Принципы налогообложения. Кривая Лаффера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:47, реферат

Описание

Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги – это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политических и экономические ценности в государстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Налогообложение.

Принцип налогообложения.
2.1 Принцып справедливости налогообложения.

2.2 Принцып законности налогообложения.

2.3 Принцып всеобщности налогообложения.

2.4 Принцып налоговой платежноспособности.

2.5 Принцып равного наголового бремени.

2.6 Принцып юридического равентсва налогоплательщиков.

2.7 Принцып определенности налогообложжнеия.

2.8 Принцып удобства плательщика при уплате налога.

2.9 Принцып стабильности налогового законодательсва.

Кривая Лаффера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

экономика реферат печать.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

 

2.5 Принцип равного налогового  бремени

В научной литературе этот принцип часто называют принципом равенства в налогообложении, что не меняет его сущности. Данный принцип является конституционным и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Кроме того, частью 2 ст. 8 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими.

Конституционные положения  рассматриваемого принципа развиваются  в ч. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы  не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

Исключения из этого  принципа направлены на защиту публичных  и экономических интересов общества (и государства) и содержатся в  ч. 3 п. 2 ст. 3 НК РФ: например, при ввозе  товара в Российскую Федерацию из-за рубежа допустимо установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товара.


 

2.6 Принцип юридического  равенства налогоплательщиков

Следует отличать принцип равного налогового бремени (принцип налоговой платежеспособности) от принципа юридического равенства налогоплательщиков. Если первый берет за основу фактическую способность налогоплательщика к уплате налога, то второй ставит всех налогоплательщиков в юридически равное положение. Пункт 2 ст. 3 НК РФ прямо устанавливает, что "налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места нахождения капитала".

Исключение сделано  для таможенной сферы, где, согласно НК РФ, допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в  зависимости от страны происхождения товара. Такие меры принимаются в качестве ответной реакции на дискриминацию российских товаропроизводителей, для ценовой поддержки отечественных товаров и т.д.


 

2.7 Принцип определенности налогообложения

Данный принцип  означает, что налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. А. Смит, формулируя правила налогообложения, на первое место поставил определенность податей. Он писал: "Точная определенность того, что каждое лицо должно платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем малая степень неопределенности"

В соответствии со ст. 3 НК РФ принцип определенности налогообложения включает в себя следующие требования: при установлении налогов должны быть определены все его элементы; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; акты законодательства о налогах и сборах должны быть опубликованы и по возможности стать известными каждому налогоплательщику; все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика.


 

2.8 Принцип удобства плательщика при уплате налога

Именно так  этот важный технико-юридический принцип  сформулировал немецкий ученый-финансист  А. Вагнер. Данный принцип означает, что государство должно при построении налога устранить формальности и упростить процедуру уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода налогоплательщиком. Принцип удобства налогоплательщика ориентирует как законодателя, так и правоприменителя на то, чтобы налог взимался в такое время и таким способом, которые представляют максимальные удобства для налогоплательщика.

Сами акты о налогах, как сказано выше, должны быть для  налогоплательщика понятны. Бухгалтерский  учет и отчетность не должны отнимать много времени, особенно у субъектов  малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Работники налоговых инспекций обязаны помогать отдельным налогоплательщикам составлять декларации. Точнее: налогоплательщик имеет право на такую процедуру уплаты налога, которая бы не стесняла его хозяйственной деятельности и не отнимала массу времени.

 

 

 
2.9 Принцип стабильности налогового  законодательства

С охарактеризованными  принципами, и в первую очередь  с принципом определенности налогообложения, тесно связан принцип стабильности налогового законодательства. По этому поводу известный специалист по налоговому праву С.Г. Пепеляев заявил: "Налогоплательщик должен точно знать не только условия взимания того или иного налога, но и быть уверенным в том, что эти условия останутся неизменными в течение определенного периода". Закон, который часто меняется, весьма отрицательно действует на психологию налогоплательщика, воспитывает недоверие к государству и способствует уклонению от налогов.

Введение новых законов  о налогах должно иметь место  в исключительных случаях. Несмотря на установленные в НК РФ механизмы, призванные стабилизировать налоговое законодательство и налоговую систему, изменения в НК РФ вносятся достаточно часто, что нарушает стабильность экономической системы и препятствует нормальному экономическому развитию страны.


 

 

 

 

3. Кривая Лаффера.

 

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговым поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.

Зависимость выведена американским экономистом  Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что его идея присутствует уже  у Кекйнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

По мнению сторонников теории, ориентированной  на предложение, сокращение дефицита будет обеспечиваться также двумя другими обстоятельствами.

Во-первых. Сократятся масштабы уклонения и неплатежа налогов. Высокие предельные ставки подоходных налогов подталкивают налогоплательщиков к тому, чтобы не платить налогов посредством использования различных налоговых укрытий: приобретение муниципальных облигаций; укрывательство доходов от налоговой инспекции и т.д. Снижение ставок налогов ослабит склонность к участию в таких операциях.

Во-вторых. Стимулы к производству и увеличению занятости, которые возникнут в результате снижения налоговых ставок, обеспечат сокращение правительственных трансфертных платежей.

 

Например, создание больших возможностей для занятости сократит масштабы платежей пособий по безработице и, следовательно, будет сокращать дефицит бюджета.

Итак, современная  макроэкономическая теория находится  в состоянии постоянного изменения. Существуют конкурирующие между  собой теории которые пытаются объяснить, как функционирует экономика: кейнсианство, монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория, ориентированная на предложение.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Рис.2

Повышение налоговых  ставок до определенного момента  будет вести к увеличению собранных  налогов. Дальнейший рост налогов подрывает  стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.


Данная зависимость  выражается в Кривой Лаффера (Рис.2).

На уровне размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет.

Налоговые поступления  возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды  спада.

А трансфертные платежи, напротив, сокращаются в  периоды экономического роста и  увеличиваются в периоды спада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изменение состава  и высоты налогов вследствие проведения налоговой реформы может самым  причудливым образом сказывается  на экономике страны, предпринимательстве, населения привести к глубоким коллизиям  между поставленными целями и полученными конечными результатами. Увеличение вычетов в пользу государства из дохода предприятий вызывает у них стремление компенсировать новые фискальные изъятия урезанием заработной платы своих работников, удлинением рабочего дня и интенсификацией труда, снижением цен на покупаемое сырьё, материалы, полуфабрикаты, экономией на других частях издержек на выпуск продукции. Изменение состава и уровня налогов вследствие проведения радикальной налоговой реформы можно самым причудливым образом сказываться на экономике страны предпринимательстве, населении привести к глубоким коллизиям между поставленными целями и полученными конечными результатами. Чрезмерный налоговый перекос отрицательно влияет на спрос и предложение, удовлетворение производственных и личных потребностей, вызывает рост производства суррогатов, стесняет рынок, уменьшает поступление в казну. Еще в 1920-е гг профессор П.П.Гензель писал, что всякий новый налог хуже старого. К такому выводу он пришел в результате омасливания стихийной самоочистки налогов в практике хозяйствования применительно к объективным условиям рыночной коньюктуры. Налогообложение – эволюционный процесс, требующий тонкости, деликатности, величайшей осторожности. В результате налоговых подвижек фискальные наслоения полностью или частично попадают не на лиц, на которые они первоначально возлагались, а черпаются из совершенно других источников, могут захватить новые участки и сферы, вспыхнуть там с удвоенной силой, могут дать самые неожиданные побочные результаты.

Следует отметить, что в механизме взимания региональных и местных налогов имеются  недостатки. Большинство таких недостатков  связаны с нечетким построением  налогового законодательства, множеством неясностей и противоречий, неувязками правовых норм с гражданскими, хозяйственными, финансовыми и другими отраслями права. Акты налогового законодательства по своему содержанию не отвечают требованиям их построения и нуждаются в дальнейшем совершенствовании, в связи с этим требуются значительные доработки действующих документов для проведения налоговой и нормативной базы в единую комплексную систему.


В настоящее время положение  коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало  платить те или иные налоги, т.е. стало  налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Налоговые отношения продолжают регулировать не только принятыми главами  Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, ФНС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Налоговый  кодекс


2.Налогообложение: Учеб. пособие. Грисимома Е. Н. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

3. Налоги и налогообложение.  Сер. «Учебники и учебное пособие». Дуканич Л. В. - Ростов н/Д: Феникс, 2000

4. Черник Д. Г. Налоги  и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001.

5. Крохина Ю. А. Налоговое  право: учебник – М.: . Высшее  образование, 2006. – 410 с.

6. Налоги и налогообложение  / Под ред. М. В. Романовского, О. А. Кашина. - М.: ЮНИТИ, 2000.

7. Худолеев.В. В Налоги  и налогообложение: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 320 с.

8. Толкушкин А. В.  Налоги и налогообложение: Энциклопедический  словарь. М.: Юристь,. 2000

9. Пансков В. Г. Налоги  и налогообложение в Российской  Федерации. Часть первая. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. В. И. Слома и А. М. Макарова. - М.: Статут, 2000

10. Юткина Т.  Ф. Налоги и налогообложение:  Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005

11. Internet

 

 

Негосударственная автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«Институт мировых цивилизаций»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

Реферат на тему:

ПРИНЦИПЫ  НОЛОГООБЛОЖЕНИЯ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА.

 

 

 

 

 

 

Дисциплина                          Экономика

                                                                                 (название дисциплины)

 

Специальность             020.400 - «Психология»

                                       (шифр и название специальности, направления)

 

 

 

 

Выполнила:  Разгонова К.В.

 

Проверил: Старополов В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013г.

Информация о работе Принципы налогообложения. Кривая Лаффера