ПЛАН
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и социальная
сущность Конституции РФ……………………………….4
2. Особенности подготовки
и принятие Конституции РФ 1993
года………………5
2.1 Формирование и деятельность
конституционной комиссии………………5
2.2 Созыв и работа конституционного совещания……………………………..8
2.3 Референдум 12 декабря
1993 г. Принятие Конституции РФ……………...11
3. Основные черты и
юридические свойства Конституции
РФ……………………13
4. Общая характеристика
Конституции РФ…………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22
Введение
Одним из
существенных признаков создания
правового государства является
господство права, Конституции
и закона. В условиях, когда в
стране проводится реформирование
российской государственности, наиболее
динамично развивается конституционное
право. Его нормы закрепляют устои государства
и общества, регулируют важнейшие общественные
отношения, возникающие в процессе осуществления
государственной власти и местного самоуправления.
Конституция РФ сыграла
и продолжает играть конструктивную
стабилизирующую роль в развитие
общества и государства. Вместе с
тем признается, что "демократический
потенциал Конституции реализуется
дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований. Конституционной
практике по многим позициям пока не удается
выйти на уровень нормативных установлений
Основного Закона".
Ныне действующая Конституция имеет
большой правовой потенциал, но также
она имеет и проблемы реализации этого
потенциала. Этим и объясняется актуальность
выбранной темы, так как в результате изучения
и решения вышеперечисленных проблем
конституционализм в России выйдет на
новый этап развития.
1. Понятие и социальная сущность
Конституции РФ
Конституция 1993 года — основной закон
прежде всего государства. Это не означает,
однако, что она не выходит за рамки регулирования
собственно государственной организации
и деятельности. Как и многие другие конституции
новейшего времени, российская Конституция
касается различных сторон жизни гражданского
общества. “Любой конституции – независимо
от социальной системы – свойственны
следующие функции: учредительная, организаторская,
внешнеполитическая, идеологическая,
юридическая”. В Конституции определяются
основы статуса человека и гражданина,
отношения государства и личности, закрепляется
многоукладность экономики страны и содержится
положение о том, что Российская Федерация
— социальное государство. В Конституции
заложены принципы политического многообразия,
многопартийности, исключается установление
какой-либо идеологии в качестве государственной
или обязательной.
Сфера конституционного регулирования
весьма широка. Однако большинство
норм Конституции посвящено государству.
Конституция не только провозглашает
исходные положения, как, например, о том,
что Российская Федерация — демократическое
федеративное правовое государство с
республиканской формой правления, но
и подробно регламентирует систему федеральных
государственных органов, отношения между
ними, их права и обязанности, формы и методы
деятельности.
Конституцию справедливо
называют главным, основным законом
государства. Если представить себе
многочисленные правовые акты, действующие
в стране, в виде определенного
организованного и взаимосвязанного
целого, некой системы, то конституция — это
основание, стержень и одновременно источник
развития всего права. На базе конституции
происходит становление различных отраслей
права, как традиционных, существовавших
еще в прошлом, так и новых создаваемых
с учетом перемен в экономике, социальном
развитии, политике и культуре.
2. Особенности
подготовки и принятие Конституции
РФ 1993 года
2.1 Формирование
и деятельность конституционной
комиссии
Необходимость
принятия новой Конституции была
осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия
Декларации о государственном суверенитете
от 12 июня 1990 г.
В целях разработки нового проекта
Конституции на 1 Съезде народных депутатов
( 22 июня 1990 года) была образована Конституционная
комиссия, председателем которой
стал Б.Н. Ельцин ( тогда председатель
Верховного Совета Российской Федерации).
В состав комиссии вошли представители
всех республик, краев, областей, национальных
автономий ( 102 человека).
Тем не менее страна продолжала
жить по старой конституции, статьи которой существенным образом расходились
с проводимыми в стране преобразованиями.
Чтобы устранить эти несоответствия, в
редакцию старой конституции по-прежнему
вносились определенные и изменения и
дополнения, оказывающие влияние на ее
содержание. Подобное массовое и спешное
внесение поправок в конституционный
текст порождало в нем рассогласованность
статей и противоречивость идей.
Поначалу работа комиссии проходила
довольно быстро и уже через четыре
месяца проект новой конституции
был готов. Этот первый проект новой
Конституции России, одобренный Верховным
Советом России предусматривал парламентскую
форму правления и низведение статуса
президента до номинального статуса главы
государства.
После его доработки с учетом
поступивших замечаний по решению
Конституционной комиссии первый
вариант проекта был опубликован в печати
для обсуждения.
По решению Конституционной
комиссии в одной из палат Верховного
Совета Российской Федерации – Совета
Республики – официальный проект
Конституции был внесен в октябре
1991 года на рассмотрение V внеочередного
Съезда народных депутатов.
Затем проект дорабатывался с учетом
нового законодательства, предложений
народных депутатов, должностных лиц,
государственных органов, специалистов,
граждан.
В марте 1992 года официальный проект
Конституции Российской Федерации был
повторно опубликован в печати.
VI Съезд народных депутатов России
принял 18 апреля 1992 г. постановление
«О проекте Конституции Российской
Федерации и порядке дальнейшей
работы над ним», в котором
одобрил концепцию конституционных
реформ, основные положения официального
проекта новой Конституции и поручил Конституционной
комиссии доработать проект и подготовить
его для повторного обсуждения Верховным
Советом Российской Федерации.
В июле 1992 года в Конституционную
комиссию поступили поправки Президента
Российской Федерации к официальному
проекту Конституции. Рабочая группа и
научно-консультативный Конституционной
комиссии доработали проект с участием
заинтересованных сторон, субъектов Российской
Федерации и специалистов – юристов.
В итоге появился третий вариант
официального проекта Конституции
Российской Федерации, одобренный Конституционной
комиссией 16 октября 1992 года.
VII Съезд народных депутатов
российской Федерации обсудил
вопрос о ходе работы над
проектом новой федеральной Конституции
и постановил, что проект основных положений
Конституции в обязательном порядке направляется
субъектам Федерации, а затем выносится
на всероссийский референдум.
VIII (внеочередной) Съезд народных
депутатов Российской Федерации
предложил Конституционной комиссии направить
на согласование субъектам Федерации
проект основных положений новой Конституции
Российской Федерации.
IX (внеочередной) Съезд народных
депутатов Российской Федерации
подтвердил курс на осуществление
конституционной реформы, то есть
выработку проекта основных положений
новой Конституции, согласование ее с
субъектами Российской Федерации и последующее
вынесение на всероссийский референдум.
Съезд поручил Конституционной комиссии
представить согласованный с субъектами
Российской Федерации проект «Об изменениях
и дополнениях Конституции (Основного
Закона) Российской Федерации – России»
на рассмотрение Верховного Совета Российской
Федерации с последующим вынесением его
на рассмотрение Съезда народных депутатов
Российской Федерации.
То есть ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII (
март 1993 г.) Съезды народных депутатов
не оказались в состоянии принять
Конституцию вследствие острых противоречий
между законодательной и исполнительной
ветвями власти. VII Съезд постановил
вынести основные положения проекта новой
Конституции на всероссийский референдум,
но VIII Съезд отменил это решение и подчеркнул
необходимость осуществить конституционную
реформу на основе полномочий, предоставленных
действующей Конституцией самому Съезду
народных депутатов.
Возникавшие разногласия практически
не затрагивали положений о поправках
и свободах человека и гражданина,
но приобретали острый характер по
ключевым вопросам разделения полномочий
двух властей. Постепенно оппозиционное
большинство Съезда и Верховного
Совета, осознав свои политические интересы,
тверда заняло позиции недопущения сильной
исполнительной власти. Обстановку разразившегося
экономического кризиса использовали
левые силы, все решительнее противодействуя
реформам и с этой целью стремясь любыми
путями сохранить контроль законодательной
власти за всеми действиями Президента.
Со своей стороны, президент все решительнее
ставил вопросы о необходимости укрепления
исполнительной власти, подчас даже требуя
пересмотра некоторых согласованных положений
проекта. Работа Конституционной комиссии
постепенно заходила в тупик.
Сложная расстановка политических
сил в России вызвала неоднозначное
отношение к официальному проекту
Конституции. Это выразилось не только
в широкой полемике вокруг него,
но и в появлении альтернативных вариантов.
В частности, проекты Конституции были
предложены рабочей группой и группой
экспертов Конституционной комиссии РСФСР.
7 мая 1993 г. за подписью заместителя
Председателя Конституционной комиссии
Р.И. Хасбулатова появляется
постановление "Об основных положениях
проекта Конституции Российской Федерации",
которым утверждался представленный рабочей
группой проект положений проекта Основного
Закона России. При этом в постановлении
указывалось, что подготовка этого проекта
осуществлялась в соответствии с Постановлением
восьмого Съезда народных депутатов Российской
Федерации от 12 марта 1993 г. "О мерах по
осуществлению конституционной реформы
в Российской Федерации (о постановлении
седьмого Съезда. народных депутатов Российской
Федерации "О стабилизации конституционного
строя Российской Федерации").
В мае проект Конституции, одобренный
Верховным Советом, был опубликован.
Он существенно исправлял многие
положения старой Конституции, содержал
демократические положения о
правах и свободах человека и гражданина.
Однако в вопросах организации государственной
власти доминировали прежние подходы.
По существу, снова принцип разделения
властей трактовался в сторону ущемления
полномочий Президента, и сохранялась
все та же советская форма правления.
Выдвигая по политическим соображениям
идею парламентаризма, но игнорируя
отсутствие для него условий в
современной России, авторы проекта
упорно утверждали ведущую роль парламента
в системе высших органов государственной
власти. Чтобы подчеркнуть это,
глава о Верховном Совете предшествовала
главе о Президенте. Явно в нарушении принципа
разделения властей Верховный Совет наделялся
«контрольными полномочиями», а также
правом принимать решения по основным
направлениям внутренней и внешней политики
России.
Проект ставил Президента под контроль
Верховного Совета, обязывая его предоставлять
ежегодные доклады об осуществлении
внутренней и внешней политики, выполнении
федеральных программ. Подчинение Президенту
Правительства также обязывалось
ежегодно предоставлять отчет верховному
Совету. Это и ряд других положений существенно
ущемляли права президента и исполнительной
власти, закладывая своеобразную «мину»
под отношения двух властей.
Таким образом, процесс разработки
проекта Конституции Российской
Федерации растянулся на три года. Бесконечные
парламентские дебаты завели конституционную
реформу в тупик. И хотя формально Президент
Российской Федерации оставался Председателем
Конституционной Комиссии, именно он выступил
с инициативой созыва 5-16 июня 1993 г. в Москве
Конституционного совещания, которому
предложил новый (президентский) вариант
проекта Конституции Российской Федерации.
2.2 Созыв и
работа конституционного совещания
12 мая 1993 года Президент
РФ издал Указ № 660 « О
мерах по заверению подготовки новой Конституции российской
Федерации», согласно которому для завершения
подготовки проекта Конституции 5 июня
в Москве созывалось Конституционное
совещание.
В связи с тем, что
хасбулатовский вариант конституции
изначально разрабатывался в плане учреждения парламентарной формы правления
в России и низведения статуса президента
до номинального главы государства, Президент
Российской Федерации своим указом от
20 мая 1993 г. "О созыве Конституционного
совещания и завершении подготовки проекта
Конституции Российской Федерации"
учредил Конституционное совещание, которое
призвано было выработать альтернативный
вариант конституции России.
Это было сделано после
того как 6 мая 1993 г. Президент РФ направил
в Конституционную комиссию свой
проект Основном Закона государства, в ответ на который
за подписью ответственного секретаря
Конституционной комиссии О.Г. Румянцева
и эксперта Конституционной комиссии
В.И. Лафитского появился документ, в котором
давалась негативная политико-правовая
оценка президентского варианта конституции.
В частности, в нем утверждалось, что в
указанном проекте "президент не только
выводится за рамки системы трех властей
- законодательной, исполнительной и судебной,
- но и ставится над ними, что присуща, главным
образом, для авторитарных и весьма далеких
от демократии форм правления". При
этом особо подчеркивалось, что "наличие
оснований для роспуска Парламента определяется
Президентом бесконтрольно" и что "при
подобной конструкции Парламент превращается
в безвольный и фактически безвластный
орган". Именно этим объясняется,
почему в Постановлении Конституционной
комиссии "О проекте Конституции (Основного
Закона) Российской Федерации, направленном
Президентом Российской Федерации в Конституционную
комиссию 6 мая 1993 года" от 7 мая 1993 г.
фактически отклонялся президентский
вариант конституции, ибо, как было сказано
в нем, его "отдельные положения... существенно
ограничивают экономические, политические
и гражданские права человека и гражданина,
нарушают принцип разделения властей".
Тем самым была устранена почва для достижения
компромисса между властями по проекту
новой конституции России.