Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:11, реферат
Цель настоящего реферата – это прежде всего обоснование понятийного аппарата института налогового контроля; исследование правового характера его основных элементов; определение его видов и принципов.
1. Введение 3
2. Понятие налогового контроля 4
3. Принципы налогового контроля 7
4. Субъекты налогового контроля 13
5. Виды налогового контроля 16
6. Заключение 19
7. Используемая литература 20
Рассмотренные выше общеправовые
принципы и принципы контрольной
деятельности не исчерпывают систему
принципов налогового контроля, поскольку
специфику сферы
Принцип всеобщности налогового контроля.
Предполагается, что ни одна организация или физическое лицо не могут быть освобождены налоговыми органами от проведения в отношении них мероприятий налогового контроля, начиная с проведения учета юридических и физических лиц.
Принцип единства налогового контроля.
Принцип единства налоговой
политики и системы налогов предполагает
единообразное осуществление
Принцип территориальности налогового контроля.
Выражается в том, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика по поводу осуществления мероприятий налогового контроля возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на учете.
Принцип ограничения сферы налогового контроля только вопросами исполнения обязанностей лиц, предусмотренных налоговым законодательством.
Действующее в настоящее время
законодательство предоставляет налоговым
органам полномочия по осуществлению
контроля не только в сфере налоговых
отношений, но и в сфере административно-
Презумпция добросовестности налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных обязанных лиц.
При проведении контрольных мероприятий налоговые органы должны исходить из презумпции добросовестности проверяемого ими лица и надлежащего исполнения им своих обязанностей. Согласно ст. 3 НК РФ, в случае наличия противоречий или неясности налогового законодательства все сомнения, касающиеся оценки действий налогоплательщика, должны толковаться в его пользу.
Принцип соблюдения налоговой тайны.
Налоговое законодательство устанавливает требование соблюдения специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в ст. 102 НК РФ. Налоговая тайна не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Принцип возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных действий при проведении налогового контроля.
При проведении налогового контроля не допускается причинение ущерба проверяемой организации или физическому лицу (ст. 103 НК РФ). Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход)(ст. 35 и 103 НК РФ).
Субъекты налогового контроля.
Государство, как обязательный субъект налоговых правоотношений, опосредует свое участие в данных правоотношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами.
Налоговый кодекс в числе
участников налоговых отношений (ст.
9 НК РФ) упоминает различные государств
Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы, которые имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения на территории Российской Федерации. Важное значение для характеристики субъектов налогового контроля имеет организация их деятельности и предоставленные им властные полномочия.
Налоговые органы Российской Федерации – это организованная государством единая система контрольных органов за соблюдением правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов и другими лицами надлежащего исполнения своих обязанностей, установленных налоговым законодательством.
Единая централизованная
система налоговых органов
1/ федерального органа
исполнительной власти –
2/ территориальных органов МНС РФ:
3/ подведомственных организаций.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и осуществляют свои функции посредством реализации своих полномочий.
Права и обязанности налоговых органов РФ регламентируются статьями 30-33 НК РФ, законом «О налоговых органах Российской Федерации», Положением «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» (ППРФ от 16.10.2000 № 783).
Основными задачами налоговых органов являются:
Для выполнения обозначенных задач согласно НК РФ налоговые органы имеют право:
Основные обязанности налоговых органов:
Виды налогового контроля.
В связи с тем что в настоящем исследовании налоговый контроль рассматривается как целостная система составляющих его элементов, критерии классификации видов налогового контроля становятся очевидными: они будут полностью определяться характеристикой того элемента налогового контроля, который будет являться основой для классификации. Таким образом, с известной степенью условности можно предложить следующую классификацию налогового контроля.
а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;
б) налоговый контроль,
осуществляемый таможенными
2. В зависимости от характеристики контролируемых лиц:
а) налоговый контроль организаций;
б) налоговый
контроль индивидуальных
в) налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
3. В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица:
а) комплексный налоговый
б) тематический (специальный или
выборочный) налоговый контроль
– осуществление проверки
в) целевой налоговый контроль
– производится по отдельным
финансовым операциям
4. В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов налоговый контроль делится еще на два подвида:
а) сплошной налоговый контроль предполагает проверку всех имеющихся документов, связанных с уплатой налогов и сборов;
б) выборочный налоговый контроль предусматривает проверку только части специально отобранных документов.
а) документальный налоговый контроль, основанный на изучении документально зафиксированных данных;
б) фактический налоговый
в) встречный налоговый контроль, предусматривающий получение информации о действиях обязанных лиц от их контрагентов, банков и других третьих лиц.
5. В зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля:
а) предварительный налоговый
контроль – предполагает
б) текущий налоговый контроль – носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде;
в) последующий налоговый
6. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:
а) камеральный налоговый
б) выездной налоговый
7. В зависимости от плана проведения контрольных мероприятий:
а) плановый налоговый
б) внеплановый налоговый
Таким образом, приведенная классификация в зависимости от различных критериев показывает многогранность и сложность такого явления как налоговый контроль.
Создание прочной финансовой основы существования государства и общества, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц.
Завершая анализ некоторых положений теории налогового контроля, хотелось бы отметить, что формирование Особенной части налогового права продолжает наполнение указанной категории новым содержанием посредством введения новых форм налогового контроля и специальных контрольных режимов (таких, например, как режим налогового склада – ст. 197 НК РФ), что позволяет выдвинуть своеобразный лозунг о том, что “ налоговый контроль – больше, чем контроль в его традиционном понимании”.
Информация о работе Налоговый контроль: принципы, субъекты и виды