Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:29, курсовая работа
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В Г.УСТЬ-ИЛИМСКЕ
(Филиал ФГБОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске)
Кафедра Экономики и Менеджмента
Специальность 080107 Налоги и налогообложение
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Правовое регулирование налоговых отношений»
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исполнитель
Студент группы НИН-09 К. В. Грязнухин
Руководитель
Старший преподаватель В. В. Чигарева
Усть-Илимск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.
В развитии форм и методов взимания налогов выделяется три крупных периода.
На начальном этапе своего развития государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Этот период - первый период развития налогообложения - отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.
Развитие государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII - начале XVIII вв. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства, возникает сеть государственных учреждений, с их помощью государство берет часть функций в области налогообложения на себя: наблюдает и определяет процесс сбора налогов. Именно в этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги.
Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Теперь уже государство полностью берет все функции установления и взимания налогов, а региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. [1, с. 3]
Финансовое
устройство Древней Руси складывается
во время объединения
В
развитии податных отношений Древней
Руси также выделяют несколько этапов.
К первому этапу относится
формирование института податей
славянских племен. Податные отношения
этого периода были случайными, несистемными,
поэтому не носили в полном смысле
этого слова финансового
Второй этап связан с формированием простейших податных форм, где складываются важнейшие черты налогов - определенная, стабильная форма платежа и его закрепления, обязательность и систематичность, определенные гарантии.
Третий этап охватывает удельный период, характеризующийся разделением податей на ордынские и местные (внутренние).
Четвертый этап - с момента падения монголо-татарского ига до утверждения централизованного самодержавного государства - является периодом существования трансформирующихся податных форм, по окончании которого в России уже существуют государственные подати. [3, с. 7]
Первым и основным источником доходов княжеской казны была дань. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Так, в русской летописи «Повесть временных лет» перечисляются народы «иже дань дают Руси».
Сбор князьями налогов осуществлялся весной и зимой, когда князь и его войско отдыхали от походов.
Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась к князю, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Дань уплачивалась с плуга («рала») и со двора («дыма»).
Со временем дань стала систематическим прямым налогом, усложнилась система и способы ее взимания. Основные подати на Руси формировались за счет данных и оброчных денег. Под данными деньгами, или данью, понимались разные прямые налоги, которые ложились на податное население и взимались по числу сох, значившихся по писцовым книгам. Совокупность податей, платимых по общей раскладке, составляла тягло, и люди, подлежащие таким платежам, назывались тяглыми.
Для определения окладов податей и их раскладки использовались различные единицы обложения. Под податями подразумевались не только денежные платежи и натуральные сборы, но и личные повинности. Распределение податей осуществлялось совместно правительством и обществом, то есть учитывались два момента: правительственный оклад (определение податных хозяйств, финансовые возможности плательщиков) и мирская раскладка (распределение подати между плательщиками в соответствии с хозяйственным благосостоянием). Развод представлял собой раздробление предполагаемой суммы средств, подлежащих сбору, а разруб - дальнейшее раздробление первоначальных окладов (мирская раскладка, размет).
Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые окладные книги.
Помимо прямого налогообложения на Руси существовало и налогообложение косвенное, которое существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так, существовали пошлины за провоз товаров через горные заставы, пошлины за право иметь склады или за право устраивать рынки, судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» - за прочие преступления.
Впервые
законодательное закрепление
В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257-1259 гг. монгольскими «численниками». Единицами обложения были: в городах - двор, в сельской местности - хозяйство. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были:
В этот период основной податью стал выход ордынский, который контролировался баскаками (специально назначенными чиновниками) и бесерменами (откупившими это право богатыми восточными купцами), а затем самими русскими князьями, получившими так называемый Ханский ярлык. Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота. [2, с. 20]
Помимо «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, ям - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой («корм»).
Существование монголо-татарского ига делало невозможным взимание прямых налогов в казну самого Русского государства. Главным источником внутренних доходов стали различные пошлины. Например, деньга - пошлина с воза, торговая пошлина - за право торговли, гостиная пошлина, пошлина с клеймения лошадей, медовая, пошлина с браков и т.д.
После
политического объединения
Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, после чего осуществлялся перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Размер «сохи» в различных местах был неодинаков и зависел от области, качества почвы.
Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обусловливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные - для литья пушек, полоняничные - для выкупа ратных людей, засечные - для строительства засек (укреплений на южных границах), стрелецкая подать - на создание регулярной армии и т.д. Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. [4, с. 7]
После Ивана III реформу налоговой системы продолжил Иван Грозный (1530-1584 гг.), который начал изменять саму систему сбора налогов. При Иване Грозном многие натуральные повинности были заменены денежным оброком, а в промышленных местах раскладка податей стала производиться «по животам и промыслам».
Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен «ясаком» - меховой или пушной данью. Земледельцы в ходе реформ Ивана IV были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги.
В период царствования Михаила Федоровича (1596-1645 гг.) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом (под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов). Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. Также стала применяться новая податная единица - «живущая четь», которая вводилась только на поместных и вотчинных землях. На землях черносошных крестьян, живших общинами, сохранялась прежняя окладная единица – соха. Более мелкая, чем соха, живущая четь была особенно удобна в отношении к мелким размерам владельческого участка. Используя «живущую четь», стало гораздо легче определить и величину тягла для городских посадов, особенно небольших. [5, с. 8]
Важнейшим
этапом развития налогового законодательства
на Руси стало Соборное Уложение 1649
г., в котором нашли отражение
вопросы регулирования
При определении окладов податей и их раскладки согласно Соборному Уложению использовались различные единицы обложения. Среди них можно выделить три:
1) выти, обжи, луки;
2)
местные сошки различных
3) большая (московская) соха.
В царствование царя Алексея Михайловича (1629-1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - Счетный приказ, в компетенцию которого входил контроль за финансовой деятельностью других приказов, выполняющих функции налоговых органов (Приказ большого прихода, занимающийся сбором прямых налогов; Приказ большого дворца, ведающий сбором налогов с царских земель; Приказ большой казны, собирающий налоги с городских промыслов; Печатный приказ, занимающийся сбором пошлины за скрепление актов государственной печатью; Казенный патриарший приказ, собирающий налоги с церковных и монастырских земель), анализ приходных и расходных книг, что позволило определить структуру государственного бюджета того периода.
Главными из косвенных налогов при Алексее Михайловиче оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины; судебные пошлины. В царскую казну также шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства. Кроме того, при Алексее Михайловиче была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот.
Большое
распространение получил в это
время введенный несколько
Во
времена царствования Алексея Михайловича
произошло одно из первых крупных
волнений, связанных с установлением
и взиманием налогов. Сложная
политическая и экономическая обстановка
в стране во времена царствования
Алексея Михайловича вынуждала
правительство прибегать к
Информация о работе Становление и развитие налоговой системы РФ