Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:24, реферат
Экономические отношения в области налогообложения, уплаты в бюджет сборов, пошлин регулируются налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод законов, соответствующих Конституции государства.
Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, процедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежей.
Дополнительную уверенность в обоснованности этого утверждения вселяет наличие в действующем законодательстве Республики Беларусь четких норм, определяющих юридическую силу актов законодательства, то есть их соподчиненность по отношению к другим документам или, говоря иными словами, их место в законодательной иерархии.
Допускавшиеся ранее нарушения требований ч. 2 ст. 3 Закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», о которых говорилось выше, получили возможность реализации именно по причине отсутствия полного законодательного урегулирования вопросов расхождения положений правовых актов и их соответствия друг другу.
Сейчас эти вопросы четко определены ст. 10 Закона от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», с изм. и доп. от 4 января 2002 г. № 81-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 7. 2/136; 2002. № 7. 2/830). Установлено, что высшей юридической силой в системе законодательства Республики Беларусь обладает Конституция Республики Беларусь. Законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией.
В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь.
В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.
Законы,
декреты, указы и постановления
Правительства Республики Беларусь
имеют большую юридическую силу
по отношению к нормативным
Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к законам. При этом Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.
Новый акт законодательства имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица).
В
иерархии актов законодательства, принятых
(изданных) государственными органами
(должностными лицами), акты вышестоящих
органов (должностных лиц) имеют
преимущественную силу по отношению
к документам нижестоящих государственных
органов (должностных лиц). Среди
нормативных правовых актов, принятых
(изданных) государственными органами
(должностными лицами) одного уровня, преимущественную
силу имеют акты органа (должностного
лица), специально уполномоченного
на регулирование области
На основе вышеприведенной классификации нормативных правовых актов Республики Беларусь построена и система налогового законодательства Республики Беларусь.
Толкование
положений нормативного правового
акта может осуществляться в случае
обнаружения неясностей и различий
в их содержании, а также противоречий
в практике его применения. Официальное
толкование акта законодательства осуществляется
государственным органом (
Само официальное толкование норм правового акта производится путем принятия документа равной юридической силы. Таким образом, толкование положений, например, Закона «О налогах на доходы и прибыль» может быть обеспечено только путем подготовки и принятия проекта Закона «О толковании Закона Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль».
При толковании нормативного правового акта объясняется или уточняется содержание его правовых норм, определяется их место в законодательстве, а также функциональные и иные связи с другими нормами, регулирующими различные аспекты одного и того же вида общественных отношений. Внесение изменений или дополнений в акты законодательства при их толковании не допускается.
Официальное
толкование документов не следует путать
с разъяснением тех или иных вопросов
применения их норм.
Список
использованной литературы
1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие/ Г.В.Савицкая.-7-е издание, испр.-МН.: Новое знание, 2002г.
2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. — М., 1998.
3. Беларусь и страны мира 2000/ Мин-во статистики и анализа РБ. — Мн., 2000.
4. Беларусь: выбор пути: Национальный отчет о человеческом развитии 2000. — Мн., 2000.
5. Внешняя торговля Республики Беларусь за 2000 год (предварительные данные). — Мн., 2001.
6. Декрет Президента Республики Беларусь от 10 марта 1997 г. № 6 «Об упорядочении предоставления льгот юридическим и физическим лицам по налогам и таможенным платежам» с последующими изменениями и дополнениями.
7. Закон от 20 декабря 1991 г. № 1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», с изм. и доп. по сост. на 4 января 2003 г. № 183-З.
8. Закон от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с изм. и доп.).
9. Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 1991 г. № 1323-ХII с последующими многочисленными изменениями и дополнениями.
10. Закон Республики Беларусь от 01 января 2004г. №260-3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения»// Вестник МНС РБ-январь 2004года-№2(170).
11. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года.