Основы современной налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание

Налоговая система - по законодательству РФ совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом подразумевается обязательныйвзнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законо дательными актами.

Содержание

Введение

Теоретическая часть

1. Основы современной налоговой системы РФ

2. Взаимодействия методов статистики финансов и налогообложения


Практическая часть

1. Анализ динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ

2. Анализ бюджетного исполнения налоговых доходов


Заключение


Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Федеральное государственное образовательное учреждение.docx

— 35.57 Кб (Скачать документ)

Содержание  : 
 

Введение

Теоретическая часть                                                                            

1.  Основы современной налоговой системы РФ

2.  Взаимодействия методов статистики финансов и налогообложения 

Практическая  часть                                                                            

1.  Анализ  динамики налоговых доходов консолидированного  бюджета РФ

2.  Анализ  бюджетного исполнения налоговых  доходов                             

Заключение                                                                                                           

Список  литературы                                                                                           

 

 

Введение.

Налоговая система - по законодательству РФ совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом подразумевается обязательныйвзнос  в бюджет соответствующего уровня или  во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определяемых законо дательными актами.

За период с  начала формирования основ современной  налоговой системы Российской Федерации  в 1991 г. по сегодняшний день налоговая  система претерпела значительные изменения. Но формирование налоговой системы  страны еще не закончено. Можно говорить лишь о создании основ современной  налоговой системы государства  с рыночной экономикой. В системе  налоговых отношений накопилось огромное количество проблем, многие из которых не решаются годами. Налоговая  система страны весьма далека от стабильности, а в определенной мере – и от предсказуемости.

В Российской Федерации  плохо взаимодействуют Федеральная  служба государственной статистики и Федеральная налоговая служба. В целях совершенствовании информационного  взаимодействия ФСГС и ФНС был  разработан и отдан следующий  приказ - Приказ Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики от 18.01.2008  № 5/ММ-3-11/14. По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений (что является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков), уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат или выплате заработной платы через «черные кассы», углублению и расширению сети теневой экономики. Именно поэтому я считаю, что сотрудничество между этими двумя службами является реальной необходимостью. 

Теоретическая часть.

  1. Основы современной налоговой системы РФ

Современную налоговую  систему России критикуют и в  СМИ, и в Госдуме, и в регионах, и налогоплательщики, и, зачастую, правомерно.

Основными недостатками налоговой системы являются:

  1. Фискальный крен в налогообложении, на первый план выдвигается только пополнение доходной части бюджетов, регулирующей функции не придается должного значения, хотя именно она дает толчок экономическому развитию.
  2. Высокий уровень налогообложения предприятий и организаций и особенно налога на прибыль и НДС.
  3. Нестабильность налогового законодательства и особенно по прибыли, НДС, акцизам.
  4. Современная налоговая система слишком сложна для понимания налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это ведет к лишним административным издержкам и порождает изощренные способы ухода от уплаты налогов.
  5. Существующее налогообложение заставляет предприятия пересматривать баланс не по экономическим причинам, а по налоговым.
  6. Ориентация на легкособираемые налоги, у которых налогооблагаемой базой является выручка от реализации продукции, что ведет к явной депрессии экономики производственной сферы.

Какова же должна быть налоговая система, чтобы она  дала возможность развиваться производству, предпринимательству и, главное, увеличивала  доходы населения?

В оценке эффективности  любой налоговой системы существует три критерия:

  1. Соотношения выгоды налогоплательщика предоставляемым государством услуг.
  2. Административные издержки.
  3. Затраты налогоплательщика на соблюдение налогового законодательства.

Чтобы судить об эффективности современной налоговой  системы России необходимо выяснить составляющие этой систем.

При анализе  этого вопроса пришлось столкнуться  с существующей сегодня проблемой: нет единой трактовки понятий 

  • налоговая система и ее элементов
  • система налогообложения и ее элементы.

Так, по методу установления налоги у Черника Д. Г. ("Налоги", М. 1999 г.) подразумеваются прямые и  косвенные, а у Русановой И. Г. ("Налоги и налогообложение", М. 1999 г.) по тому же методу на личные и  реальные. У одних авторов виды налогов входят в систему налогов, у других - виды налогов входят в  систему налогообложения. То есть имеется  определенная теоретическая путаница.

В этой работе предлагается налоговая система, разработанная  исходя из федеральных законов и  из правоохранительной практики.

Рассмотрим элементы четырех понятий: налоговой системы, структуры налогов, видов налогов, системы налогообложения.

Налоговая система

Это государственная  система мер политического, экономического, административного, правового характера, направленная на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирования роста внутреннего валового продукта (ВВП).

Налоговая система  включает:

  1. Налоговые органы
  2. Налоговое законодательство
  3. Налоговую полицию
  4. Налоги
  5. Пошлины
  6. Сборы
  7. Другие платежи
  8. Распределение налогов по уровню бюджета
  9. Налоговые суды (проект)

Структура налогов

Все налоги рассматривают  по источникам поступления:

  1. Налоги юридических лиц
  2. Налоги на физических лиц

а также по уровню зачисления в бюджет:

  1. Федеральные
  2. Республиканские (субъектов РФ)
  3. Местные

Виды  налогов

Всего на сегодня  существуют и действуют около 300 налогов, сборов, платежей и пошлин. Налоги делятся по виду на прямые и  косвенные. Прямые налоги взимаются  с доходов. Косвенные налоги - с  расходов с потребления.

  1. Прямые налоги
    1. Подоходный налог
    2. Налог на прибыль
    3. Налог на имущество
    4. Ресурсные платежи и д. р.
  2. Косвенные налоги
    1. Налог на добавленную стоимость (НДС)
    2. Акцизы
    3. Налог с продаж
    4. На операции с ценными бумагами и др.

Система налогообложения

Элементами системы  являются:

  1. Объект (предмет)
  2. Субъект (налогоплательщик)
  3. Налогооблагаемая база
  4. Ставка (твердая, процентная)
  5. Порядок исчисления
  6. Срок уплаты
  7. Штрафы, пеня
  8. Контроль

В настоящее  время согласно Федеральному закону "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации" в ст. 19, 20, 21 действует до принятия Госдумой II части Налогового кодекса прежний  список налогов по уровню.

Общее количество их 45, в частности:

  • федеральных налогов и сборов -15
  • республиканских (субъектов РФ) - 7
  • местных налогов и сборов - 23.

Предполагается, что с принятием II ч. НК количество налогов увеличится, но ставки будут  снижены.

    2.  Взаимодействия методов статистики финансов и налогообложения.

  

    Государственные  финансы - важная сфера финансовой  системы страны. Под государственными  финансами понимаются денежные  отношения по поводу распределения  и перераспределения стоимости  валового внутреннего продукта  и валового национального дохода, а также части национального  богатства, связанные с формированием  финансовых ресурсов в распоряжении  государства и его предприятий  и использованием государственных  средств на нужды обороны и  управления, социально-культурные потребности  членов общества, производственно-экономические  и научно-технические программы.  Согласно отечественным традициям  государственные финансы включают  бюджеты различных уровней государственного  управления, внебюджетные фонды,  государственный кредит, финансы  государственных предприятий.

   Важную  роль в составе государственных  финансов играют бюджетные взаимосвязи  на федеральном, территориальном  и местном уровне. С помощью  бюджетных отношений в распоряжение  государственных структур мобилизуется  значительная часть национального  дохода. Отдельное звено в составе  государственных финансов образуют  внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды различают по функциональному назначению (имеющие экономический, социальный или природоохранный характер) и по уровням управления (общегосударственный, территориальный и региональный). Тенденции развития статистики государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке - статистике государственного бюджета. А в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета - это налоговые поступления.

   Практическая  статистика государственных финансов  обобщает данные и подготавливает  статистическую информацию, необходимую  для анализа и планирования  деятельности органов государственного  управления и выработки экономической  политики. Несмотря на важную  роль международных стандартов  в реформировании отечественной  статистики вообще и статистики  государственного бюджета в частности,  организационно-ведомственная структура  экономики и особенности практической  деятельности органов государственного  управления отражаются в отечественной  статистике.

   Одной  из важнейших категорий, применяемых  в статистике государственного  бюджета, является "сектор государственного  управления". Важность этой категории  состоит в том, что определение  сектора позволяет установить  тот круг институционных единиц - государственных организаций и  учреждений, доходы и расходы  которых подлежат отражению в  государственном бюджете. В этот  сектор входят единицы, деятельность  которых связана с выполнением  государством функции управления. Эта функция заключается в  проведении государственной политики  посредством предоставления услуг  нерыночного характера и в  перераспределении доходов и  богатства.

   Характер  системы статистических показателей  государственного бюджета определяют  категории, которые отражают природу  различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного  управления с единицами, относящимися  к различным секторам экономики.   Это такие категории, как:

  • поступления или платежи;
  • поступления (платежи) невозвратные или возвратные;
  • поступления (платежи) возмездные или невозмездные;
  • текущие или капитальные поступления (платежи);
  • приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
  • приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

   Определение  этих категорий важно для правильного  отражения налогообложения и  других экономических операций, имеющих различную экономическую  природу, например распределительных  операций и операций, имеющих  перераспределительный характер, или  для поступления ресурсов в  доходную часть бюджета, с одной  стороны, и поступления ресурсов, не увеличивающего доходную часть  бюджета, а финансирующего 

Информация о работе Основы современной налоговой системы РФ