Урегулирование международного двойного налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:09, контрольная работа

Описание

Развитие экономики сделало обычным явлением ведение компаниями бизнеса на территориях двух и более стран. В результате последовательного обложения доходов компании в стране получения дохода и в стране ее регистрации (постоянного местопребывания) может возникнуть двойное международное налогообложение - одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами.

Содержание

1.Урегулирование международного двойного налогообложения……………………………………………………2-12
2.Льготы предоставляемые законом РФ «О таможенном тарифе»………………………………………………………………13-22

Список литературы…………………………………………..23-24

Работа состоит из  1 файл

ира контрольная багдосарян.docx

— 42.24 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     
  1. Урегулирование  международного двойного налогообложения……………………………………………………2-12
  2. Льготы предоставляемые законом РФ «О таможенном тарифе»………………………………………………………………13-22

     Список  литературы…………………………………………..23-24

 

     

  1. Урегулирование  международного двойного налогообложения
 

     Развитие  экономики сделало обычным явлением ведение компаниями бизнеса на территориях  двух и более стран. В результате последовательного обложения доходов  компании в стране получения дохода и в стране ее регистрации (постоянного  местопребывания) может возникнуть двойное международное налогообложение - одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами. Для  России такая ситуация возникает  когда:

     а) одно и то же лицо признается резидентом в России и еще в одном или  нескольких государствах;

     б) один и тот же доход российского  резидента, рассматривается как  имеющий источник происхождения  в двух или более странах и  облагается налогом в каждой из этих стран;

     в) один и тот же доход российского  предприятия облагается в Российской Федерации на основе признания резидентства, а в другой стране - в соответствии с законодательством об источнике дохода;

     г) имеются различия между Россией  и другими странами в порядке  и нормах зачета расходов, понесенных налогоплательщиком;

     д) в российском налоговом законодательстве отсутствуют положения о зачете отдельных видов налогов, уплаченных российским резидентом в другой стране.

     Причина возникновения двойного налогообложения  состоит в том, что два государства  облагают однородными или сходными налогами один и тот же объект налогообложения  и одного и того же налогоплательщика. Если возникает одновременное двойное  налогообложение, между государствами  заключаются международные договора (соглашения), которые основаны на принципе резиденства. В каждом отдельном таком договоре стороны указывают, что понимается под этим термином т.к. в различных странах может трактоваться по-разному.

     Двойное налогообложение, как уже было отмечено, возникает в случаях, когда один и тот же доход или имущество  подвергается обложению аналогичным  налогом в двух или более странах. Следует отметить, что двойное  налогообложение - не арифметическое удвоение суммы налога, а излишнее увеличение налогового бремени для налогоплательщика.

     Различают международное экономическое двойное  налогообложение и международное  юридическое двойное налогообложение.

     Под двойным экономическим налогообложением понимается ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия как самостоятельного плательщика и обложении налогом дохода акционера или пайщика при распределении прибыли. Как правило, проблема экономического двойного налогообложения разрешается при разработке национального налогового законодательства, в котором предусматриваются нормы, позволяющие тем или иным способом засчитывать налог, уплаченный на уровне предприятия, при расчете налоговых обязательств акционера.

     Под двойным юридическим налогообложением понимается ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми налогами два и более раз за один период. В принципе подобная ситуация может возникать и в том случае, когда налогоплательщик осуществляет деятельность только в одной стране. Такое двойное налогообложение может возникнуть при нестыковке общегосударственного (центрального, федерального, конфедерального) законодательства и законодательства на уровне регионов (штатов, провинций, областей земель), а также на уровне органов местного самоуправления.

     Подобная  ситуация неоднократно отмечалась в 90-е  гг. в Российской Федерации и основной причиной этого явления следует  считать неконтролируемое федеральными властями региональное и местное  нормотворчество в сфере налогообложения. Однако если в одной стране данная проблема может быть решена путем приведения регионального и местного законодательств в соответствие с общегосударственным, то в международных экономических отношениях двойное и даже многократное экономическое и юридическое налогообложение осуществляется на основе налогового законодательства суверенных государств и может быть устранено лишь путем согласования многочисленных и сложных вопросов на межгосударственном уровне.

     Теоретически  можно выделить три основных принципа налоговых юрисдикции: по признаку территориальности, резиденства и гражданства.

     К наиболее распространенным, относится юрисдикция, основанная на принципе территориальности или территориальной привязки. В соответствии с этим принципом страна облагает налогом только те доходы, которые связаны с деятельностью, осуществляемой на ее территории. Доходы, извлекаемые гражданами и предприятиями этой страны за пределами ее территории, не включаются в состав налогооблагаемых доходов.

     Принцип резиденства заключается в том, что всякий налогоплательщик, признаваемый постоянным жителем страны (резидентом), подлежит налогообложению по всем доходам из всех источников, включая и зарубежные. Статус резидента определяется по нормам национального законодательства, различающимся в отношении физических и юридических лиц. Большинство стран в своей налоговой политике использует сочетание этих принципов.

     Наряду  с указанными принципами отдельные  страны традиционно используют принцип гражданства, который является во многом сходным с принципом территориальности.

     Международное двойное налогообложение, возникающее  из-за одновременного применения принципов  резидентства и территориальности несколькими странами в отношении одного и того же дохода налогоплательщика, приводит к увеличению общего налогового бремени физического либо юридического лица, а также нарушает критерий налоговой справедливости.

     Избежать  двойного налогообложения юридического или физического лица можно двумя  способами (рис.1):

  • путем одностороннего освобождения или налогового зачета (кредита), предоставляемого в стране постоянного местопребывания;
  • путем заключения соглашений по устранению двойного налогообложения.

     Урегулировать международное двойное налогообложение  можно тремя способами:

     1. Все страны должны следовать  какому-либо принципу налогообложения:  либо принципу резидентства, либо территориальности. Но данный способ не столь легко реализуем на практике. Каждая страна, пользуясь своим налоговым суверенитетом, стремится получить дополнительные налоговые поступления в свой бюджет за счет любых возможных источников дохода, поэтому принцип резидентства и принцип территориальности применяется в комбинации.

     2. Принятие государством внутренних  законодательных мер по урегулированию  двойного налогообложения в одностороннем  порядке (система налоговых кредитов  и зачетов).

     3. Урегулирование двойного налогообложения  путем заключения международных  налоговых соглашений. В этом  случае государства, подписывающие  такие соглашения, идут на взаимный  компромисс, договариваясь, какие  налоги и с каких категорий  налогоплательщиков будут удерживаться  на территории каждого участника  соглашения.

     В одностороннем порядке проблема устранения двойного налогообложения  не решается, т.к. для каждого государства  существует двоякая задача:

     - обеспечение достаточных налоговых  поступлений бюджета; 

     - создание оптимальных условий  для экономического развития.

     В принципе устранение двойного налогообложения  возможно и в одностороннем порядке. Для этого страна постоянного  местопребывания налогоплательщика  может разрешить ему при выполнении налоговых обязательств учитывать  налоги, уплаченные им за рубежом. Однако это может привести к неоправданным  потерям бюджета, а также различного рода махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Кроме того, в  этом случае страна постоянного местопребывания  выступает нетто-донором той страны, где ее гражданин (или предприятие) осуществляет экономическую деятельность.

     Решение проблемы требует координации национальных налоговых политик государств на международном уровне, поэтому, как  правило, 2 и 3 способы применяются  в сочетании: национальное законодательство устанавливает свои льготы, а в  международных налоговых соглашениях  регулируются отдельные случаи двойного налогообложения.

     В связи со спецификой налогообложения  физических и юридических лиц  в сфере международных экономических  отношений соглашения об избежание  двойного налогообложения доходов  и имущества содержат как общие  нормы и правила, так и отдельные  специальные статьи и положения, действие которых распространяется только на физические или только на юридические лица.

     Международные соглашения об избежание двойного налогообложения, применяющиеся на территории РФ, входят в систему права РФ и имеют  приоритетное действие по сравнению  с положениями национального  налогового законодательства. Статьей 15 Конституции РФ установлено, что  международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы  и если международным договором  установлены правила иные, чем  предусмотренные законом, то применяются  правила международного договора. Аналогичные  правила установлены статьей 7 НК РФ. В связи с этим, при налогообложении  иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных договоров в области налогообложения. Международный договор, о котором идет речь в статье 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие. Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежание двойного налогообложения.

     Вопросы налогообложения лиц – резидентов одного государства в отношении  их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством  этих двух стран. При этом любое государство  обладает исключительным правом взимать  налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том  числе, и на иностранные организации. Именно по этой причине возникает двойное налогообложение иностранных организации, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах. Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в РФ, подлежат обложению в РФ в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории РФ, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего законодательства государства - получателя дохода.

     Положения международного договора, определяют правила разграничения прав каждого  из государств, по налогообложению  организаций одного государства, имеющим  объект налогообложения в другом государстве. Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве – источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный статьей 232, 311 НК РФ.

     Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве –  источнике дохода, не может превышать  сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим  доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством  и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии  предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве – источнике  дохода.

Информация о работе Урегулирование международного двойного налогообложения