Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:30, контрольная работа
Деятельность налоговых органов связана со сбором информации о налогоплательщиках, ее хранением, проверкой, анализом и передачей иным пользователям (в случаях, предусмотренных законодательством). Нередко эта информация является конфиденциальной — составляет налоговую тайну. Рассмотрим, как сегодня следует толковать это понятие
В России также наметилась тенденция к раскрытию органами государственной власти сведений об участниках гражданского оборота, что положительным образом влияет на прозрачность всей экономики страны. В частности, ФНС России провела большую работу по размещению в открытом доступе данных о недействительных паспортах граждан, зачастую использующихся для государственной регистрации фирм-однодневок, об адресах массовой регистрации юридических лиц.
Не вызывает сомнения тот факт, что открытость сведений об участниках предпринимательской деятельности, их финансовом положении является необходимым условием для развития рыночной, конкурентоспособной экономики, привлечения иностранных инвестиций в РФ. Кроме того, открытость названных выше сведений позволила бы налоговым органам расширить перечень оказываемых налогоплательщикам сервисных информационных услуг в электронном виде. К сожалению, положения статьи 102 НК РФ, содержащие запретительный принцип в части открытости и общедоступности информации, поступающей в налоговые органы, тормозят развитие цивилизованного бизнеса в стране.
Имеющиеся в
налоговых органах данные о субъектах
предпринимательской
В настоящее время государственные органы могут получить интересующую их информацию только в определенных законом случаях и только на бумажных носителях. Иначе обстоит дело с получением бизнес-структурами сведений о конкретной компании, имеющихся у налоговых органов. Как уже отмечалось, указанные сведения крайне востребованы бизнес-структурами по объективным причинам, но существует запрет на законное получение упомянутых сведений.
Вместе с тем
сейчас одним из распространенных способов
получения бизнес-структурами
Видим, что целесообразно изменить правовую конструкцию статьи 102 НК РФ, установив разрешительный принцип предоставления сведений, содержащих налоговую тайну, вместо запретительного. Таким образом, положения статьи 102 НК РФ будут соответствовать принципу «Все разрешено, за исключением…». Исключение составляют случаи, прямо установленные законом (например, в части предоставления сведений о персональных данных).
Напомним, что согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному (или определяемому на основании такой информации) физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его ФИО, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Разрешительный принцип предоставления указанной информации должен предусматривать возможность передачи сведений о налогоплательщике как на бумажном, так и на электронных носителях. При этом передача этих сведений должна осуществляться конкретному юридическому или физическому лицу, подлежащему обязательной идентификации налоговым органом.
Целесообразно раскрывать следующие данные, поступающие в налоговые органы.
Г. Б. Ковалева, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России, аттестованный преподаватель ИПБ России
На мой взгляд, статья 102 НК РФ содержит достаточно большой список данных, которые не могут быть отнесены к налоговой тайне. Так, не являются налоговой тайной сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ). Таким образом, в число сведений, не отнесенных к налоговой тайне, попадают любые нарушения налогоплательщиком норм, установленных НК РФ, — наличие задолженности по налогам, пеням и штрафам, непредставление сведений в налоговые органы, непредставление в установленные сроки налоговой отчетности и т. д. Но это не означает, что налоговики обязаны любому налогоплательщику предоставить сведения о другом налогоплательщике, не являющиеся налоговой тайной. Ведь в статье 21 «Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)» НК РФ не указано, что любой налогоплательщик имеет право получить информацию, касающуюся другого налогоплательщика. Одновременно статья 32 «Обязанности налоговых органов» НК РФ не обязывает налоговые органы предоставлять налогоплательщикам сведения о других налогоплательщиках. И это хорошо. Страшно представить, что было бы в налоговых органах, если бы все налогоплательщики обратились с запросами о своих контрагентах.
По-моему, для налогоплательщиков опаснее то, что налоговые органы имеют право разглашать (через Интернет, СМИ) сведения о допущенных ими нарушениях налогового законодательства и о тех мерах ответственности, которые налоговики применили к нарушителям. «Клеймо» нарушителя, безусловно, может нанести вред деловой репутации как юридического лица, так и индивидуального предпринимателя.
Внесение изменений в статью 102 НК РФ позволит налоговым органам расширить перечень сервисных услуг в электронном виде, оказываемых гражданам России, субъектам предпринимательской деятельности, органам государственной власти и местного самоуправления. Так, возможно создание открытой и общедоступной базы данных «Налоговая история плательщика», содержащей все публичные сведения о конкретном налогоплательщике, начиная с даты его создания (регистрации в качестве индивидуального предпринимателя), а именно:
Информация, включенная в базу данных «Налоговая история плательщика», в электронном виде должна быть доступна неограниченному кругу лиц на безвозмездной основе.
Имеющийся у налоговых органов опыт по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, позволит пользователям получить информацию из указанной базы данных, исключая возможность ее искажения или утери. Вместе с тем необходимо обеспечить актуальность и ежедневное обновление данных создаваемого ресурса.
Одним из принципов работы базы данных «Налоговая история плательщика» должно являться обеспечение предоставления сведений по запросу в отношении конкретного налогоплательщика без возможности скачивания всех данных. Реализация указанного принципа исключит появление на рынке услуг по предоставлению сведений о налогоплательщиках, не гарантирующих их точность и достоверность.
Кроме того, возможность использовать упомянутый ресурс должны иметь только те пользователи, которые являются владельцами сертификата ключа электронной цифровой подписи, что позволит электронной системе зафиксировать и в дальнейшем при необходимости идентифицировать лицо, запрашивавшее информацию о конкретном налогоплательщике. Сведения о пользователях в обязательном порядке фиксируются электронной системой, обеспечивающей учет и хранение указанных сведений не менее трех лет.
Пользователями базы данных «Налоговая история плательщика» будут являться физические лица, российские и иностранные организации, а также органы государственной власти и местного самоуправления.
Положительным моментом при реализации ука-занного предложения является предоставление возможности субъектам бизнеса законно получать сведения о любом налогоплательщике — потенциальном контрагенте без использования противоправной схемы получения информации через правоохранительные органы и суды. Что касается использования размещаемых налоговыми органами сведений в конкурентной или криминальной среде, то налоговые органы и сам налогоплательщик будут четко понимать, кто и когда запрашивал о нем информацию. К сожалению, в настоящее время криминальные структуры и конкурирующие компании, используя коррумпированных чиновников и сотрудников самой ор-га-ни-за-ции-жерт-вы, обладают всей необходимой инфор-мацией.
Содержащиеся в базе данных сведения могут быть использованы при проверке достоверности документов, представленных налогоплательщиками для участия в тендерах, конкурсах, государственных заказах.
Создание упомянутого
ресурса позволит налогоплательщикам
отказаться от необходимости самостоятельно
запрашивать у налогового органа
различные справки для
Кроме того, использование указанного ресурса фактически позволит создать систему «одного окна» для налоговых органов и других лицензирующих, контролирующих и надзорных государственных органов. Поскольку указанные органы будут обязаны использовать сведения из «Налоговой истории плательщика» при принятии соответствующих решений, временные и материальные затраты организации или индивидуального предпринимателя — потребителя государственных услуг будут практически полностью исключены. Это значительно повысит качество услуг, оказываемых органами государственной власти.
Информация о работе Современное видение понятия «налоговая тайна»