Правовое регулирование налоговых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:25, контрольная работа

Описание

Правовые принципы отражают объективные закономерности развития рыночных отношений, обусловлены ими. В них в юридической форме преломляются и конкретизируются экономические и политические закономерности развития Российского государства. Эти принципы отражаются как в законодательстве, так и в научных трудах.

Содержание

Введение 3
Принципы правового регулирования 4
Основные положения об обжаловании налогоплательщиками актов налоговых органов, вынесенных
по результатам налоговых проверок 7
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа состоит из  1 файл

к.р. прав.регулирование.docx

— 31.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение                                                                                                    3

  1. Принципы правового регулирования                                           4
  2. Основные положения об обжаловании налогоплательщиками актов налоговых органов, вынесенных

по результатам налоговых проверок                                             7

Заключение                                                                                                15

Список использованной литературы                                                       16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правовые принципы отражают объективные  закономерности развития рыночных отношений, обусловлены ими. В них в юридической форме преломляются и конкретизируются экономические и политические закономерности развития Российского государства. Эти принципы отражаются как в законодательстве, так и в научных трудах.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с  хозяйствующих субъектов и с  граждан по ставке, установленной  в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента возникновения государства.

Чтобы государство существовало и  нормально развивалось каждый человек  должен уплачивать налоги. Ни одно современное  общество не может обойтись без налогов, потому что налоги - это основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Государство в состоянии стимулировать  или сдерживать деловую активность, путем изменения налоговых ставок, предоставления или отмены налоговых  льгот, что является важным для экономического развития страны. 
 Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.

 

 

 

 

  1. Принципы правового регулирования

 

Правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие  на общественные отношения с целью  их упорядочения. Правовое регулирование, как специально-юридическое воздействие, связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с  прямыми предписаниями о должном  и возможном. Оно означает осуществление  правовых норм через правоотношения (Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило  поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Правоотношение – урегулированное  нормами права общественное отношение, участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями). Отсюда, правовое регулирование всегда означает правовое воздействие. В этом смысле регулирование - лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования  – обеспечить беспрепятственное  движение интересов субъектов к  ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования – система  различных по своей природе и  функциям юридических средств, позволяющих  достичь его целей (формальный признак).

Принципы правового регулирования  являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства. Огромное значение имеют они и  для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться  на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами. 
Основные принципы правового регулирования налоговых отношений могут быть как общими для всех отраслей права, так и специфическими для целей налогообложения. Можно сформулировать пять основных юридических принципов налогообложения:

- принцип равного налогового бремени (нейтральности). Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборов основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно данному принципу не допускается  устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые  льготы в зависимости от формы  собственности, гражданства физических лиц или места происхождения  капитала. Налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных  и иных критериев; 
- принцип отрицания обратной силы налогового закона. Это общеотраслевой принцип, согласно которому принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. Данный принцип закреплен в п.2 статьи 5 НК РФ: «Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют».

Кроме того, акты законодательства о  налогах и сборах, устраняющие  или смягчающие ответственность  за нарушение законодательства о  налогах и сборах либо устанавливающие  дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков имеют обратную силу. Законы, отменяющие налоги, снижающие размеры ставок налогов, устанавливающие обязанности налогоплательщиков, налоговых актов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это;

- принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами. Данный принцип является специальным. Он означает, что неналоговые законы содержащие нормы, касающиеся каким-либо образом налоговой сферы, применяются только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения налогового законодательства;

- принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе. Предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом.  Согласно НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога;

- принцип сочетания интересов государства, субъектов РФ, местного самоуправления и налогоплательщика в правовом регулировании  налоговых правоотношений и при применении налогового закона.

Этот принцип присущ любой системе  налогового законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании  налоговых отношений и при  применении законодательства о налогах  и сборах. Это неравенство проявляется  в неравном положении плательщика  налогов (сборов), при взыскании недоимок и штрафов и возврате переплаченных  налогов.

 

  1. Основные положения об обжаловании налогоплательщиками актов налоговых органов, вынесенных по результатам налоговых проверок

 

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном  федеральным законодательством (гл. 24 ГПК РФ, гл. 23 АПК РФ). Налогоплательщик вправе оспорить нормативный правовой акт, принятый налоговым органом, несмотря на то что у него имеется возможность  оспорить в судебном порядке конкретные действия налоговых органов, основанные на положениях такого акта.

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных  лиц могут быть обжалованы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый  орган не исключает права на одновременную  или последующую подачу аналогичной  жалобы в суд.

Необходимо обратить внимание, что обжаловать в арбитражном  суде акт, составленный по результатам  налоговой проверки, нельзя. Обжалованию  подлежит решение, принятое на основании  указанного акта.

В акте, составляемом по результатам  налоговой проверки, указываются  обстоятельства, установленные в  ходе проверки. Однако он не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические  последствия, не устанавливает права  и не возлагает на налогоплательщика  какие-либо обязанности.

Таким образом, акт налоговой  проверки не является актом государственного органа, порождающим права и обязанности  для сторон, не нарушает законные интересы налогоплательщика, поэтому не может  быть обжалован в суде в соответствии со ст. 138 НК РФ (Постановления ФАС  Северо-Западного округа от 19.05.2008 N А56-43548/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 05.03.2009 N А39-4092/2007).

В общем порядке (ст. ст. 137 - 142 НК РФ) обжалуется абсолютное большинство  актов налоговых органов, которые  принимаются в ходе проверки и  при рассмотрении ее материалов (например, решение о проведении выездной налоговой  проверки, решение о приостановлении  проведения выездной налоговой проверки, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, постановления  о назначении экспертизы, производстве выемки, требование о представлении  документов и др.), а также незаконные действия работников налоговых органов.

Начиная с 2009 г. обращению  в суд в ряде случаев должно предшествовать обжалование решений  налоговых органов в вышестоящем  органе.

Особая процедура обжалования  установлена ст. 101.2 НК РФ для решений  о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения и решений об отказе в привлечении  к такой ответственности. При  этом в части, которая не противоречит ст. 101.2 НК РФ, при обжаловании указанных  решений применяется также общий  порядок обжалования.

Иные акты, а также действия или бездействие налоговых органов  могут быть обжалованы в суде без  предварительного рассмотрения в вышестоящем  налоговом органе.

Досудебный порядок предполагает возможность урегулирования спорных  вопросов непосредственно между  налогоплательщиком и налоговым  органом без обращения в суд. Досудебное обжалование в вышестоящий  налоговый орган может быть апелляционным (в отношении решения, которое  не вступило в силу) или обычным (обжалование  вступившего в силу решения).

Порядок подачи жалобы

Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу с приложением  обосновывающих ее документов. Никаких других требований к форме и содержанию жалобы НК РФ не предусмотрено. Главное, на что необходимо обратить внимание, - в жалобе должен быть правильно определен предмет обжалования и обоснованы заявляемые требования. Жалобу подписывает сам налогоплательщик. Если жалоба подписывается представителем налогоплательщика, его полномочия должны быть документально подтверждены соответствующей доверенностью.

Жалоба подается в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих  прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего  жалобу, может быть восстановлен.

Апелляционная жалоба на решение  налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности  за совершение налогового правонарушения должна быть подана до момента вступления в силу обжалуемого решения (до истечения 10 дней со дня вручения налогоплательщику  соответствующего решения (п. 9 ст. 101 НК РФ)).

Если вступившее в законную силу решение налогового органа о  привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения не было обжаловано в апелляционном порядке, жалоба на него может быть подана в течение  одного года с момента вынесения  обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий  налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения  по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. При этом отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной  жалобы по тем же основаниям в тот  же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Порядок рассмотрения жалобы на акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц  регламентируется ст. 140 НК РФ. В соответствии с данной нормой вышестоящий налоговый  орган или вышестоящее должностное лицо вправе по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение или вынести новое решение.

Принятие решения вышестоящим  налоговым органом

По итогам рассмотрения апелляционной  жалобы на решение вышестоящий налоговый  орган вправе: оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения; отменить или  изменить решение налогового органа полностью или в части и  принять по делу новое решение; отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Информация о работе Правовое регулирование налоговых отношений