Принцип построения налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:46, контрольная работа

Описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие налоговой системы и её характеристика...........................................4
1.1 Понятие и основные характеристики налоговых систем.......................................................................................................................4
1.2 Сущность и функции налогов и налоговой системы.....................................................................................................................4
2. Принципы построения налоговой системы России.......................................10
2.1 Классификация организационных принципов...................................11
2.2. Принцип единства налоговой системы..............................................12
2.3. Принцип подвижности (эластичности).............................................13
2.4. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов....................................................................................................................14
2.5. Принцип стабильности.......................................................................15
2.6. Принцип множественности................................................................18
Заключение.............................................................................................................19
Список использованной литературы...................................................................20

Работа состоит из  1 файл

налоговая система. Принцип построения налоговой системы.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

2. Принципы  построения налоговой системы  России

Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны и во многом зависят от приверженности правительства к той или иной экономической теории. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

Принципы российской налоговой системы можно представить  следующим образом:

1. Налоги и сборы,  носящие налоговый характер, в  отличие от заемных средств изымаются государством у налогоплательщиков без каких-либо обязательств перед ними. Поэтому налоги носят принудительный и обязательный характер.

2. Различия в налогах  зависят от характера облагаемых  доходов и расходов. Природа этих  доходов и расходов лежит в основе классификации налогов. Налоги могут взиматься: на рынке товаров или факторов производства; с продавцов товара или покупателей; с домашних хозяйств или компаний; с источника дохода или со статьи расходов.

3. Налоги должны по  возможности не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным.

4. При использовании  налоговой политики для достижения  социально- экономических целей  необходимо свести к минимуму  нарушение принципа равенства  и справедливости налогообложения.

5. Налоговая структура должна  способствовать использованию налоговой  политики в целях стабилизации  и экономического роста страны.

6. Налоговая система должна быть  справедливой, не допускать произвольного  толкования, быть понятной налогоплательщикам.

Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для  оценки качества налоговой системы  страны.

Существенным моментом при оценке эффективности налоговой системы  страны является также учет административных издержек и затрат налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства. Как правило, административные издержки составляют небольшую долю в налоговых доходах государства, а затраты налогоплательщиков значительно превышают административные издержки.

Общие принципы построения налоговых систем в различных странах находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.

Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения принципов налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям.

 

2.1 Классификация  организационных принципов 

С помощью организационных  принципов на практике осуществляется построение и структурное взаимодействие, реальное функционирование национальной налоговой системы. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обуславливают основные направления ее развития и управления. Именно от их содержания берут свои истоки многие базовые положения российских финансов вообще и налогообложения в частности. Поэтому их недооценка или недостаточная проработка на теоретическом уровне неизбежно вызовут проблемы во всей системе.

Несмотря на разнообразие и большое количество взимаемых  государством налогов, организационные  принципы построения налоговой системы, которые органично вытекают из самой социально-экономической природы налогов, остаются неизменными. Взимание налогов в любом государстве регламентируется специальными законодательными актами. Это позволяет централизованно управлять налоговой системой, превращая ее в основной инструмент экономической политики государства. Принципы построения налоговой системы обусловливают ее структуру.

В настоящее время  основные организационные принципы российской налоговой системы закреплены в Конституции России и в Налоговом  Кодексе.

На данный момент в  налоговой системе России действуют следующие основные организационные принципы: принцип единства налоговой системы, принцип подвижности (эластичности), принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, принцип стабильности и принцип множественности.

 

2.2. Принцип  единства налоговой системы

Требование единства налоговой системы Российской Федерации  логически вытекает из конституционно-правовых принципов единой финансовой политики и единства экономического пространства России. Согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 74 Конституции РФ устанавливает: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей». Реализация данных принципов – одно из направлений деятельности Правительства РФ. Статья 114 Конституции РФ определяет, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой и денежной политики.

Как следует из приведенных  статей Конституции РФ, содержание принципа единой финансовой политики состоит не в сосредоточении у  федерального центра всех финансовых полномочий, а в разработке им единых обязательных стандартов финансовой деятельности, обеспечивающих условия формирования бюджетов Федерации и территорий при поддержании баланса прав и интересов всех участников финансовых отношений.

Указанные статьи Конституции РФ лежат в основе сформулированного Конституционным Судом РФ принципа единой финансовой политики, включающей и единую налоговую политику.

Единая налоговая политика направлена на недопущение установления налогов, нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации. Конституционный Суд РФ указал, что «недопустимо как введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов».

 

2.3.  Принцип  подвижности (эластичности)

Принцип подвижности (эластичности) подразумевает, что он должен обладать способностью реагировать на изменения  социально-экономической ситуации в обществе и при этом оказывать  на нее позитивное влияние. В соответствии с этим конкретный налог может быть также оперативно изменен в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. Примером служат меры, принимаемые государством против уклонения от уплаты налогов и изменения размеров таможенных пошлин, исходя из необходимости оказания временной поддержки отечественным производителям и предпринимателям. Поскольку не все налоги обладают подвижностью, налоговая система государства в обязательном порядке должна содержать в себе и такие налоги, которые при росте потребностей можно было бы увеличить.

Подвижность налоговой  системы проявляется и в регулярном заполнении правовых пробелов в законодательстве о налогах и сборах. Таким образом, подвижность означает постепенное  внутреннее развитие налоговой системы государства, но не ее качественное реформирование.

Данный принцип был  сформулирован еще в конце XIX в. немецким экономистом В. Вагнером, отмечавшим приоритет публичных интересов  в налогообложении, по сравнению  с частными.

Этот принцип характерен не только для российской налоговой системы, переживающей свое становление, но и для устоявшихся и сформировавшихся налоговых систем (допустим в 1992 г. в Германии в законодательство по подоходному налогу было сделано 125 поправок).

Реализация данного принципа в российской налоговой системе имеет серьезные недостатки. По мнению многих иностранных экспертов, частые и не предсказуемые изменения налогового законодательства являются одной из самых серьезных причин, по которым иностранные инвесторы отказываются работать в России. Это было вызвано тем, что «налоговая нестабильность» не позволяла произвести точный расчет экономических показателей при инвестировании в России, что существенно снижало ее инвестиционный рейтинг.

 

2.4. Принцип  исчерпывающего перечня региональных и местных налогов

Единое экономическое  пространство России предопределяет политику российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня  региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Стержень этого принципа состоит в распределении налоговых  доходов между различными уровнями бюджета, а также как способ разделения налоговых полномочий между федеральными, региональными и местными властями и недопустимость самовольности (установление новых не предусмотренных налогов и сборов).

Исчерпывающий перечень региональных и местных налогов  и сборов является одним из источников поступлений в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, осуществляется федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ (Постановление КС РФ от 30.01.2001 № 2-П).

Исчерпывающий перечень налогов и сборов всех уровней  закрепляется в НК РФ.

 

2.5. Принцип стабильности

Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу  налоговых взаимоотношений.

Согласно принципу стабильности налоговая система должна действовать  в течение ряда лет вплоть до налоговой  реформы. Налоговая реформа по общему правилу недопустима. Введение налоговой реформы должно производиться только в исключительных случаях в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения, вносимые в налоговые законы, могут вступать в силу только с начала нового финансового года.

Несомненно, законы о  налогах должны изменяться в соответствии с экономическими обстоятельствами, но они, как правило, могут затрагивать  правовое регулирование только отдельных налогов и сборов. Общие, концептуальные положения, имеющие место в НК РФ, составляющие его общую часть, должны оставаться неизменными, и внесение в эту часть коррективов не должно носить "каждодневный характер". В целях стабилизации налоговой системы России статья 5 НК РФ устанавливает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Введение новых законов  о налогах должно иметь место  в исключительных случаях. Несмотря на установленные в НК РФ механизмы, призванные стабилизировать налоговое законодательство и налоговую систему, изменения в НК РФ вносятся достаточно часто, что нарушает стабильность экономической системы и препятствует нормальному экономическому развитию страны. Необходимо помнить, что смена налоговой системы объективно влечет к резкому сокращению налоговых поступлений в бюджет, а для восстановления равновесия необходим ряд лет.

 

2.6. Принцип множественности

Этот принцип сводится к тому, что дееспособная налоговая  система объективно не может состоять лишь из нескольких налогов, а тем более из единственного налога

Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим  из которых выступает то, что налоговая  система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

Другим аспектом этого  принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться. Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государством, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнить и сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и фирм, воздействовать на потребление и накопление.

Кроме того, из принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация  по одному налогу неизменно влечет за собой рост платежей по другому.

Однако практически  всегда необходимо учитывать, что любая система только тогда по-настоящему результативна, когда она предусматривает множественность налогов, так как установление единого налога имеет массу финансовых, политических и этических недостатков

В главе 9 учебника «Налоговое право» Н.В.Милякова приводится описание теории единого налога, где доказана ее несостоятельность. Как уже было показано, налоги выполняют несколько функций. Одним или малым числом налогов нельзя было бы обойтись, даже если бы они выполняли лишь фискальную функцию. Множественность функций налогов обусловливает и то, что в налоговой системе необходимо оптимальное количество налогов. Достичь такого оптимума можно только путем обобщения практики налогообложения, методом «проб и ошибок». Количество налогов, составлявших налоговую систему России, на протяжении последних 15 лет существенно различалось. Последнее значительное сокращение числа налогов состоялось в июле 2003 г., когда количество только местных налогов уменьшилось с 22 до 4, а с 1 января 2005 г. их число сократилось до 2.

Информация о работе Принцип построения налоговой системы