Налоговый учет, его содержание, цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:44, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение вопросов организации налогового учёта в РФ, его целей и задач.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение налогового учёта, рассмотреть его содержание, основные цели и задачи;

2. Рассмотрение вопросов о необходимости ведения налогового учёта на предприятии;

3. Определить особенности применения налогового учёта на предприятии;

4. Проанализировать различные подходы к ведению налогового учёта;

5. Рассмотреть положительные стороны ведения налогового учёта на предприятии;

6. Рассмотреть требования Налогового кодекса к системе налогового учета.

Объектом курсового исследования является налоговый учёт на предприятии. Предметом - соотношение налогового и бухгалтерского учёта, выявление целей и задач налогового учёта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 6
1.1. Определение налогового учёта, его содержание, цели и задачи 6
1.2. Необходимость ведения налогового учёта в России 10
2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 13
2.1. Особенности применения налогового учёта на предприятии 13
2.2. Различные подходы к ведению налогового учета 14
2.3. Положительные стороны ведения налогового учёта на предприятии

16
2.4. Требования Налогового кодекса к системе налогового учета 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.rtf

— 377.29 Кб (Скачать документ)

      Ведение налогового учета отдельно от учета бухгалтерского позволит усилить контроль за правильностью исчисления налогов со стороны налоговых органов. Ни для кого не секрет, что на выездных налоговых проверках один и тот же инспектор сегодня проверяет торговую организацию, через неделю - производственное предприятие, через месяц - аудиторскую фирму. Специфика бухгалтерского учета хозяйственных операций для каждой из приведенных в качестве примера отраслей деятельности значительна. Поэтому до сих пор бухгалтеры пренебрежительно отзываются о квалификации налоговых работников, говоря об их неспособности досконально разобраться в тонкостях бухгалтерского учета. Это создает возможности для злоупотреблений со стороны налогоплательщиков.

      Одним из направлений проводимой в настоящее время в РФ налоговой реформы является как раз усиление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. В решении этой задачи мощным подспорьем является как раз введение налогового учета как самостоятельного участка учетной работы. Из учетных регистров исчезает вся специфика бухгалтерской двойной записи, а оставшаяся специфика экономики предприятия и управления финансами значительно меньше зависит от конкретной области деятельности и в гораздо большей степени поддается анализу с точки зрения элементарной логики. Таким образом, было бы по меньшей мере наивно предполагать, что единожды добившись от законодателей введения налогового учета, налоговые органы по собственной инициативе откажутся от этой позиции.

      И, пожалуй, последним существенным аргументом в пользу того вывода, что налоговый учет - объективная реальность, с которой придется считаться в дальнейшем, является общий тон изменений, внесенных Федеральным законом РФ от 29.05.02 № 57-ФЗ в гл. 21 “Налог на добавленную стоимость” НК РФ. Как уже отмечалось выше, эти изменения позволяют полностью убрать из правил ведения бухгалтерского учета всю специфику собственно исчисления налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.4. Требования Налогового кодекса к системе налогового учета 

      Требования к системе налогового учета и составлению отчетности по налогу на прибыль изложены в главе 25 Налогового Кодекса.

Основные требования ведения налогового учета определяют:

       -- объекты учета;

       -- правила группировки доходов и расходов;

       -- порядок признания доходов и расходов, в том числе и для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств;

       -- методы налогового учета;

       -- требования к составлению регистров налогового учета.

Основные правила составления отчетности определяют:

       -- налоговый и отчетный период;

       -- ставки налога;

       -- алгоритм расчета налоговой базы.

Объектами налогового учета являются имущество и хозяйственные операции налогоплательщика.

Для целей налогового учета применяется следующая группировка доходов:

       -- доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;

       -- внереализационные доходы;

       -- доходы, учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения.

      Расходы группиру ются:

       -- на расходы, связанные с производством и реализацией;

       -- внереализационные расходы;

       -- расходы, учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения.

      Под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

      Расходы, связанные с производством и /или реализацией подразделяются на 4 группы:

       -- материальные расходы;

       -- расходы на оплату труда;

       -- суммы начисленной амортизации;

       -- прочие расходы.

      Из состава прочих расходов выделены расходы на ремонт основных средств, на освоение природных ресурсов, на НИОКР, на обязательное и добровольное страхование имущества.

Порядок признания расходов для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств различен.

      Определен особый порядок признания расходов по:

       -- формированию резервов по сомнительным долгам;

       -- гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

       -- определению расходов при реализации товаров;

       -- отнесению процентов по долговым обязательствам к расходам.

Налоговым Кодексом определены два метода налогового учета:

       -- метод начисления и

       -- кассовый метод.

      Порядок признания доходов и расходов при различных методах налогового учета различен.

      При определении расходов методом начисления, расходы на производство и реализацию подразделяются на:

       -- прямые расходы и

       -- косвенные.

      Разделение расходов на прямые и косвенные связано с оценкой незавершенного производства и является фактором прямого действия на расчет налога на прибыль.

      К прямым расходам на производство и реализацию относятся:

       -- расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, и (или) образующих их основу, либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг;

       -- расходы на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;

       -- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

       -- единый социальный налог, начисленный на расходы по оплате труда;

       -- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

      Все иные суммы расходов по производству и реализации являются косвенными.

      Налоговый учет ведется на основе данных первичных документов в аналитических регистрах бухгалтерского и налогового учета.

      Регистры налогового учета представляют собой формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 Налогового Кодекса без распределения по счетам бухгалтерского учета.

      Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и /или любых машинных носителях. Формы и порядок отражения в регистрах данных налогового учета и первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно.

      Основанием записи в регистре налогового учета являются первичные учетные документы, в том числе справка бухгалтера. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.

      Для сдачи отчетности устанавливается налоговый период и отчетный период.

      Отчетный период -- для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи, -- месяц, два месяца и т.д.; первый квартал, полугодие и 9 месяцев.

      Налоговый период -- календарный год.

      Налоговая база определяется в соответствии с порядком налогового учета доходов и расходов, принятым в Налоговом Кодексе. Установлены особенности определения налоговой базы по отдельным видам доходов и видам деятельности:

       -- доходов от долевого участия;

       -- доходов простого товарищества;

       -- по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств;

       -- по доверительному управлению имуществом;

       -- при передаче имущества в уставный капитал (фонд);

       -- при уступке права требования;

       -- по операциям с ценными бумагами.

      Расчет налога ведется по различным ставкам (0 %, 6%, 15%, 24%-для российских организаций и 10% и 20% -- для иностранных организаций не связанных с деятельностью постоянного представительства) в зависимости от вида получаемых доходов. 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Ведение налогового учёта является обязательным для всех юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Налоговый учет на предприятии организуется самостоятельно налогоплательщиком. Порядок ведения налогового учёта устанавливается в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя.

      Понятие налогового учёта было введено 25 главой НК РФ «Налог на прибыль организаций». Налоговый учет определен как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, определенном НК РФ.

      Нормы и правила ведения налогового учета налогоплательщики отражают в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя организации. Целью налогового учёта является определение налогооблагаемой базы на предприятии.

     Споры вокруг необходимости ведения на предприятии отдельно налогового, а отдельно бухгалтерского учёта на сегодняшний день в России являются актуальными. Проблема состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учеты отличаются существенно и предприятию приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат. И это не смотря на то, что фактически, бухгалтерский и налоговый учёт имеет некоторые общие черты.

     Проведённые исследования показали, что налоговый учёт и отчётность необходимы и неизбежны, так как функционирование любой системы подразумевает определённую систему контроля, которую нельзя организовать без учёта и отчётности. Но тем не менее, необходимо менять механизм ведения налогового учёта и составления налоговой отчётности, приспосабливая для этого данные бухгалтерского учёта предприятия и дополняя установленные формы бухгалтерской отчётности соответствующими декларациями или декларационными разделами. То есть, произвести синтез (слияние) налогового и бухгалтерского учёта и отчётности.

     Организация при разработке методики ведения налогового учета может применить принцип "приход-расход" с ведением книги доходов и расходов (аналогично применяющейся сейчас упрощенной системе бухгалтерского учета) или принцип двойной записи с использованием "налогового" плана счетов и разработкой "налоговых" проводок.

     Некоторые предлагают компромиссный вариант - использовать для налогового учета дополнительно вводимые "налоговые" счета к бухгалтерскому Плану счетов, на которых вести учет доходов и расходов в разрезе требований главы 25 НК РФ. Обороты и остатки по этим счетам не будут отражаться в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер сможет при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.

     Необходимость скорейшего приведения системы бухгалтерского и налогового учёта в РФ к мировым стандартам обусловлена предстоящим вступлением России в ВТО. Расхождение данных систем с общепринятыми международными стандартами, является дополнительным препятствием на пути к интеграции. 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

      
  1. Налоговый кодекс РФ // Справочная правовая система «Гарант»
  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ с дополнениями и изменениями//Справочная система «Консультант Плюс» 
  3. Андросов А.М., Викулова Е.В. Основы бухгалтерского учета. - М.:, Андросов, 2004.
  4. Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учёт. - М.: Перспектива, 2003.
  5. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учёта. - М., 1998.
  6. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет. - СПб.: Проспект, 2004.
  7. Ковалёв В.В. Финансовый учёт и анализ: Концептуальные основы. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. - М., 2001.
  9. Маренков Н.Л. Финансовый учёт в коммерческих фирмах. - М.: Феникс, 2004.
  10. Медведев М.Ю. План счетов бухгалтерского учёта и инструкция по его применению: комментарий. - М.: Юристъ, 2003.
  11. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организация налогового учёта на предприятии // Всё для бухгалтера - 2002 - № 21. С. 17-23.
  12. Никитин В.М., Никитина Д.А. Теория бухгалтерского учёта. - М.: ДИС, 2004.
  13. Рожнова О.В. Финансовый учёт: Теоретические основы, методологический аппарат. - М., 2003.
  14. Семенов С.К. О структуре  денежной массы//Финансы и кредит. - 1999.-№ 9.-с.23-27
  15. Хендриксен Э.С. Теория бухгалтерского учёта. - М., 1007.
  16. Захарьин В.Р. Расходы фирмы: бухгалтерский и налоговый учёт. - М.: ГроссМедиа, 2006.
  17. Лукаш А.Ю. Бухгалтерский и налоговый учёт различных хозяйственных операций. - М.: Книжный мир, 2005.
  18. Попонова А.Н., Нестеров Г.Г., Терзиди А.В. Организация налогового учёта и налогового контроля. - М.: Эксмо-Пресс, 2006.

Информация о работе Налоговый учет, его содержание, цели и задачи