Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:13, реферат
Работа организаций, перешедших с 1 июля 2007 года в соответствии с Указом № 119 на упрощенную систему налогообложения, показала, что при ведении бухгалтерского учета по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) труд бухгалтера существенно облегчился и упростился:
- четко регламентированная Указом № 119 налоговая база исключает возможность иного толкования терминов и определений, а также возможность ошибок при определении валовой выручки и валового дохода;
- возможные ошибки при определении себестоимости не влияют на величину налоговой базы и, следовательно, на величину налога при УСН. Таким образом ликвидируется возможность появления штрафных санкций
упрощенная система налогообложения Введение. правовое регулирование
Для упрощения порядка налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей и создания благоприятных условий по осуществлению предпринимательской деятельности 9 марта 2007 г. Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 "Об упрощенной системе налогообложения" было утверждено Положение об упрощенной системе налогообложения (с изм. и доп. по состоянию на 01.05.2008) (далее - Указ № 119, Положение об УСН).
Работа организаций, перешедших с 1 июля 2007 года в соответствии с Указом № 119 на упрощенную систему налогообложения, показала, что при ведении бухгалтерского учета по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) труд бухгалтера существенно облегчился и упростился:
- четко регламентированная Указом № 119 налоговая база исключает возможность иного толкования терминов и определений, а также возможность ошибок при определении валовой выручки и валового дохода;
- возможные ошибки при определении себестоимости не влияют на величину налоговой базы и, следовательно, на величину налога при УСН. Таким образом ликвидируется возможность появления штрафных санкций;
- при УСН организации, являющиеся плательщиками НДС, исчисляют и уплачивают два налога, а не являющиеся плательщиками НДС исчисляют и уплачивают один налог. Соответственно, в налоговые органы представляются две или одна налоговые декларации в месяц;
- для организаций средней численностью до 15 человек статистическая отчетность сократилась до одного квартального и двух-трех годовых отчетов: формы 1-МП "Квартальный отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства", формы 6-т (кадры) "Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров" (годовая), формы 7-ТВН "Отчет о численности потерпевших при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях" (годовая) и формы 1-реклама "Отчет об оказании услуг в области рекламы" (годовая, для организаций, основным видом деятельности которых является производство и (или) размещение (распространение) рекламы);
- при автоматизированном бухгалтерском учете программа по УСН прикрепляется к существующему лицензионному продукту, стоимость программы УСН небольшая и не требует от бухгалтера дополнительного обучения. Бухгалтерский учет ведется в обычной бухгалтерской программе, прикрепленная программа по упрощенной системе формирует все необходимые ведомости и налоговые декларации (одну или две в месяц) автоматически;
- суммарная налоговая нагрузка для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием услуг или выпускающих продукцию с низкой материалоемкостью (с "низким" входным НДС) или высокой рентабельностью, оказалась ниже, чем при обычной системе налогообложения;
- с 1 января 2008 года к организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим УСН и ведущим учет в книге учета доходов и расходов, Указом Президента Республики Беларусь от 30.12.2007 № 694 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 № 285" отменено требование представления в органы ценообразования экономического обоснования повышения отпускных цен и тарифов на производимые ими товары, работы, услуги (за исключением медицинских услуг); а также отменена регистрация цен и тарифов (в случае их изменения) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
- бухгалтерская отчетность организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и ведущих бухгалтерский учет, состоит из:
Условия применения упрощенной системы налогообложения
В соответствии с п. 2 Положения об УСН не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1. Организации и индивидуальные предприниматели:
производящие подакцизные товары;
производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
занимающиеся игорным бизнесом;
осуществляющие:
2. Организации, осуществляющие:
3. Организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
4. Индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Организации и индивидуальные предприниматели, не перечисленные в вышеуказанном перечне, вправе применять упрощенную систему налогообложения при одновременном соблюдении следующих критериев средней численности работников и валовой выручки в течение девяти месяцев года, предшествовавшего году, с которого претендуют на ее применение:
Вариант 1
Организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет:
не более 450 млн руб.;
свыше 450 млн руб., но не более 1500 млн руб.
Вариант 2
Организации со средней численностью работников за каждый месяц свыше 15 до 100 человек включительно, если размер их валовой выручки не превысил 1500 млн руб.
Указ № 119, в свою очередь, конкретизирует расшифровку термина: под средней численностью работников за каждый месяц понимается списочная численность сотрудников организации, включая численность внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, а также работников в филиалах, представительствах либо иных обособленных подразделениях организаций.
Следует обратить внимание на особенность термина "средняя численность", отличающегося от терминов среднесписочной и списочной численности. Расчет средней численности производится согласно главе 3 Инструкции по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 17.09.2001 № 80 (с изм. и доп. по состоянию на 26.01.2008).
Следует также обратить внимание на п. 5 Положения об УСН, где установлено, что размеры валовой выручки, указанные в настоящем Положении, ежегодно индексируются в соответствии с Законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Пример
Суммы 450 млн. руб. и 1500 млн. руб. - это валовая выручка за 2006 год, которая указывалась организациями, переходящими на УСН в 2007 году.
Организации, переходящие на УСН с 1 января 2008 года, индексировали выручку на 6,5 %, т. е. критериями являлась валовая выручка 479,25 млн. руб. и 1 597,5 млн. руб.
Организации, переходящие на УСН с 1 января 2009 года, индексируют валовую выручку также на 6,5%:
479,25 млн. руб. Ч 1,065 = 510,4 млн. руб. и
1 597,5 млн. руб. Ч 1,065 млн. руб. = 1 701,34 млн. руб.
Обязанности плательщика, применяющего УСН
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН:
1. Сохраняется общий порядок уплаты:
налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
государственной пошлины;
оффшорного сбора;
гербового сбора;
налога на доходы от операций с ценными бумагами;
налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
подоходного налога при выплате заработной платы и иных доходов, начисляемых физическим лицам в порядке, установленном законодательством;
налога на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность через постоянных представителей;
налога на добавленную стоимость, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход (критерии - средняя численность до 5 человек, годовой валовой доход до 600 млн. руб.), а также организаций и индивидуальных предпринимателей со средней численностью до 15 человек и валовой выручкой не более 450 млн. руб. за 9 месяцев предыдущего года. (Суммы валовой выручки и валового дохода указаны без индексации.)
В случае изменения действующего законодательства данный перечень может быть изменен.
2. Республиканские
и коммунальные унитарные предприятия,
имущество которых находится на праве
хозяйственного ведения, хозяйственные
общества, в отношении которых Республика
Беларусь либо ее административно-
3. Уплачивается налог при упрощенной системе налогообложения, исчисленный как произведение налоговой базы на ставку налога.
Срок подачи налоговой декларации по УСН - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
Уплата налога по УСН в бюджет производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
То есть сроки подачи декларации и уплаты налога такие же, как и при обычном налогообложении.
Объект налогообложения, налоговый период, налоговая база, ставки налога при УСН
Объектом налогообложения согласно п. 9 Положения об УСН признается осуществление предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь.
Налоговым периодом является календарный месяц.
Налоговой базой признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученная за налоговый период организациями и индивидуальными предпринимателями от:
Понятие "выручка от реализации имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности" заключается в следующем:
1) имущественными правами признаются любые права, связанные с имуществом, отличные от права собственности, в том числе права, являющиеся составными частями права собственности (право владения, пользования, распоряжения), а также другие специфические права (право на осуществление деятельности, использование природных ресурсов и т. п.) и права требования;
2) объекты интеллектуальной собственности, как вытекает из ст. 980 Гражданского Кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), - это результаты творческой деятельности человека и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц.
Своеобразие объектов интеллектуальной собственности в том, что они являются нематериальными объектами, результатом духовного творчества людей и непосредственно не связаны с правом собственности на материальный объект, в котором они выражены. с этой точки зрения к ним ограниченно применяются положения ст. 424 ГК, в соответствии с которыми по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязана передать имущество (вещь, товар), а в нашем случае имущественные права на объект интеллектуальной собственности, в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязан принять это имущество (имущественные права на объект интеллектуальной собственности) и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
К доходам от внереализационных операций относятся доходы, включаемые в соответствии с законодательством в состав доходов от внереализационных операций при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц.
Перечень внереализационных доходов, включаемых в налоговую базу, определен Законом Республики Беларусь от 22.12.1991 № 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" (с изм. и доп. по состоянию на 01.01.2008).
В валовую выручку не включается: