Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:53, курсовая работа
Актуальность моей работы определяется тем, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и принципы построения налоговой системы Российской Федерации……………………………………………………….…5
1.1 Налоговая система: понятие, цели, содержание, роль……………………...5
1.2 Принципы построения налоговой системы………………………………..12
Глава 2. Особенности и проблемы развития современной налоговой системы России ………………………………………………………………...16
2.1 Особенности современной налоговой системы РФ……………………….16
2.2 Проблемы развития современной налоговой системы……………………18
Заключение……………………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………………………...25
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина в известной мере от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе.
Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитала необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни, в стране появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения».
Функциональное предназначение
системы налогообложения в
налоговая система бюджет поступление
1.2 Принципы построения налоговой системы
Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Он выделил пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»9:
Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.
Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:
- Экономическая эффективность
- налоговая система не должна
мешать развитию
- Определенность
- Справедливость
- Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов - налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.10
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):
1) принцип всеобщности
2) принцип недискриминации (
3) принцип недопустимости
4) принцип единства
5) принцип определённости правил
налогообложения – при
6) принцип истолкования
всех неясностей в налоговом
законодательстве в пользу
В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:
1) принцип подвижности (эластичности) – суть его заключается в том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;
2) принцип стабильности
– этот принцип предполагает
постоянство налоговой системы,
3) принцип исчерпывающего
перечня региональных и
В мировой практике имеет
место использование и ряда других
принципов налогообложения, к которым
можно отнести принцип
Перечислим основные особенности, характеризующие современную систему регулирования налогообложения в РФ:12
1. Налоговый кодекс РФ установил закрытый
перечень налогов и сборов, который
может быть изменен или дополнен только
законом, принятым Федеральным Собранием.
До этого, в силу Указа Президента РФ №
2268 от 22.12.1993 г., законодательные (представительные)
органы власти субъектов Федерации (включая
и органы местного самоуправления) имели
право вводить на своей территории практически
любые налоги, сверх включенных в установленный
перечень. Ранее органам национально-государственных
и территориально-
2. В главах, определяющих конкретные режимы
налогообложения, представлены как отдельные
самостоятельные налоги, так и группы
налогов одинакового или близкого типа
(например, акцизы (в главе «Акцизы», пошлины
(в главе «Государственная пошлина»), налоги
на отдельные виды доходов (в главе «Налог
на доходы физических лиц»), и т.д.). При
этом для целей классификации налогов
применен административно-
3. С принятием Налогового кодекса приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми органами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и для налогоплательщиком имеют не более, чем рекомендательную силу. Кроме того, с вхождением Федеральной налоговой службы в систему Министерства финансов РФ и функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению также переданы финансовым органам.
4. Таможенные пошлины в РФ выведены из категории «налогов», их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы).
5. Согласно новому Налоговому кодексу
РФ у налоговых органов изъята функция
сбора налогов (оставлена только
функция контроля за уплатой налогов),
налоговые платежи должны поступать непосредственно
на бюджетные счета казначейства (или
местных органов власти), хотя последние,
и не наделены правами налоговых органов.
А так
же особенностями современной налоговой
системы РФ является то, что структура
налогов в России по сравнению со структурой
налогов в развитых странах характеризуется
более низкой долей подоходного налога
с физических лиц и высокой долей налога
на прибыль предприятий. Поэтому груз
налогового давления между различными
плательщиками распределен неравномерно.
В российской налоговой системе чрезмерное
преобладание фискальной направленности.
Это проявляется в достаточно высоких
ставках по некоторым налогам.
Сложившаяся система налогообложения в России не стимулирует развития реального сектора экономики, а приводит к отвлечению средств в сферу потребления и услуг. Все это приводит к большему налоговому гнету, к усилению репрессивных мер в обложении тех, кто не может или не хочет уйти в тень.
Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. На сегодняшний день нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге это вылилось в требование о
необходимости обособления налогового учета из системы бухгалтерского.13
Общее бремя налогов и платежей в РФ в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом «взять все, что можно». Наиболее яркий пример - повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26%, а с 2011 года их ставка возрастет до 34%). Для подъема
Информация о работе Современная налоговая система Российской Федерации, особенности её развития