Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 01:29, контрольная работа
Государство всегда было и будет заинтересовано в создании и соблюдении порядка налоговых отношений, обеспечивающего его имущественные интересы, в частности пополнение доходной части бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Нарушение установленных правил поведения в налого¬вых отношениях вызывает применение ответственности.
10.1. Понятие, функции и признаки налоговой ответственности
Государство всегда было и будет заинтересовано в создании и соблюдении порядка налоговых отношений, обеспечивающего его имущественные интересы, в частности пополнение доходной части бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Нарушение установленных правил поведения в налоговых отношениях вызывает применение ответственности.
Предоставляя гражданам
Наличие налогов является одним из признаков государства, и взимание обязательных платежей составляет элемент правового статуса суверенитета государства. Наруше!Iия фи11а11совой дисциплины в налоговой сфере в первую очередь затрагивают публичные интересы государства. Принудительное изъятие части собственности (в денежной форме) вызывает у налогоплательщиков подсознательную готовность к сокрытию дохода либо иным нентвомеппым юянням обос печ и ва юш и м и с по нлонание
шш неправомерным деяниям, ооеснечиваюшим использование и распоряжение полученным имуществом в полном объеме без учета суверенного права государства на часть этого дохода. Нарушению фискальных прав государства также способствуют высокие налоговые ставки и низкий уровень жизни населения. Совокупность названных факторов создает предпосылки для соверше-
Обпьая чжтъ
имя большого числа налоговых правонарушений и. как следствие, реакцию государства но запште своих имущественных интересов.
Правовое регулирование
10.1. Понятие, функции и признаки налоговой ответственности
Государство всегда было и будет заинтересовано в создании и соблюдении порядка налоговых отношений, обеспечивающего его имущественные интересы, в частности пополнение доходной части бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Нарушение установленных правил поведения в налоговых отношениях вызывает применение ответственности.
Предоставляя гражданам
Наличие налогов является одним
из признаков государства, и взимание
обязательных платежей составляет элемент
правового статуса суверенитета государства.
Нарушения финансовой дисциплины в налоговой
сфере в первую очередь затрагивают публичные
интересы государства. Принудительное
изъятие части собственности (в денежной
форме) вызывает у налогоплательщиков
подсознательную готовность к сокрытию
дохода либо иным неправомерным деяниям,
обеспечивающим использование и распоряжение
полученным имуществом в полном объеме
без учета суверенного права государства
на часть этого дохода. Нарушению фискальных
прав государства также способствуют
высокие налоговые ставки и низкий уровень
жизни населения. Совокупность названных
факторов создаст предпосылки для совершения
большого числа налоговых правонарушений
и, как следствие, реакцию государства
по защите своих имущественных интересов.
Учитывая систему финансового права и вхождение в нее налогового права, необходимо подчеркнуть, что налоговая ответственность предусматривает разновидность финансово-правовой ответственности1 . Понятие налоговой ответственности — одна из основных категорий налогового права, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права. Правовая природа ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах неразрывно связана с финансово- правовой ответственностью и местом последней в системе юридической ответственности. Современному состоянию науки финансового права свойственны определенные проблемы в исследовании ответственности за нарушения финансово-правовых норм. В настоящее время приступить к изучению отраслевой правовой ответственности с позиций науки финансового права затруднительно по той причине, что определения финансово-правовой ответственности (ответственности за нарушения финансового законодательства), которое должно быть закреплено в общей части отраслевого законодательного акта, не существует в связи с отсутствием единого кодификационного акта, оформляющего основы правового регулирования отношений в сфере публичной финансовой дся-
1 Подробнее о финансово-правовой ответственности см.: Финансовое право: Учебник / Под ред. М.В. Карасевой. С. 181—200.
тельности. Финансово-правовая ответственность
формируется по институциональному признаку
— «снизу вверх», поскольку, например,
более детальную разработку получает
налоговая ответственность и существенные
перспективы развития имеет ответственность
за нарушения бюджетного законодательства1.
295
налоговая ответственность реализуется в процессуальной форме.
Вместе с тем налоговая
Поскольку нормы
налогового права, как и другие нормы
права, являются разновидностью социальных
норм, то и налоговая ответственность
имеет две формы реализации:
позитивную (добровольную, активную) и
негативную (государственно-
К сожалению, большинство налогоплательщиков имеют низкую правовую культуру, и соблюдение законодательства о налогах и сборах не является для них типичным правилом поведения.
Нарушение норм налогового права обусловливают существование негативной налоговой ответственности, которую можно рассматривать в нескольких аспектах.
Во-первых, вследствие реакции государства на нарушение законодательства о налогах и сборах, выражающейся в принуждении виновного лица претерпевать карательные меры государственно-принудительного воздействия за совершенное деяние в форме имущественных лишений.
Во-вторых, налоговая ответственность может определяться как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П указано, что «в целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.
Такие меры могут быть как правовосстановитсльными, обеспечивающими исполнение на! о го плательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права».
Наличие либо отсутствие государственного
принуждения определяет факт существования
налоговой ответственности. Налоговая
ответственность не связывается только
с неблагоприятными последствиями для
правонарушителя, которые наступают в
результате совершенного им нарушения
законодательства о налогах и сборах.
Карательные механизмы в налоговой ответственности
существуют параллельно с правовосстановитсльными,
поскольку государству важно не только
наказать нарушителя налогового законодательства,
но и восстановить публичные имущественные
интересы, компенсировать возникший ущерб. Налоговую
ответственность следует отличать от
иных мер государственного принуждения:
мер безопасности, мер пресечения, мер
зашиты и т.д. Таким образом, налоговая
ответственность существует в двух формах: карательной
(штрафной) и правовосстановительной
(компенсационной). Налоговая ответственность
является развитием, «продолжением» материального
налогового правоотношения, которое реализуется
посредством особой процессуальной формы.
Ответственность за нарушения законодательства
о налогах и сборах составляет часть механизма
правового регулирования налоговых отношений
и проявляется в виде наложения запретов.
Запрещая нарушать законодательство о
налогах и сборах, государство возлагает
на субъектов налогового права обязанность
воздерживаться от совершения определенных
действий либо, напротив, не бездействовать,
а своими действиями ре ал и зовы ват ь
возложенные обязанности. Следовательно,
налоговая ответственность существует
в рамках охранительного правового института,
регулирующего общественные отношения
налоговой сферы посредством установления
запретов. Однако налоговая ответственность
не совпадает полностью с охранительным
правоотношением, возникшим в результате
налогового деликта. Охранительные правоотношения
по своему составу и объему шире налоговой
ответственности. Налоговая ответственность
характеризует содержание правоохранительных
отношений прежде всего с позиций правового
статуса правонарушителя, его обязанностей,
возникающих в результате совершенного
налогового деликта. Вместе с тем налоговая
ответственность существует и реализуется
только в рамках охранительных правоотношений.
Информация о работе Ответственность за нарушения налогового законодательства