Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов налогообложения; определение принципов налоговой системы; рассмотрение проблем и перспектив развития налоговой системы Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………4
1.1 Экономическая сущность налогов, их функции……………………….…..4
1.2 Классификация налогов и ее роль в управлении налогами……………….8
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ….13
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...41
Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения характеризуется преобладанием косвенных налогов и низким удельным весом прямых налогов по сравнению с развитыми странами. Значительные налоговые отчисления жестко привязаны к отдельным элементам издержек производства, особенно к оплате труда. Наибольший удельный вес приходится на налоги и отчисления из выручки. Налоги и отчисления из прибыли и доходов занимают, примерно, четвертую часть. Остальные налоги и отчисления относятся на затраты по производству и реализации продукции. Предоставление льгот в действующей налоговой системе слабо увязывается с результативностью товаропроизводителей (расширением производства, сохранением и созданием рабочих мест, инвестиционной деятельностью).
Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения характеризуется высоким уровнем налогового бремени [8,c.54].
Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития, к 2020г., налоговая нагрузка на экономику должна уменьшиться на 7,5-8,5%. Налоговая нагрузка на граждан в Беларуси уже в 2011 году снизится. В следующем году продолжится снижение налоговой нагрузки на граждан путем увеличения стандартных вычетов, которые применяются при исчислении подоходного налога. Так, стандартный налоговый вычет будет увеличен с Br270 тыс. в 2010 году до Br292 тыс. в 2011-м. И предоставляться он будет при заработной плате не выше Br1 млн. 766 тыс. Сегодня этот предел в зарплате составляет Br1 млн. 635 тыс.
Характерной особенностью бюджета будущего года является тот факт, что в нем учтены изменения в Налоговом кодексе, который существенно упрощает систему налогообложения, а также снижается налоговая нагрузка. Снижение налоговой нагрузки на 0,4% к ВВП и радикальное упрощение налогового администрирования позволят оставить в экономике более Br700 млрд.
Общая тенденция снижения налоговой нагрузки обозначилась за счет сокращения налоговых платежей, которое последовательно проводилось в Беларуси. Наряду с сокращением числа налогов немаловажную роль сыграла и методика их исчисления.
Для уменьшения налогового бремени следует реализовать следующие эффективные мероприятия:
- сокращение количества малозначащих для бюджета видов налогов;
- инвентаризация и уменьшение необоснованных налоговых льгот;
- снижение ставок штрафа и пени за нарушение налогового законодательства и более объективное рассмотрение налоговых конфликтов в арбитражных судах;
- более существенное льготирование инвестиционного вложения предприятий и организаций;
- расширение механизмов налоговых каникул, кредитов и реструктуризации налоговых долгов, особенно по штрафам и пени;
- повышение минимальных уровней необлагаемой налогом базы.
Эти и ряд других направлений призваны оптимизировать налоговое бремя во взаимосвязи с повышением налоговой дисциплины и соблюдением налогового законодательства [19,c.137].
Прогрессивным направлением в реформировании системы налогообложения является электронное декларирование, то есть возможность подавать налоговую декларацию в электронном виде.
С 2009 года в стране работает система электронного декларирования, которая позволяет представлять налоговые декларации в электронном виде с использованием интернет-технологий. На 1 июля 2010 года ее пользователями стали свыше 42 тысяч коммерческих организаций, т. е. более половины их общего количества.
Идет доработка программного обеспечения с учетом потребностей плательщиков. Она предполагает расширение спектра услуг, предоставляемых налоговыми органами с использованием электронных средств. Например, плательщики смогут передавать и получать в электронном виде различные документы - заявления, уведомления, справки, решения, акты сверок и др. Это сведет к минимуму посещения инспекций и значительно сократит временные и материальные издержки плательщиков. Пользователям системы будут предоставлены оперативный доступ к нормативно-справочной информации, возможность дистанционного получения консультаций по различным вопросам налогообложения.
Министерство по налогам и сборам будет своевременно информировать налогоплательщиков об изменениях в законодательстве и предоставит информационные услуги.
В целях дальнейшего упрощения налоговой системы Законом Республики Беларусь ”О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь“ с 1 января 2011 года предусматривается следующее.
1.Отменить:
- местный налог на услуги, взимаемый по ставке 5% от выручки;
- местный сбор на развитие территорий, уплачиваемый по ставке в пределах 3% из прибыли;
- некоторые платежи экологического налога:
* за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
* за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;
* за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений.
По расчетам Правительства Республики Беларусь, реализация указанных мероприятий позволит снизить налоговую нагрузку в 2011 году на 0,4% к ВВП и оставить в распоряжении плательщиков 721,2 млрд. рублей.
2. Исключить два самостоятельных налоговых платежа за счет включения в состав:
- экологического налога - сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;
- государственной пошлины - сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств по территориям иностранных государств.
3. Сократить количество перечислений налогов в бюджет:
- по налогу на прибыль - перейти на ежеквартальную уплату налога с подачей налоговой декларации один раз в год (сегодня в 70% случаев эти действия осуществляются ежемесячно);
- по НДС - отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц или один раз в квартал - по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) будут определяться плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходит сейчас. В результате количество платежей сократится с 72 до 4 - 12 в год;
- по акцизам - отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц.
4. Усовершенствовать механизм взимания основных налогов - налога на прибыль и НДС за счет:
*расширения возможности применения льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения. Прибыль будет освобождаться от налогообложения по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда, как это происходит в настоящее время. При этом, чтобы не допустить значительных потерь бюджета в связи с отменой ограничения размера налоговой льготы суммой использованного на капитальные вложения амортизационного фонда, предлагается ограничить возможность применения льготы по налогу на прибыль 50% валовой прибыли;
* предоставления плательщикам права принимать без ограничений к вычету ”входной“ НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров, что будет способствовать снижению стоимости инвестиционных проектов и более широкому привлечению инвестиций. Также предлагается предоставить плательщикам право при осуществлении инвестиционных расходов принимать к вычету равными долями в течение календарного года (в размере 1/12 или 1/4) суммы ”входного“ НДС, оставшегося после вычета сумм НДС в пределах сумм налога, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран.
Плательщики при осуществлении обычной деятельности будут уплачивать только 8 основных налогов (налог на прибыль, акцизы, НДС, экологический налог, земельный налог, налог на недвижимость, социальные платежи), вносить в течение года в бюджет 20 налоговых платежей и подавать 11 налоговых деклараций (в настоящее время - 104 налоговых платежа и 30 налоговых деклараций).
С учетом взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты количество налоговых платежей будет составлять 32 в год, а количество деклараций - 15.
Следует отметить, что реформы, проведенные в 2010 и 2011 годах, позволят повысить рейтинг Республики Беларусь в исследовании ”Ведение бизнеса - 2013“ по показателю ”Налогообложение“ до 70 с 183 места.
Важным фактором в развитии налоговой системы государства является и то, что Беларусь является активным участником в сфере международного сотрудничества и региональной интеграции. Так, 6 октября 2007 года сформировался таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. В рамках этого альянса приняты ряд соглашений (например: Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе), а также Единый Таможенный Тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ). Сотрудничество в сфере налогообложения позволяет использовать опыт более развитых стран и тем самым преобразовать налоговую систему Республики Беларусь в сторону улучшения и упрощения.
Подводя итог, можно выделить следующие проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь:
· сложное законодательство;
· нечеткость изложения некоторых норм;
· высокая периодичность уплаты налогов;
· большое количество налогов и сборов;
· относительно высокие налоговые ставки;
· жесткие санкции за нарушения налогового законодательства, даже за мелкие ошибки, нередко вызванные неточностью в законодательных актах;
· высокое налоговое бремя;
· значительное превышение косвенных налогов над прямыми, что является не справедливым, так как косвенные налоги платят потребители;
· частые случаи уклонения т уплаты налогов;
· большое количество документов, необходимых для заполнения при уплате налогов.
Однако не стоит строго судить белорусскую налоговую систему. Она зародилась совсем недавно и сейчас находится на этапе формирования и становления. В настоящее время ведется активная работа по оздоровлению налоговой системы и в качестве основных направлений развития можно выделить следующие тенденции:
· снижение числа налогов и сборов;
· упрощение налогового законодательства;
· систематизация и упорядочение платежей и механизмов из взимания;
· упрощение документооборота;
· введение электронной системы расчетов;
· снижение налоговой нагрузки на экономику;
· увеличение периода уплаты налогов;
· меры по избеганию двойного налогообложения и др.
Не стоит забывать, что налоги - очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских структур. Поэтому внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики[6, c. 265].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система представляет собой совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает еще принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.
Налоговая система Республики Беларусь на развивающейся стадии своего становления приобрела преимущественно фискальный характер, выразившийся в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в неэффективных способах его осуществления.
Главные недостатки белорусской налоговой системы можно свести к следующим позициям:
налоговая система Беларуси перегружена большим количеством налогов и платежей;
практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы, в частности, оборотов и реализации, фонда заработной платы, что приводит к неравномерности налоговой нагрузки на предприятия;
законодательно закреплено неправильное формирование издержек производства, в которые включено более десяти видов налогов и платежей, составляющих почти 10% их объема;
налоговая система имеет многочисленные несистематизированные и малоэффективные налоговые льготы;