7750 руб., условная ставка рефинансирования ЦБ РФ – 13%.

      Сумма пени к уплате в бюджет:

      ставка  пени составит 0,043% (13% х 1 : 300); сумма пени составит 26,66 руб. (0,043% х 7750 руб. х 8 дн.).

      Если  в течение срока, пока числилась  задолженность, ставка рефинансирования менялась, то нужно рассчитать пени за каждый промежуток времени, когда ставка была постоянна. А потом полученные результаты сложить.

      Пример:

      ООО "Аква" по итогам работы за апрель 2008 года начислило водный налог - 100 000 руб. Заплатить налог нужно  было до 20 мая. Однако деньги в бюджет организация перечислила только 25 июня. Следовательно, за несвоевременную уплату налога ООО "Аква" должно заплатить пени.

      Срок, в течение которого за предприятием числилась задолженность, составляет 36 дней (с 21 мая по 25 июня включительно). С 21 мая по 20 июня, то есть в течение 31 дня, условная ставка рефинансирования ЦБ РФ составляла 10,75 % процентов. А с 21 июня она повысилась до 11 процентов. Таким образом, пени составят:

      (100 000 руб. x 31 дн. x 10,75% : 300) + (100 000 руб. x 5 дн. x 11% : 300) = 1294 руб.

      Сумма пеней уплачивается одновременно с  уплатой сумм налога (сбора) или после  уплаты таких сумм в полном объеме. Если уплаченной суммы недостаточно для покрытия в полном объеме недоимки и пени, то в первую очередь погашается задолженность по налогу, а затем суммы пени. Закон допускает принудительное взыскание пени за счет:

      1) денежных средств налогоплательщика,  находящихся на его счетах  в банке;

      2) иного имущества налогоплательщика  в предусмотренном в НК РФ  порядке (порядок принудительного  взыскания пени может быть бесспорным или судебным: в бесспорном порядке пеня взимается с организаций (юридических лиц), а в судебном порядке - с физических лиц).

      В случае превышения пени размера налоговой  недоимки она превращается в налоговую  санкцию и приобретает штрафную функцию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Приостановление операций по счетам налогоплательщика  в банке (ст. 76 гл. 11 ч. I НК РФ)

      Приостановление операций по счетам налогоплательщика  в банке - это прекращение банком всех расходных операций по данному  счету, кроме тех, очередность которых в соответствии с ГК РФ предшествует исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов (статья 76 НК РФ). В соответствии со статьей 855 ГК РФ к таким расходным операциям относятся:

  • исполнительные документы, предусматривающие возмещение вреда жизни и здоровью, алименты;
  • исполнительные документы, предусматривающие выплату выходных пособий и оплаты труда, в том числе по авторским договорам;
  • платежные документы, предусматривающие выплату заработной платы;
  • отчисления в ПФ, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

      Причем  поступать деньги на расчетный счет могут, но списывать их со счета организация, равно как и банк, за исключением  перечисленных случаев, не вправе.

      Приостановить операции можно только по текущим  расчетным счетам как рублевым, так и валютным, а "заморозить" ссудные, бюджетные и депозитные счета налоговые органы не вправе. С 1.01.2009 года по валютному счету организации будут приостанавливаться не все операции, а только в пределах суммы, которая указана в решении налогового органа, по курсу ЦБ РФ, установленному на дату начала действия приостановления. В связи с этим организация – налогоплательщик вправе использовать денежные средства, находящиеся на ее счете в банке, в части превышения суммы, которая указана в решении инспекции о приостановлении, по своему усмотрению. НК РФ не позволяет взыскать налог с депозитного счета, если не истек срок действия депозитного договора. Но налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на текущий расчетный счет, если к тому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа о перечислении налога (п. 5 ст. 46 НК РФ).

      Не  вправе приостановить операции по счетам и внебюджетные фонды. НК РФ предусматривает две ситуации, когда операции по счетам могут быть приостановлены:

  • у организации возникает недоимка по налогам и сборам;
  • организация не представила налоговую декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации либо вообще отказалась от подачи декларации.

      Других  оснований налоговым законодательством  не предусмотрено.

      Решение о приостановлении операций по счетам может быть обжаловано в административном или судебном порядке (статья 138 НК РФ). При административном способе налогоплательщику необходимо подать письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. С жалобой он вправе обратиться в течение трех месяцев после того, как узнал, что налоговая инспекция приостановила операции по его расчетному счету (статья 139 НК РФ). Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения (статья 140 НК РФ).

      Конечно, для обжалования решения налогового органа должны быть веские аргументы, а именно:

  • несоответствие нормам налогового законодательства;
  • нарушение налоговыми органами процедуры его вынесения.

Конкретными основаниями для обжалования  могут быть следующие:

  • отсутствие задолженности по налогам;
  • вынесение решений до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;
  • непредставление налогоплательщику требования об уплате налогов;
  • вынесение решения о приостановлении операций по счетам лицом, которое не уполномочено это делать;
  • отсутствие одновременного с решением о приостановлении операций по счетам решения о взыскании налога;
  • решение о взыскании недоимки вынесено позднее 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;
  • отсутствие необходимых реквизитов в решении налогового органа о взыскании налога или аресте счета (отсутствие суммы недоимки и пеней, названия налога, по которому имеется задолженность, периода, за который необходимо было сдавать декларацию).

      В иске налогоплательщик вправе потребовать  возместить убытки, причиненные ему неправомерным арестом расчетного счета. При этом можно взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.

      Все же, в случае применения приостановления  банк обязан, безусловно, принять решение  налогового органа к исполнению и  немедленно приостановить операции по счету своего клиента-налогоплательщика. НК РФ категорически запрещает банку открывать налогоплательщику, в отношении которого налоговым органом принято решение о приостановлении операций по счету, новые счета. Нарушение установленного запрета образует состав налогового правонарушения и служит основанием для привлечения банка к налоговой ответственности. При этом банк не несет ответственности за убытки, которые возникли у налогоплательщика по причине приостановления операции по счету.

Решение о приостановлении операций по счету налогоплательщика отменяется налоговым органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления налогоплательщиком декларации или документов, подтверждающих полное выполнение налоговой обязанности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Арест имущества (ст. 77 гл. 11 ч. I НК РФ)

      Согласно  ч. 1 ст. 77 НК РФ, арестом имущества  в качестве способа обеспечения  исполнения решения о взыскании  налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции  прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика - организации в отношении его имущества. Юридическая сущность ареста имущества налогоплательщика заключается в том, что он является административно – правовым ограничением права распоряжаться собственностью.

      Арест имущества применяется относительно налогоплательщиков, не исполняющих  в установленные сроки обязанности  по уплате налогов и сборов. Обязательным условием применения данной меры обеспечения  решения налогового органа является наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что недобросовестный налогоплательщик предпримет меры к сокрытию имущества или будет скрываться сам. Применение ареста имущества самым непосредственным образом затрагивает право собственности и не может осуществляется без учета соответствующих норм гражданского права. Согласно статье 209 ГК РФ, право собственности предполагает наличие у собственника трех правомочий: владения, пользования и распоряжения.

Информация о работе Налоговые обязательства