Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 15:28, реферат
Цели: дать понятие субъектов налогового правоотношения и показать на какие виды они подразделяются.
Задачи данной работы:
дать понятие субъектов налогового правоотношения;
показать на какие виды подразделяются субъекты налоговых правоотношений;
дать характеристику некоторых видов субъектов налоговых правоотношений.
При написании данной работы были использованы работы следующих авторов: Винницкого Д., Белых В.С., Землина А.И., Крохиной Ю.А., Сальникова Л.В. и многих других.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ НАЛОГОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА НАЛОГОВОГО ПРАВА. НАЛОГОВАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ
1.2 ВИДЫ СУБЪЕКТОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ СУБЪЕКТОВ НАЛОГОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ
2.1 ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО - СУБЪЕКТ НАЛОГОВОГО ПРАВА
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ - СУБЪЕКТ НАЛОГОВОГО ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Сказанное
отчетливо проявляется при
Характерным примером являются ст.31 НК РФ и ст.7 указанного Закона, содержащие общий перечень прав налоговых органов практически без какой-либо их дифференциации в зависимости от уровня подразделения Министерства РФ по налогам и сборам (МНС России). Таким образом, как районный налоговый орган, так и областной (краевой, республиканский) при осуществлении, например, налоговой проверки деятельности налогоплательщика будут обладать в целом одинаковыми полномочиями в отношении его (налогоплательщика). В отношениях (составляющих предмет налогового права) между организацией, гражданином и определенным органом налогового контроля, финансовым органом объем правомочий последних в отношении субъектов функционального подчинения существенно не зависит от уровня их (органа налогового контроля, финансового органа) положения в иерархии органов исполнительной власти.
Представляется
более целесообразным рассматривать
объем и содержание публичной
налоговой правосубъектности
Таким
образом, основные особенности отраслевой
налоговой правосубъектности
взаимосвязаны со свойствами метода правового воздействия на указанные отношения.
В соответствии со ст.9 НК РФ к участникам налоговых правоотношений относятся:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
3) Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации;
4) Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения;
5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (сборщики налогов и сборов);
6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;
7) органы государственных внебюджетных фондов;
8) Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации - правопреемник органов налоговой полиции (при решении вопросов, отнесённых к их компетенции).
Кроме того, к участникам налоговых правоотношений относятся:
1) органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учёт и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы);
2) органы опеки и попечительства, социальные учреждения;
3) процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели);
4) кредитные организации (банки).
Приведенный перечень является закрытым. Однако он далеко не полон. В него, в частности, не включены представительные органы государственной власти и местного самоуправления, к исключительной компетенции которых относятся установление и введение налогов и сборов, а также ряд субъектов, обязанности которых в сфере налогообложения и ответственность за их неисполнение (ненадлежащее исполнение) установлена НК РФ.
Круг участников налоговых правоотношений может быть очерчен и уточнен посредством классификации в зависимости от их правового статуса. Наиболее полной и логичной представляется классификация, предложенная И.И. Кучеровым, выделившим следующие группы участников:
1)
субъекты, наделенные компетенцией по
установлению и введению налогов (органы
представительной власти). Согласно принципу
разделения властей прерогативой представительных
органов власти (органов законодательной
власти Российской Федерации, ее субъектов
и административно-
2) субъекты, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по уплате налогов (сборов) в бюджет или внебюджетный фонд (налогоплательщики и плательщики сборов). К их числу относятся организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по уплате соответственно налогов и (или) сборов;
3) субъекты, содействующие уплате налогов и сборов (налоговые агенты, банки и сборщики налогов).
Налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов (ст.24 НК РФ).
Банками в соответствии с законодательством о налогах и сборах признаются кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление банковских операций, обязанные в соответствии с законодательством о налогах и сборах исполнять платежные поручения своих клиентов - налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов о перечислении налогов и сборов, а также решение налогового органа о взыскании налогов за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке установленной законодательством очередности (ст.60 НК РФ).
Сборщиками налогов и (или) сборов являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица и организации, которые осуществляют прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах, и (или) сборах (ст.25 НК РФ);
4) субъекты, содействующие налоговому администрированию (органы регистрации, эксперты, специалисты, переводчики, понятые и свидетели).
К органам регистрации относятся:
органы, которые осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей;
органы, лицензирующие деятельность частнопрактикующих нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;
органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства;
органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;
органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества;
органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения;
органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия и частнопрактикующие нотариусы;
органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (ст.85 НК РФ).
Обязанностью указанных органов является, в частности, предоставление налоговым органам информации, необходимой для взимания налогов и осуществления налогового контроля.
Экспертами признаются лица, обладающие специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле, которые необходимы для разъяснения вопросов, возникающих в процессе осуществления налогового контроля (ст.95 НК РФ).
Специалистами являются лица, обладающие специальными знаниями и навыками, не заинтересованные в исходе дела, которые привлекаются в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (ст.96 НК РФ).
Переводчиками являются не заинтересованные в исходе дела лица, владеющие языком, знание которого необходимо для перевода (ст.97 НК РФ).
Понятыми могут быть приглашены любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты процессуальных действий, производившихся в их присутствии (ст.98 НК РФ).
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Запрещается допрос налоговыми органами в качестве свидетелей лиц, получивших информацию в связи с исполнением профессиональных обязанностей (например, адвокат, аудитор - перечень лиц, для которых полученная информация составляет профессиональную тайну, не является замкнутым) (ст.90 НК РФ);
5) субъекты, осуществляющие налоговое администрирование (финансовые органы, суды и иные органы, уполномоченные решать вопросы об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов).
К
органам государственных
6) субъекты, осуществляющие правоохранительную функцию в сфере налогообложения (органы внутренних дел, органы прокуратуры).
Статья 36 НК РФ определяет полномочия органов внутренних дел. В частности, по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Для реализации указанных полномочий органов внутренних дел в налоговой сфере создана Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, являющаяся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России (ныне - департамент экономической безопасности МВД России).
Органы прокуратуры включают прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов. В соответствии со ст.77 НК РФ прокуроры санкционируют арест имущества, т.е. действия налоговых и таможенных органов по ограничению прав собственности налогоплательщиков-организаций в отношении их имущества;
7) субъекты, рассматривающие дела и исполняющие решения о взыскании налоговых санкций (судебные органы и органы принудительного исполнения).