Проблемы совершенствования правового регулирования налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:29, реферат

Описание

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Содержание

Содержание
Введение 3
Проблемы совершенствования правового регулирования налоговой системы России. 5
Заключение 9

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГОВОЕ РЕФЕРАТ №1.docx

— 31.82 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Тема: «Проблемы совершенствования  правового регулирования налоговой  системы России»

 

 

 

 

Выполнил:.

Студентка группы

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013 г.

Содержание

Введение 3

Проблемы  совершенствования правового регулирования  налоговой системы России. 5

Заключение 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области  налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости  от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Налоговая политика как специфическая  область человеческой деятельности относится к категории надстройки. Между нею и экономическим  базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая  политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в  выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая  политика, как составная часть  финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические  законы и логика развития. В силу этого она может оказывать  обратное влияние на экономику, состояние  финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством  проведения политических мероприятий  создаются благоприятные условия  для развития экономики, в других - оно тормозится.

Научный подход к выработке  налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного  развития, постоянный учет выводов  финансовой теории. Нарушение этого  важнейшего требования приводит к большим  потерям в народном хозяйстве.

Самый первый закон, регламентирующий налоговые отношения в России, был принят в 1991 г. и назывался  Закон об основах налоговой системы. С принятием этого закона в  России начался этап становления  налоговой системы. Этим законом  был установлен перечень налогов  и сборов, взимаемых на территории России, права и обязанности всех субъектов (участников) налоговых отношений (государства в лице налоговых органов, налогоплательщиков, таможенных и кредитных учреждений), перечень налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение. Следует отметить, что эти меры были весьма жесткими и порой приводили к банкротству предприятий. Так, например, при неполной уплате налога в доход бюджета изымался весь объект налогообложения и взыскивался штраф в таком же размере. Впоследствии Конституционный суд России признал эти меры несоответствующими реальному ущербу, причиняемому налогоплательщиками государству.

Кроме Закона об основах  налоговой системы в 1991 г. было принято  множество законов, регламентирующих исчисление и уплату отдельных налогов. В 1991-1992 гг. в начале формирования налоговой  системы в России существовало около 200 различных налогов и сборов. Многие из них были неэффективными, то есть затраты на сбор этих налогов  превышали поступления в бюджет. Суммарная налоговая нагрузка была очень высокой и составляла около 70 % доходов предприятий. 

Первые попытки перейти  к налоговой системе, отказавшись  от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного государства. Плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.

 

 

 

 

 

 

Проблемы совершенствования  правового регулирования налоговой  системы России.

Сегодня, по сути, у нас  сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой — мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ. Об этом свидетельствует и мировой опыт.

Первая группа проблем - это  совершенствование понятийного  аппарата. Известно, насколько некорректны  определения понятий, данные в действующем Законе «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В статье 2 этого закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики. Определение понятия «плательщик налога» неполно. А определение объекта налогообложения дано путем перечисления возможных объектов без выделения общих признаков, присущих этому явлению. Следует подчеркнуть, что в необходимости определения этих понятий нет никакой схоластики, она диктуется сугубо практическими целями.

Определить понятия «налог» и «сбор», адекватно отразив в определении их существенные признаки, - значит выявить категории обязательных платежей, входящих в налоговую систему, уяснить компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в области установления и взимания такого рода платежей, отграничить налоги и сборы от других обязательных взносов в доход государства, например некоторых видов имущественных санкций.

Если правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на прибыль  банков и страховых организаций, т. е. по существу определяет размер налога, то этим нарушается один из основных принципов  налогового права: установление налогов  суть прерогатива законодательного органа. И уже совершенно недопустимым является положение, когда противоречия, пробелы и неточности в налоговом  законодательстве «устраняются» разъяснениями Госналогслужбы и Минфина России. Налицо подмена закона правовыми суррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны сегодня.

Вместе с тем следует  отдавать себе отчет в том, что  необходимость издания авторитетных правоприменительных актов по налогам  существует. Она объективно обусловлена  тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления, а сами налоговые законы носят  рамочный характер, подчас представляют собой каркас дома с возведенными стенами, но без отделочных работ  и установки оборудования.

Подведем итог: никакой  другой государственный орган не обладает такой подробной информацией  о недостатках налогового законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни она, ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и издании правоприменительных актов по налогам.

Третья группа проблем, которые  необходимо разрешить, касается взаимоотношений  налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговые органы - это властные органы. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих  правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато откровенным  произволом. Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков.

Да, можно обратиться в  суд, но ведь и наша судебная система далека от совершенства, особенно по своим материально-техническим возможностям.

Необходимо, чтобы права  и обязанности обеих сторон налоговых  правоотношений были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения. Например, если на налоговый или  другой государственный орган возлагается  обязанность информировать налогоплательщика  об изменениях в налоговом законодательстве или о тех налогах, которые  он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, если налогоплательщик неправильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа.

Одной из самых сложных  и слабо разработанных считается  система ответственности налогоплательщика  за налоговые правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, дичайшая жесткость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к решению проблемы.

Прошедшие годы показали, что  число лиц, имеющих доходы, подлежащие декларированию, и сумма подоходного  налога, уплаченная ими, растёт. Однако далеко не каждый гражданин считает  уплату налогов долгом чести и  своей конституционной обязанностью. С целью проведения работы с налогоплательщиками специально для граждан развёрнуто и действует более 11 тыс. консультационных пунктов, специалисты центрального аппарата Госналогслужбы России и на местах выступают по телевидению, радио и в печати.

Оперативная информация налоговых  органов свидетельствует, что значительное число физических лиц уклоняется от подачи деклараций, то есть от налогообложения  своих доходов или скрывает их истинные размеры.

По экспертным оценкам, имеют  самостоятельные источники дохода и являются потенциальными плательщиками  подоходного налога около 6 млн. человек. Таким образом, вне контроля находится  значительная часть граждан. В основном это так называемые «челноки» - как российские, так и иностранные граждане.

Совершенно не урегулирован на законодательном уровне вопрос о  порядке осуществления налогового контроля. Нет никаких указаний о  периодичности и продолжительности  налоговых проверок, о формах и  процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок, о  порядке и сроках принятия решений  и т. д.

Конечно это лишь небольшой  круг проблем, касающихся правовой базы налогообложения в России, будоражащих  нашу налоговую систему. Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий  в этой сфере останутся не более  чем точкой зрения отдельных коллективов  и специалистов.

 

 

 

Заключение

Действующая в России уже  пять с половиной лет налоговая  система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается. Она постоянный и неизменный спутник российских налогов. Но что же собственно вызывает такой вал критики? Чем недовольны все — от предпринимателей до ученых, от корреспондентов газет до чиновников Минфина? Анализ различных взглядов показывает, что какой-либо общей основы у критиков нет. Каждый недоволен чем-то своим. Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу плачу, хочу, скрываю.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

 


Информация о работе Проблемы совершенствования правового регулирования налоговой системы России