Правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:02, контрольная работа

Описание

«Правовое регулирование профессиональной деятельности» включает в себя разделы, позволяющие изучить законодательное регулирование предпринимательской деятельности, субъектов такой деятельности, а также особенности торговой деятельности, как одного из главных видов предпринимательства. Большое внимание уделено товару, его правовому режиму, классификации и др.

Содержание

1. Правовое регулирование профессиональной деятельности как комплексная учебная дисциплина. Предмет и методы правового регулирования в профессиональной деятельности товароведов. Источники правового регулирования профессиональной деятельности товароведов.
2. Роль правовых обычаев и обыкновений в развитии внутренней торговли в современных условиях.
Задача 1
Задача 2
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

!!!!!!!!!Правовое регулирование.docx

— 36.33 Кб (Скачать документ)

Содержание.

1. Правовое регулирование профессиональной деятельности как комплексная учебная дисциплина. Предмет и методы правового регулирования в профессиональной деятельности товароведов. Источники правового регулирования профессиональной деятельности товароведов.

2. Роль правовых обычаев и обыкновений в развитии внутренней торговли в современных условиях.

Задача 1

Задача 2

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Правовое регулирование  профессиональной деятельности  как комплексная учебная дисциплина. Предмет и методы правового  регулирования в профессиональной  деятельности товароведов. Источники  правового регулирования профессиональной  деятельности товароведов.

 «Правовое регулирование профессиональной деятельности» включает в себя разделы, позволяющие изучить законодательное регулирование предпринимательской деятельности, субъектов такой деятельности, а также особенности торговой деятельности, как одного из главных видов предпринимательства. Большое внимание уделено товару, его правовому режиму, классификации и др. В связи с возросшими требованиями к профессиональной деятельности товароведов, изучаемая дисциплина содержит вопросы формирования структуры и инфраструктуры товарного рынка, конкуренции в торговой деятельности, а также вопросы государственного регулирования предпринимательства в Российской Федерации. В связи с широким кругом обязанностей товароведов, студентам специальности «товароведение и экспертиза товаров» необходимо изучить особенности маркетингового права. В общем понимании маркетинг – это прежде всего предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Это философия современного бизнеса, определяющая стратегию и тактику хозяйствующего субъекта в условиях конкуренции. Правовое обеспечение маркетинга является составной частью гражданского права и представляет собой систему норм, регулирующих отношения, связанные с определением вида и характера соглашений по движению товара и услуг в условиях рынка в целях изучения, формирования и удовлетворения спроса и определения содержания, порядка заключения и исполнения договоров, а также регламентация прав, обязанностей и ответственности сторон. Использование маркетинга в координации действий производителей товаров (работ, услуг) с потребителями серьезно осложняется отсутствием правовой регламентации данных отношений. Несмотря на огромные масштабы маркетинговой деятельности, до сих пор отсутствует законодательно закрепленная единая модель системы источников права, регулирующих маркетинг в целом. В торговой и иной предпринимательской деятельности ответственность возникает без учета вины лица, кроме случаев, установленных законом или договором. Перечень установленных законом подобных случаев невелик. Указанные обстоятельства указывают на повышенную ответственность предпринимателя. Кроме того, предпринимательская деятельность связана с различными рисками. В связи с этим, в программу курса включены вопросы правового регулирования защиты прав и интересов предпринимателей, приведены способы такой защиты. Правовое регулирование - это осуществляемое при помощи особой системы правовых средств упорядочивающее воздействие права на общественные отношения. Признаки правового регулирования состоят в том, что оно, во-первых, специфично для права, т.е. свойственно только праву, а, во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств, именуемой механизмом правового регулирования. Предмет правового регулирования – взаимоотношение людей и государства, людей между собой, социальные и технические нормы. Правовые методы регулирования: - централизованное или императивное регулирование (иначе - авторитарный прием, субординации, подчинения) - это жесткое одностороннее регулирование "сверху донизу" на властно-императивных началах. Отношения субъектов в данном случае характеризуются прямым подчинением одного другому. Этот прием используется в сфере публичного права - децентрализованное или диспозитивное регулирование (иначе - автономный метод, координации, равноправия) - это регулирование, при котором субъекты общественных отношений выступают как равноправные стороны; само регулирование осуществляется законодателем сверху лишь по основным направлениям, а непосредственное регулирование реализовывается самими участниками общественных отношений, их индивидуальными согласованными действиями. Этот прием используется в основном в сфере частного права. Сочетание этих приемов предопределяет использование различных способов правового регулирования - основных, выраженных в нормах права, путей определения прав и обязанностей. Существуют следующие способы правового регулирования: - запрет - возложение обязанности воздержаться от определенных действий; - обязывание - возложение обязанности совершить активные положительные действия в пользу государства или третьих лиц; - дозволение - предоставление права на совершение активных положительных действий в своих интересах. - факультативным способом правового регулирования является рекомендование как совет законодателя по поводу оптимальных форм поведения в определенной ситуации. Использование этих способов дает тип правового регулирования - определенный порядок регулирования, выражающий общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от соотношения дозволений и запретов в праве.

Существуют два типа правового регулирования: 1. Общедозволительный - выражается формулой "разрешено все, что прямо не запрещено законом". В основе такого регулирования лежит общее дозволение, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных запретов. 2. Разрешительный - выражается формулой "запрещено все, что прямо не разрешено законом". В основе такого регулирования лежит общий запрет, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных дозволений.

Тип правового регулирования - это наиболее широкая категория, он может характеризовать как  всю правовую систему, общество в  целом (например, общедозволительное регулирование  в праве является, как Вы помните, неотъемлемой чертой демократических  политических режимов), так и отдельную сферу общественных отношений. Процесс правового регулирования осуществляется также определенными методами правового регулирования, под которыми понимается совокупность способов воздействия на поведение участников общественных отношений. В зависимости о преобладания того или иного способа регулирования выделяют:

- императивный метод;

- диспозитивный метод;

- охранительный метод.

Метод правового регулирования  является одним из важных критериев  разграничения права на отрасли. Спецификой курса «Правовое регулирование профессиональной деятельности» является отобрание и включение в его содержание только тех специальных правовых норм, изучение которых позволит товароведам эффективнее осуществлять свою профессиональную деятельность.

 

 

 

 

2.Роль правовых  обычаев и обыкновений в развитии  внутренней торговли в современных  условиях.

Всякий обычай - правило  поведения, признаваемое в силу многократного  повторения и социального признания  образцом. Хотя обычай - одно из наиболее древних явлений, во многом предопределившее и «изнутри» повлиявшее на формирование права и его развитие, наукой он всегда воспринимался и оценивался неоднозначно, часто даже в рамках одного государства эта категория  лишена внутреннего единства1. [38] Правовые обычаи как особая разновидность обычаев являются формой (источником) права, обладают юридической нормативностью, установлены в качестве правила в отношении неопределенного круга лиц и занимают особое место в механизме правового регулирования, при этом на разных исторических этапах и в разных отраслях права их роль и значение различны. Изначально законодательная власть вообще не касалась многих отношений, не считала своей задачей их определение, не решалась самостоятельно творить право и долгое время ограничивалась закреплением обычаев, поэтому «юридическое воззрение прокладывало себе дорогу» именно путем обычая: первые нормативно-правовые акты формализовали обычаи, а ранние кодификации систематизировали их. Позднее закон вытеснил обычное право, став господствующей формой, однако немало современных явлений преимущественно в сфере частного (гражданского) права имеют «обычное происхождение». [38]

Международные обычаи основаны на последовательном и длительном применении одних и тех же правил регулирования  сходных общественных отношений. Обычаи — это правила, выработанные участниками  международных отношений практическим путем, в результате систематически повторяющегося и однообразного  поведения в сходных обстоятельствах. [15]

Традиционно обычай складывается из следующих элементов: длительности существования правила поведения, устойчивости практики его соблюдения многими или всеми участниками международных отношений, применения правовых санкций к тем участникам частных международных отношений, которые нарушают сложившееся правило поведения. [15]

В международном праве, иногда именуемом как международное  публичное право, под обычаем  понимается сложившееся на практике правило поведения, за которым признается юридическая сила. Наряду с этим традиционным видом обычаев в  международном праве в качестве обычая стали признаваться правила, зафиксированные первоначально  либо в международных договорах, либо в таких неправовых актах, как  резолюции международных совещаний  и организаций. Такие международные  обычаи рассматриваются в качестве обычаев и в международном  частном праве. [12]

Кроме того, обычаями, признаваемыми  в качестве источников международного частного права, являются и торговые обычаи. [12]

Международный торговый обычай характеризуется в научной литературе как единообразное правило поведения, сложившееся в практике международной  торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех  же действий. О нем говорят как  об единообразной международной  обычно-правовой норме гражданско-правового  характера. Для квалификации правила  в качестве международного торгового  обычая необходимы два обстоятельства: 1) устойчивая единообразная практика международной торговли; 2) санкционирование государством такой практики, а именно: возникающего на ее основе правила поведения. [25, 31]

В обычае содержатся наиболее важные правила поведения участников международных частных отношений, выдержавшие испытание временем, признаваемые всеми или многими  участниками гражданских отношений  международного характера. [15] Как правило, обычаи не фиксируются в официальной письменной форме, поскольку являются наиболее древней формой существования права. [15]

Международный торговый обычай, как, впрочем, и любой другой источник права, характеризуется двумя признаками: нормативностью, т.е. применением к  неопределенному кругу субъектов, и общеобязательностью, т.е. общепризнанностью  такой нормы в качестве юридически обязательного правила поведения. Как правовая норма обычай должен быть широко известен, в противном  случае заинтересованной стороне придется доказывать его существование. [25, 31]

Международная торговля в эпоху зарождения и развития буржуазных отношений сосредоточивалась  в крупных торговых центрах. Регулирование  обмена товарами в таких центрах  осуществлялось в форме международных  торговых обычаев, которые, конечно, не носили характер общемировых, но полностью регулировали торговлю в данном центре и на территории влияния данного центра. Такие обычаи применялись ко всем участникам сделки, независимо от того, кем по национальности был купец. При этом вырабатывались данные обычаи самими купцами. То есть они не являлись международными торговыми обычаями в современном их понимании. Регулирование международной торговли изначально складывалось как материально-правовое регулирование в виде lex mercatoria2. Применению систем специальных норм для регулирования международной торговли способствовало и то, что эта система практически не вступала в противоречие с национальными системами права потому, что такие системы носили еще разобщенный характер. [29]

В условиях промышленного  капитализма международные хозяйственные  отношения, равно как и их правовое регулирование, получили дальнейшее развитие. Международное сотрудничество вышло  за рамки торговли и распространилось на сферы транспорта, промышленности, авторского права и т.д. Различие в национальном регулировании указанных  сфер деятельности не должно было препятствовать развитию международных отношений. Поэтому возникла объективная потребность  в разработке единообразного регулирования  указанных отношений, которое объективировалось  уже в виде международных торговых обычаев, типовых контрактов и соглашений. Естественно, материально-правовое регулирование  охватывало далеко не все вопросы, возникающие  в торговом обороте, оставляя место  и для национального законодательства, а следовательно, и для коллизионной нормы. Однако общей тенденцией регулирования  отношений по международной купле-продаже  товаров являлось стремление сторон исключить применение национального  права. Данное стремление имеет свое объективное выражение в деятельности международных организаций, направленной на систематическую унификацию коллизионных и материально-правовых норм. [29]

Обычаи международной  торговли складывались в течение  длительного развития мировой экономики. Некоторые из них являются универсальными и распространимы во всем мире, затрагивают  многие сферы сотрудничества (например, базисные условия поставки - типовой  набор обязательств продавца и покупателя в международной торговле), другие - касаются специальных сфер сотрудничества (например, правила, сложившиеся в торговле зерном, кофе, сахаром и т.д.), третьи действуют только в одном регионе, месте (например, обычаи торгового порта Амстердама). Главная трудность в применении торговых обычаев заключается в том, что они не писаны, передаются коммерсантами друг другу из поколения в поколение. [35]

Торговые обычаи, применяемые  в предпринимательстве, не находятся  в жесткой зависимости от территориального признака и могут быть интернациональными и внутренними (национальными и  местными). Различное территориальное  проявление торговых обычаев не следует  понимать механически и абсолютно. Во-первых, интернациональный характер обычая - не есть простое фактическое  совпадение внутренних (национальных) обычаев: для признания обычая интернациональным  необходимы наличие устойчивой однообразной международной практики и санкционирование государствами соответствующего правила  без изменений. Это же верно и  в отношении национальных обычаев, которые не являются простым совпадением  местных обычаев. Во-вторых, национальный характер торгового обычая не означает его безусловного общегосударственного признания, а интернационализм торгового  обычая не следует понимать как его  признание всем населением планеты. Население той или иной территории, скорее всего, наоборот, не знает о  существовании торгового обычая ввиду его специфического назначения обслуживать потребности той  или иной торговой сферы, поэтому  речь идет лишь о социальном слое предпринимателей (и даже определенной их части, ибо  хлеботорговца мало интересуют обычаи книжной торговли). Отсюда торговые обычаи как явление, в большей  степени ориентированное на экономику, можно подразделить также на межотраслевые, отраслевые и подотраслевые. Поскольку  предпринимательство - социально-экономическое  явление, имманентно свободное и  открытое, во многих его сферах широко известны интернациональные обычаи. Так, типичные для германского и  французского права требования честности  и добросовестности (лояльности) участников договорного процесса в отношении  контрагента и серьезности их намерений при заключении договора, предусматривающие взаимную ответственность  за вину при переговорах (culpa in contrahendo), основываются не столько на позитивном праве, сколько на результатах развития права судебной практикой и доктриной, а потому являются нормами обычного права. Многие изначально национальные обычаи позднее стали интернациональными, а те, в свою очередь, привели к  формированию международно-правовых институтов, нашедших отражение в конвенциях. Те же древние морские обычаи борьбы с опасностями (например, жертвовать меньшей частью имущества во имя  сохранения большей его части), восходящие к Финикийскому и Родосскому морскому праву, в условиях противостояния варварским обычаям «берегового права» послужили толчком к развитию национальных и международно-правовых институтов аварии, спасания на море и подъема затонувшего имущества3. [38]

Информация о работе Правовое регулирование