Содержание
:
Введение
Теоретическая
часть
1. Основы современной
налоговой системы РФ
2. Взаимодействия
методов статистики финансов и налогообложения
Практическая
часть
1. Анализ
динамики налоговых доходов консолидированного
бюджета РФ
2. Анализ
бюджетного исполнения налоговых
доходов
Заключение
Список
литературы
Введение.
Налоговая система
- по законодательству РФ совокупность
налогов, сборов, пошлин и других платежей,
взимаемых в установленном порядке.
Под налогом, сбором, пошлиной и другим
платежом подразумевается обязательныйвзнос
в бюджет соответствующего уровня или
во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке и
на условиях, определяемых законо дательными
актами.
За период с
начала формирования основ современной
налоговой системы Российской Федерации
в 1991 г. по сегодняшний день налоговая
система претерпела значительные изменения.
Но формирование налоговой системы
страны еще не закончено. Можно говорить
лишь о создании основ современной
налоговой системы государства
с рыночной экономикой. В системе
налоговых отношений накопилось
огромное количество проблем, многие из
которых не решаются годами. Налоговая
система страны весьма далека от стабильности,
а в определенной мере – и от
предсказуемости.
В Российской Федерации
плохо взаимодействуют Федеральная
служба государственной статистики
и Федеральная налоговая служба.
В целях совершенствовании информационного
взаимодействия ФСГС и ФНС был
разработан и отдан следующий
приказ - Приказ Федеральной налоговой
службы и Федеральной службы государственной
статистики от 18.01.2008 № 5/ММ-3-11/14.
По мере развития рыночных отношений присущие
налоговой системе недостатки приводят
к несоответствию происходящих в обществе
и государстве изменений (что является
тормозом экономического и социального
развития государства и его территориальных
образований, вызывает массовое недовольство
налогоплательщиков), уходу субъектов
налога от уплаты или снижению налоговых
платежей, несвоевременности выплат или
выплате заработной платы через «черные
кассы», углублению и расширению сети
теневой экономики. Именно поэтому я считаю,
что сотрудничество между этими двумя
службами является реальной необходимостью.
Теоретическая
часть.
- Основы
современной налоговой
системы РФ
Современную налоговую
систему России критикуют и в
СМИ, и в Госдуме, и в регионах,
и налогоплательщики, и, зачастую, правомерно.
Основными недостатками
налоговой системы являются:
- Фискальный
крен в налогообложении, на первый план
выдвигается только пополнение доходной
части бюджетов, регулирующей функции
не придается должного значения, хотя
именно она дает толчок экономическому
развитию.
- Высокий уровень
налогообложения предприятий и организаций
и особенно налога на прибыль и НДС.
- Нестабильность
налогового законодательства и особенно
по прибыли, НДС, акцизам.
- Современная
налоговая система слишком сложна для
понимания налогоплательщиком и эффективного
управления со стороны налоговых органов.
Это ведет к лишним административным издержкам
и порождает изощренные способы ухода
от уплаты налогов.
- Существующее
налогообложение заставляет предприятия
пересматривать баланс не по экономическим
причинам, а по налоговым.
- Ориентация
на легкособираемые налоги, у которых
налогооблагаемой базой является выручка
от реализации продукции, что ведет к явной
депрессии экономики производственной
сферы.
Какова же должна
быть налоговая система, чтобы она
дала возможность развиваться производству,
предпринимательству и, главное, увеличивала
доходы населения?
В оценке эффективности
любой налоговой системы существует
три критерия:
- Соотношения
выгоды налогоплательщика предоставляемым
государством услуг.
- Административные
издержки.
- Затраты налогоплательщика
на соблюдение налогового законодательства.
Чтобы судить об
эффективности современной налоговой
системы России необходимо выяснить
составляющие этой систем.
При анализе
этого вопроса пришлось столкнуться
с существующей сегодня проблемой:
нет единой трактовки понятий
- налоговая
система и ее элементов
- система налогообложения
и ее элементы.
Так, по методу установления
налоги у Черника Д. Г. ("Налоги",
М. 1999 г.) подразумеваются прямые и
косвенные, а у Русановой И. Г.
("Налоги и налогообложение", М.
1999 г.) по тому же методу на личные и
реальные. У одних авторов виды
налогов входят в систему налогов,
у других - виды налогов входят в
систему налогообложения. То есть имеется
определенная теоретическая путаница.
В этой работе предлагается
налоговая система, разработанная
исходя из федеральных законов и
из правоохранительной практики.
Рассмотрим элементы
четырех понятий: налоговой системы,
структуры налогов, видов налогов,
системы налогообложения.
Налоговая
система
Это государственная
система мер политического, экономического,
административного, правового характера,
направленная на исполнение доходной
части бюджета, а также стимулирования
роста внутреннего валового продукта
(ВВП).
Налоговая система
включает:
- Налоговые
органы
- Налоговое
законодательство
- Налоговую
полицию
- Налоги
- Пошлины
- Сборы
- Другие платежи
- Распределение
налогов по уровню бюджета
- Налоговые
суды (проект)
Структура
налогов
Все налоги рассматривают
по источникам поступления:
- Налоги юридических
лиц
- Налоги на
физических лиц
а также по уровню
зачисления в бюджет:
- Федеральные
- Республиканские
(субъектов РФ)
- Местные
Виды
налогов
Всего на сегодня
существуют и действуют около 300
налогов, сборов, платежей и пошлин.
Налоги делятся по виду на прямые и
косвенные. Прямые налоги взимаются
с доходов. Косвенные налоги - с
расходов с потребления.
- Прямые налоги
- Подоходный
налог
- Налог на
прибыль
- Налог на
имущество
- Ресурсные
платежи и д. р.
- Косвенные
налоги
- Налог на
добавленную стоимость (НДС)
- Акцизы
- Налог с продаж
- На операции
с ценными бумагами и др.
Система
налогообложения
Элементами системы
являются:
- Объект (предмет)
- Субъект (налогоплательщик)
- Налогооблагаемая
база
- Ставка (твердая,
процентная)
- Порядок исчисления
- Срок уплаты
- Штрафы, пеня
- Контроль
В настоящее
время согласно Федеральному закону
"Об основах налоговой системы
в Российской Федерации" в ст.
19, 20, 21 действует до принятия Госдумой
II части Налогового кодекса прежний
список налогов по уровню.
Общее количество
их 45, в частности:
- федеральных
налогов и сборов -15
- республиканских
(субъектов РФ) - 7
- местных налогов
и сборов - 23.
Предполагается,
что с принятием II ч. НК количество
налогов увеличится, но ставки будут
снижены.
2.
Взаимодействия методов
статистики финансов
и налогообложения.
Государственные
финансы - важная сфера финансовой
системы страны. Под государственными
финансами понимаются денежные
отношения по поводу распределения
и перераспределения стоимости
валового внутреннего продукта
и валового национального дохода,
а также части национального
богатства, связанные с формированием
финансовых ресурсов в распоряжении
государства и его предприятий
и использованием государственных
средств на нужды обороны и
управления, социально-культурные потребности
членов общества, производственно-экономические
и научно-технические программы.
Согласно отечественным традициям
государственные финансы включают
бюджеты различных уровней государственного
управления, внебюджетные фонды,
государственный кредит, финансы
государственных предприятий.
Важную
роль в составе государственных
финансов играют бюджетные взаимосвязи
на федеральном, территориальном
и местном уровне. С помощью
бюджетных отношений в распоряжение
государственных структур мобилизуется
значительная часть национального
дохода. Отдельное звено в составе
государственных финансов образуют
внебюджетные фонды. Внебюджетные
фонды различают по функциональному назначению
(имеющие экономический, социальный или
природоохранный характер) и по уровням
управления (общегосударственный, территориальный
и региональный). Тенденции развития статистики
государственных финансов таковы, что
показатели собственно бюджета и показатели
внебюджетных фондов могут отражаться
в едином блоке - статистике государственного
бюджета. А в условиях рыночной экономики
преобладающая часть доходной части бюджета
- это налоговые поступления.
Практическая
статистика государственных финансов
обобщает данные и подготавливает
статистическую информацию, необходимую
для анализа и планирования
деятельности органов государственного
управления и выработки экономической
политики. Несмотря на важную
роль международных стандартов
в реформировании отечественной
статистики вообще и статистики
государственного бюджета в частности,
организационно-ведомственная структура
экономики и особенности практической
деятельности органов государственного
управления отражаются в отечественной
статистике.
Одной
из важнейших категорий, применяемых
в статистике государственного
бюджета, является "сектор государственного
управления". Важность этой категории
состоит в том, что определение
сектора позволяет установить
тот круг институционных единиц
- государственных организаций и
учреждений, доходы и расходы
которых подлежат отражению в
государственном бюджете. В этот
сектор входят единицы, деятельность
которых связана с выполнением
государством функции управления.
Эта функция заключается в
проведении государственной политики
посредством предоставления услуг
нерыночного характера и в
перераспределении доходов и
богатства.
Характер
системы статистических показателей
государственного бюджета определяют
категории, которые отражают природу
различных хозяйственных операций,
осуществляемых органами государственного
управления с единицами, относящимися
к различным секторам экономики.
Это такие категории, как:
- поступления
или платежи;
- поступления
(платежи) невозвратные или возвратные;
- поступления
(платежи) возмездные или невозмездные;
- текущие или
капитальные поступления (платежи);
- приобретение
финансовых активов или принятие обязательств;
- приобретение
финансовых активов в целях проведения
государственной политики или для управления
ликвидностью.
Определение
этих категорий важно для правильного
отражения налогообложения и
других экономических операций,
имеющих различную экономическую
природу, например распределительных
операций и операций, имеющих
перераспределительный характер, или
для поступления ресурсов в
доходную часть бюджета, с одной
стороны, и поступления ресурсов,
не увеличивающего доходную часть
бюджета, а финансирующего