Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:15, контрольная работа
Действующим законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов признаются: • юридические лица; • физические лица (граждане); • физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели); • физические лица, не подлежащие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение дохода (частные нотариусы, адвокаты, частные охранники и др.) Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии со ст. 21 и 23 НК РФ .
Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов 10.01.2012, 07:10
Налогоплательщиками
и плательщиками сборов признаются
организации и физические лица, на
которых в соответствии с НК РФ
возложена обязанность
Получать от налоговых
органов и от других уполномоченных
государственных органов
Своевременно встать на учет в налоговом органе
Вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения
Получать в налоговых органах по месту учета информацию о действующих налогах и сборах и иных актах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц
Представлять налоговые декларации, бухгалтерскую и налоговую отчетность
Представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных НК РФ случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя
Требовать соблюдения налоговой тайныВыполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законным действиям работников налоговых органов
Использовать налоговые льготы при наличии оснований
Получать зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов
Сообщать письменно в налоговый орган по месту учета:
Использовать различные налоговые льготы при наличии оснований
— об открытии и закрытии банковских счетов в десятидневный срок;
Требовать предоставления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов
— обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в месячный срок);
Получать разрешения на изменение срока уплаты налогов при наличии оснований
— об обособленных подразделениях организации в течение одного месяца со дня создания;
Присутствовать при выездной налоговой проверке, получать копии акта налоговой проверки, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов
— о прекращении деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации — в течение трех дней со дня принятия решения;
Не выполнять неправомерные требования налоговых органов— об изменении места нахождения —
в течение 10 дней;
Отстаивать свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя— о смене директора или главного бухгалтера
Обеспечивать в
течение четырех лет
Требовать возмещения
в полном объеме убытков, причиненных
незаконными решениями
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налоговый агент обязан вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов. При невозможности исполнения своих обязанностей налоговый агент должен сообщить в налоговый орган по месту учета в течение 30 дней о невозможности удержать налог. В качестве примера налогового агента можно привести организацию, выплачивающую доходы своему работнику. Организация обязана рассчитать и удержать из дохода работника налог на доходы физических лиц. Данный налог работодатель обязан перечислить в соответствующий бюджет в сроки, установленные НК РФ. Налоговый представитель — каждый налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в налоговых органах с помощью налогового представителя на основании доверенности. При этом физическое лицо должно заверить данную доверенность нотариально. Для юридического лица достаточно доверенности с печатью организации, оформленной в соответствии с гражданским законодательством РФ. В доверенности должны быть отражены полномочия налогового представителя, к которым могут быть отнесены право получения копий документов (актов, решений, требований) и другие права, возникающие в процессе делопроизводства.
Налоговые агенты и
сборщики налогов
Налоговыми агентами
признаются лица, на которых в соответствии
с действующим
Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и
своевременно исчислять,
2) в течение одного
месяца письменно сообщать в
налоговый орган по месту
3) вести учет выплаченных
налогоплательщикам доходов,
4) представлять в
налоговый орган по месту
Налоговые агенты перечисляют
удержанные налоги в порядке, предусмотренном
НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение
или ненадлежащее исполнение возложенных
на него обязанностей налоговый агент
несет ответственность в
Налоговых агентов
следует отличать от сборщиков налогов
и сборов.
Сборщиками налогов
и сборов являются государственные
органы, органы местного самоуправления,
другие уполномоченные органы, должностные
лица и организации, осуществляющие
в силу прямого указания НК РФ прием
от налогоплательщиков и (или) плательщиков
сборов средств в уплату налогов
и (или) сборов и перечисление их в
бюджет.
Правовой статус
сборщиков налогов и (или) сборов
определяется НК РФ, федеральными законами
и принятыми в соответствии с ними
законодательными актами субъектов РФ
и нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления.
Налоговый кодекс РФ
(п. 5 ст. 9; ст. 25) на сборщиков налогов
(сборов) возложены следующие
- осуществлять в
установленном порядке (помимо
налоговых и таможенных
- контролировать
уплату причитающихся налогов
и сборов.
Основным отличием
сборщиков налогов от налоговых
агентов являются то, что сборщики
сами не выплачивают доход налогоплательщику
и не обязаны удерживать с него налоги.
Как правило, сборщиками налогов выступают:
исполнительные органы
местного самоуправления относительно
взимания земельного налога; органы ГАИ-ГИБДД
– по сборам за выдачу или замену
номерных знаков; суды, органы исполнительной
власти и местного самоуправления,
нотариусы, органы ЗАГСа – в части взимания
госпошлины за совершение юридически
значимых действий.
Общее в правовом
статусе сборщиков налога и налоговых
агентов заключается в
Одновременно и налоговые агенты, и сборщики налогов являются субъектами, подконтрольными налоговым органам.
НАЛОГОВЫЕ СБОРЩИКИ (АГЕНТЫ)
(англ. tax collector) - налоговыми агентами признаются уполномоченные лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплатель-щика и исчислению в соответствующий бюджет (внебюджетные фонды) налогов. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, прием от налогоплательщиков и(или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществлять гос. органы, органы местного самоуправления, др. уполномоченные органы и должностные лица - сборщики налогов и (или) сборов. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах. В быв. СССР Н.с. осуществлял также прием страховых платежей от сел. населения и производил учет плательщиков и объектов обложения, исчислял платежи, учитывал их поступление, вручал гражданам платежные поручения. В 1953 штат Н.с. в СССР был упразднен. В соответствии со ст. 226 НК РФ российские орг-ции, индивид, предприниматели, пост, представительства иностр. орг-ций, как налоговые агенты, обязаны исчислить, удержать у работника сумму налога из его дохода и перечислить ее в соответств. бюджет. Действующим законодательством РФ предусмотрен порядок исчисления, удержания и перечисления соотв. платежей в государственные внебюджетные фонды. Главная задача налоговых органов - осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соотв. бюджет гос. налогов и др. платежей, установленных законодательством. Исчисление сумм налогов и др. обязательных платежей, как и их внесение в доход бюджетов соотв. уровня, как правило, производится самими налогоплательщиками в порядке и в сроки, установленные соотв. Законами РФ и Инструкциями по применению этих законов, утверждаемыми Министерством РФ по налогам и сборам. Учет поступающих в бюджет сумм налогов (сборов) осуществляется налоговыми органами в реестре поступлений и лицевых счетах каждого налогоплательщика. Представляемые пр-тиями и орг-циями налоговые отчеты, расчеты и справки по начислению платежей проверяются должностными лицами налоговых органов. По налогам с физич. лиц документами, на основании к-рых в книгах лицевых счетов плательщиков производятся записи о начислении платежей, являются платежные извещения, налоговые декларации и расчеты по налогам, а также сводка платежных извещений. Др. органами, осуществляющими взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, являются таможенные органы РФ. Порядок взимания вышеуказанных платежей регламентируется Таможенным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами, определяющими деятельность этих органов.
Информация о работе Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов