Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:56, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Организация налогового контроля…………………………………………..5
1. Правовая база……………………………………...………………………….5
2. Формы и методы налогового контроля……………………………………..8
II. Заключение……………………………………………………………………….18
Список источников и литературы………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Налоговое право.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)


2

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно-курсовая работа

“Налоговое право” на тему:

Налоговый контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Выполнил:                                 ст. гр. 730482 Алимов А.О.

          Проверил:                                   К.Ю.Н., доц. каф.       Зубцова М. Н.

 

 

 

 

Тула 2010

 

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

   I. Организация налогового контроля…………………………………………..5

   1. Правовая база……………………………………...………………………….5

   2. Формы и методы налогового контроля……………………………………..8

   II. Пути совершенствования налогового контроля………………………….14

Заключение……………………………………………………………………….18

Список источников и литературы………………………………………………20

    

    

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

       Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

      К сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего

законодательства, так и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами.

       Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и не поступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей. Ошибки в исчислении и уплате налогов допускаются также из-за частых изменений в законодательстве.

       В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. Этим обусловлена актуальность данной работы.

       Целью данной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.

      На основе этого можно определить задачи данной контрольно-курсовой работы:

● исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля;

● изучение основ организации контрольной работы налоговых органов;

● изучение действующих форм и методов налогового контроля;

● определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.

      Объект: правоотношения, возникающие при осуществлении действующих форм и методов налогового контроля.

      Предмет: нормативно-правовые акты, регулирующие налоговый контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Организация налогового контроля.

1. Правовая база.

       При осуществлении своей работы государственные налоговые инспекции

руководствуются определенным перечнем нормативно-правовых актов. Данный перечень изменяется и дополняется в связи с переменами в экономической и политической ситуации в стране.[1]

       На первом месте стоит основной закон страны - Конституция РФ. Содержащиеся в нем нормы,  регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. Они детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.

       Вторым по значимости является Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы   налогообложения и  сборов в Российской Федерации, в том числе:

1)  виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.[2]

       В настоящее время Налоговый Кодекс является определяющим в сфере налоговых отношений и при осуществлении налогового контроля. До 1 января 1999 г. перечисленные выше положения регулировались несколькими основными законами, в их числе: Закон РФ от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР»; Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.

       Необходимо отметить, что некоторые положения, статьи или пункты этих законов (они определены в части первой Налогового кодекса) будут действовать вплоть до введения в действие части второй Налогового Кодекса РФ. Одновременно с принятием Закона «Об основах налоговой системы» были приняты Федеральные законы, детализирующие его положения. В частности, к таким законам относятся Закон «О налоге на налоге на прибыль с предприятий», «Об акцизах», то есть к каждому налогу был принят соответствующий закон. Данная категория нормативных актов постоянно меняется в соответствии с налоговой политикой государства.

       Следующим нормативно-правовым источником являются подзаконные акты по вопросам налогообложения и организации работы налоговой инспекции. Другими самостоятельными источниками налогового права являются постановления распоряжения Правительства РФ по налогам и другим обязательным платежам (в них в основном определяются налоговые ставки или налоговые льготы); акты Министерства по налогам и сборам, регулирующие налоговый контроль и содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в масштабах всей страны (инструкции, разъяснения, письма и т.д.); местные подзаконные акты по вопросам налогообложения, издаваемые представительными органами краев и областей, а также городов и районов.

       Таким образом, основным документом, регулирующим работу Государственных налоговых инспекций по контролю за соблюдением налогового законодательства  является Налоговый кодекс РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы и методы налогового контроля.

     Налоговый контроль – совокупность действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением фискально-обязанными  лицами  норм  налогового  законодательства.

      Налоговый контроль осуществляют: 1) налоговые органы, 2) таможенные органы, 3) органы государственных внебюджетных фондов. В арсенале налоговых инспекций есть несколько видов налогового контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий.[3] Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

      Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Основным методом, реализующим предварительный контроль, являются камеральные проверки. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов.

       Основными задачами камеральной проверки являются:

● визуальная проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности, т.е. проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных должностных лиц;

● проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, правильности отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы, проверка своевременности представления расчетов по налогам;

● проверка сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;

● проверка согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской

отчетности и в налоговых расчетах.

        Конкретные методы камеральных проверок определяются инспекциями самостоятельно исходя из характера наиболее часто встречающихся нарушений налогового законодательства на контролируемой территории, возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта сотрудников.

      Одной из основных форм налогового контроля, применяемой в работе налоговыми органами, является текущий контроль. Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом.[4]

       Основным методом, применяемым при этой форме контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа. Экспресс-проверка - это проверка, проводимая по относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, за короткий временной период. Основанием для планирования указанной категории проверки могут являться имеющие место по результатам предварительного анализа бухгалтерской отчетности налогоплательщика и его налоговых расчетов, предположения о недостоверности отражения организацией отдельных показателей, запросы других налоговых органов о проведении встречных и других проверок по узкому кругу вопросов.      

        Высокие результаты может дать осуществление экспресс-проверок и в организациях, отобранных методом случайной выборки. Планирование указанной категории проверок позволяет существенно повысить степень охвата налогоплательщиков проверками. В случае если в результате данной проверки не выявлено каких-либо нарушений, свидетельствующих о недостоверности бухгалтерского учета, отчетности и налоговых расчетов организации, ее дальнейшая проверка не проводится.

        Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей.[5] Последующий контроль отмечается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

       Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях и организациях.

       Документальная проверка является специфическим методом налогового контроля, т. к. она сочетает в себе черты таких общих методов финансового контроля как проверки и ревизии. Категории документальных проверок в зависимости от степени охвата ими вопросов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков и видов налога делятся на:

Информация о работе Налоговый контроль