Особенности применения импортных акцизов в торговле со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:09, реферат

Описание

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки - квас, пиво с давних времен считались на Руси неплохим источником пополнения казны. Помимо акцизов на алкогольную продукцию в России, издавна, широко использовались акцизы на предметы массового потребления.

Содержание

Введение.
1. Общие требования налогового законодательства
2. Особенности определения налоговой базы при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу
3. Налоговые вычеты
4. Налогооблажение алкогольной продукции
5. Контрабанда при осуществлении импортных операций
6. Особенности применения импортных акцизов в торговле со странами СНГ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 33.31 Кб (Скачать документ)

Представляется, что  накопленный (во многом отрицательный) опыт следует учесть при разработке новых законодательных актов, а  когда они будут приняты -- провести работу по детализации и конкретизации  межгосударственного торгового  режима в рамках СНГ и Таможенного  союза, а также максимально унифицировать  внутреннее законодательство России и  ее партнеров в этой области. 

Уже предприняты  первые шаги в направлении решения  указанных проблем. Пять государств Содружества: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписали  межправительственное соглашение о  создании налоговых представительств “пятерки”, основными функциями  которых станут согласование решений  налоговых служб, организация и  обмен информацией о состоянии  налоговых систем и текущих изменений  в налоговом законодательстве. Представительства  займутся также выработкой предложений  по сближению налоговых систем и  созданием правовой базы взаимодействия между налоговыми службами государств. 

Заключение 
 

В результате всего  вышеизложенного мы можем сделать  ряд выводов: 

Во-первых, возник очевидный  дисбаланс в акцизном налогообложении  отечественной подакцизной продукции  и аналогичной продукции, ввозимой в Россию из-за рубежа, поскольку  при тех же налоговых ставках  в отношении импортируемых товаров  налоговая база определялась как  их таможенная стоимость, не включающая акцизов. Даже при достаточно высоких  таможенных пошлинах и более высокой  стоимости производителя товары иностранного производства -- главным  образом алкогольные и табачные -- в России получали лучшие конкурентные условия по сравнению с российскими. При утрате государственной монополии  на эти товары и полной открытости российского рынка произошло  резкое увеличение их поставок в Россию, что нанесло огромный ущерб российскому  производству. Достаточно сказать, что  легальное производство ликероводочных изделий в течение нескольких лет сократилось в 3-4 раза (по данным Госкомстата), что привело и к  большим бюджетным потерям. 

Конечно, такие катастрофические последствия обусловила не только акцизная политика. В значительно большей  степени сказались такие факторы  как: 

слабый таможенный контроль и возможность контрабандного ввоза в Россию подакцизных товаров  в промышленных объемах; 

использование схемы  фиктивного экспорта для освобождения от НДС и акцизов; 

открытость границы  с государствами СНГ, особенно в  условиях проведения отдельными государствами  СНГ протекционистской политики в отношении экспорта (в том  числе в Россию) и отказа от ранее  согласованных общих на территории СНГ правил косвенного налогообложения; 

слабый контроль над легальностью и качеством  предлагаемой на рынке подакцизной  продукции; 

Во-вторых, в течение  ряда лет отдельные государства  СНГ не проводили согласованной  политики в отношении акцизов. Разные государства СНГ в отношении  одних и тех же товаров применяли  не только существенно отличающиеся друг от друга ставки акцизов, но и  использовали разные правила определения  налоговой базы. В последнее время  ситуация не слишком изменилась. Достигнуты некоторые рамочные договоренности о единообразном применении косвенных  налогов между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Таджикистаном (что  особенно важно в связи с образованием Таможенного Союза между этими  государствами), однако при этом не удалось договориться о применении единых ставок и правил в отношении  акцизов. 

Отсутствие единого  в рамках СНГ налогообложения  импорта -- особенно при открытости границ между государствами СНГ -- предоставляет импортерам широкие  возможности для выбора государства, на территорию которого выгоднее всего  ввозить свои товары для последующего их распределения по всем республикам (например, легковые автомобили предпочтительнее ввозить через территорию Белоруссии). В еще большей степени, чем  для акцизов, эта проблема актуальна  в отношении ввозных таможенных пошлин и НДС, где разброс налоговых  и таможенных льгот и преференций  особенно велик. Даже переход на международные  правила уплаты косвенных налогов  по месту назначения не закроет всех вопросов, особенно связанных с таможенными  платежами. При этом особняком стоит  вопрос о целесообразности перехода на международные правила при  взаимной торговле между государствами, вошедшими в Таможенный Союз, и  не контролирующими перемещение  товаров через границы внутри этого Союза. 

В-третьих, адвалорные ставки акцизов, с одной стороны, позволяли использовать весьма эффективные  в условиях России способы ухода  от налогообложения, и, с другой стороны, создавали дополнительные трудности  для производителей подакцизной  продукции в плане ее улучшения  и совершенствования. 

Открывающиеся способы  ухода от налогообложения в условиях применения адвалорных ставок основаны главным образом на том, чтобы  основную прибыль получать не при  производстве и первичной реализации, а при перепродаже произведенных  подакцизных товаров. Производителю  таких товаров достаточно создать  дочернюю или зависимую торговую компанию, чтобы продавать ей свою продукцию по минимально возможным  ценам (и с минимальными акцизами), получая минимальную прибыль  или даже убытки. За счет последующей  торговой надбавки (не облагаемой акцизами) торговая компания может уже довести  цены на эту продукцию до рыночного  уровня и получить максимально возможные  прибыли при минимальных налогах. 

Отсутствие в России каких-либо правил контроля над трансфертным ценообразованием при сделках между  взаимозависимыми лицами, а также  пересмотра налоговыми органами величины налоговых обязательств участников таких сделок позволяет эффективно минимизировать налоги. Особенно активно  подобные механизмы использовались до недавнего времени в алкогольном  производстве. Зачастую в таких схемах участвовали и региональные органы власти.  

Влияние высоких  адвалорных ставок акцизов на возможности  улучшения качества продукции, ее оформления, предпродажной подготовки или иного  подобного улучшения особенно заметно  на товарах алкогольной группы, но, по-видимому, актуально и для других производств. Если, например, новая  оригинальная бутылка или упаковка обойдется производителю подакцизной  продукции дополнительно в 1 руб., то отпускная цена продукции, включающая акцизы, автоматически должна увеличиться  на 9 -- 10 руб. Зачастую покупатель не готов  к такому резкому росту цен, а  производитель не в состоянии  покрывать подобные затраты за счет прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов. Такие каскадные  ценовые эффекты возможны только при использовании адвалорных ставок. 

Многие из перечисленных  проблем отпали при замене адвалорных ставок акцизов специфическими в  начале. В результате удалось перевести  на единый режим налогообложение  импорта и внутреннего производства аналогичных подакцизных товаров. Была ликвидирована возможность  ухода от акцизного налогообложения  при помощи трансфертного ценообразования. У производителей появились дополнительные возможности для улучшения своей  продукции, ее дизайна и продвижения  ее на рынок. Теперь дополнительные расходы  на подобные улучшения и рекламу  не приводят автоматически к росту  акцизов, хотя могут привести к увеличению себестоимости и отпускной цены товаров. Это позволяет производить  более качественную и, соответственно, более дорогую продукцию при  неизменных акцизах. Таким образом, доля акцизов в более качественной продукции снижается, что можно  рассматривать как одно из проявлений налоговой политики, направленной на поощрение роста качества и потребительских  свойств товаров. 

Учитывая тот факт, что важную часть поступлений  акцизов в Российской Федерации  составляют акцизы на нефть и газовый  конденсат (до 30% поступлений от акцизов), включение их в число источников доходов федерального бюджета существенно  увеличивает долю поступлений от акцизов в федеральный бюджет в общем объеме поступлений от акцизов в бюджетную систему  РФ. 

Библиографический список литературы 
 

1. Налоговый кодекс  Российской Федерации. Часть вторая.  

2. Федеральный Закон  от 23.10.2009 N 117-ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в часть вторую  Налогового кодекса Российской  Федерации и некоторые другие  законодательные акты Российской  Федерации, а также о признании  утратившими силу некоторых законодательных  актов (положений законодательных  актов) Российской Федерации".  

3. Приказ МНС от 10 декабря 2003 г. N БГ-3-03/675 „ Об утверждении  форм налоговых деклараций по  акцизам и “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ  ФОРМ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО  АКЦИЗАМ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ИХ  ЗАПОЛНЕНИЮ 

4. Приказ ГТК РФ  от 23.10.2009 г. „Инструкция о порядке  применения таможенными органами  РФ акцизов в отношении товаров,  ввозимых на таможенную территорию  РФ“. 

5. Горский И.В.  Налоги в рыночной экономике.  М.: АНКИЛ, 1996.  

6. Вторая часть  Налогового Кодекса РФ (хроника  принятия, тексты документов, комментарии) //АКДИ "Экономика и жизнь, 2009 

7. Налоги и налогообложение:  Учебное пособие для вузов  / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ, 2002. 

8. Селезнёва Н.  Н. Налоги и налоговая система  России. -М. Закон и право, 2000.

Информация о работе Особенности применения импортных акцизов в торговле со странами СНГ