Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:45, курсовая работа
В настоящее время в период быстрого развития научно – технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Взаимодействие может осуществляться как через политические, так и экономические отношения. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным вопросам, таким как: экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и наркоманией.
Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя, что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в Европейский союз. Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу 1992 г. по товарам. Правда, пока еще он не сложился в электроэнергетике, а также по многим видам услуг (особенно важно — транспортных). Нет до сих пор единого конкурентного рынка государственных заказов.
В то же время не осталось искусственных препятствий па пути свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей силы, хотя фактически такие препятствия создаются в каждом конкретном случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС.
Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств - членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления и ЕС с 1 января 1995 г.) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента:
Переход к евро осуществляется поэтапно с 1 января 1999 г. Первоначально она будет функционировать параллельно с национальными валютами, причем с 1 января 1999 г. не все страны — члены ЕС смогли начать переход к евро, поскольку часть из них не выполнила необходимых для итого требований (дефицит госбюджета - не более 3% ВВП, накопленный государственный долг — максимально 60% ВВП и др.). Вместе с тем почти все стремятся к этому. Лишь Великобритания пока что исходит из постулата сохранения своей национальной валюты. Дания, Швеция и Греция намерены перейти к евро, но позднее.
Можно ожидать, что евро станет одной из сильнейших валют в мире. Она принесет всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствуя снижению издержек и росту эффективности производства. Достаточно сказать, что до сих пор физические и юридические липа стран — членов ЕС при обмене их валют друг на друга ежегодно несли издержки на сумму, эквивалентную примерно 6 млрд. долл. Евро избавит их от таких непродуктивных затрат.
Европейский союз представляет собой классический вариант региональной социально – экономической интеграции в составе 15 (по состоянию на конец 1998г.) западноевропейских государств: Франции, Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Испании, Португалии, Швеции, Финляндии и Австрии.
Официально провозглашённые цели ЕС – постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами – участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг и проведение общей политики в области транспорта, сельского хозяйства, создание валютного союза, унификация налоговой системы, сближение законодательства, разработка принципов согласованной экономической политики.
Деятельность Союза предусматривает:
Деятельность Европейского союза основана на принципах уважения национальной особенности государств-членов, системы правления которых строятся на демократических принципах; уважения прав человека в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека (1950г.) и конституционными традициями, общими для государств-членов.
В
настоящее время
1.
Совет Европейского союза (СЕС)
2.
Комиссия ЕС (КЕС) – исполнительный
орган, своего рода
3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех стран – членах ЕС. К функциям ЕП относится принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции.
4.
Европейский суд,
5. ФЕОГА, на который приходится большая часть бюджета ЕС.
6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве.
7.
Европейский фонд
8.
Европейский инвестиционный банк, созданный
на основе долевого участия стран – членов
ЕС в его основном капитале. Имея функции
коммерческого банка, он предоставляет
кредиты государственным структурам стран
– членов ЕС.
На повестке – расширение Европейского Союза (ЕС), который уже и сегодня является основной экономической и политический силой на континенте. В результате ожидаемого расширения с 15 до 28 стран-членов в орбиту ЕС опадают уже не только Западная, но и Центральная Европа, Балтия, часть Восточной Европы и Восточного Средиземноморья. Экономически при этом возникает крупнейший в мире единый рынок площадью в 5 млн. кв. км с 550 млн. человек населения и 7.7 трлн. долларов ВВП.
Нельзя, однако, не учитывать того факта, что речь идет о принципиально новом варианте присоединения стран к ЕС по сравнению со всеми ранее происходившую. Впервые расширение ЕС происходит за счет присоединения стран, которые ранее не развивались на основе западноевропейской социально-экономической модели и не принадлежали к западноевропейской системе безопасности. Речь идет о государствах, осуществляющих невиданный в истории переход от государственной командно-административной экономики к рыночной, от авторитаризма к парламентской демократии и правовому государству. Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обладают специфическими чертами, которые оказывают принципиальное воздействие как на характер, так и на последствия расширения ЕС.
Укрепление стабильности и предсказуемости на восточной границе в результате расширения ЕС соответствует его интересам. Это положение не подвергается сомнениям и фактически является общепризнанным. Расширяясь на Восток, Европейский Союз заметно наращивает свой ресурсный потенциал: на 34% увеличивается территория, на 29% - население. ЕС превращаете ся в одни из крупнейших в мире рынков.
По оценкам специалистов, за счет положительного сальдо торгового баланса ЕС с 10 странами-претендентами на вступление в ЕС может быть профинансировано создание 440 тыс. новых рабочих мест в EC при условии стоимости одного места, 500 тыс. евро.
Экспертами отмечается, что модернизация экономики стран ЦВЕ может создать и поддерживать определенную занятость в секторе высоких технологий в странах-членах Европейского Союза. Расширение обещает и укрепление экологической безопасности на континенте. По оценкам специалистов, за счет присоединения к ЕС стран ЦВЕ возможна динамизация темпов его экономического роста в пределах 0,1-1,0% ВВП в год в течение 2005-2010 гг.
Несмотря на все сказанное выше, пет, однако, однозначного ответ на вопрос, является ли реализация проекта расширения на Восток в целом "шансом" или угрозой для Европейского Союза. Ведь присоединение новых членов существенно осложняет функционирование Европейского Союза, Институциональная структура, созданная более 50 лет назад, когда в состав ЕС входило всего шесть государств, функционировала с большим напряжением уже в системе ЕС-12 и ЕС-15. Принятие новых 10-12 членов в условиях нереформированности организации может попросту парализовать ее работу.
Анализ источников формирования бюджета ЕС и основных направлений его использования свидетельствует о том, что еще до начала расширения на Восток ЕС должен завершить радикальную реформу бюджетной, региональной и аграрной политики. Не изменив ныне действующих процедур управления, ЕС, по существу, загоняет себя в институциональную ловушку, когда экономический потенциал стран, а следовательно, и их роль в формировании бюджета становятся совершенно не увязанными с их возможностями влиять на принимаемые в организации решения. Сказанное подтверждается данными табл. 1.
Переговоры по вопросам институциональных реформ, непосредственно затрагивающим интересы стран-претендентов на присоединение, начать!. Предлагаемые изменения касаются числа действующих в ЕС комиссий, увеличения числа вопросов, при решении которых требуется не единогласие, а квалифицированное большинство. Разрабатываются проекты переоценки "веса голосов" стран-членов, что наталкивается на серьезные конфликты интересов между различными странами - получателями и основными плательщиками в бюджет ЕС, старыми и новыми членами.
Одна из наиболее трудно решаемых задач на этапе присоединения -адаптация сельского хозяйства стран ЦВЕ к европейским стандартам. Осознавая это, страны-кандидаты, бесспорно, надеялись на получение значительных финансовых ресурсов от ЕС. Однако Единая сельскохозяйственная политика (ЕСП) Европейского Союза уже сегодня поглощает 50% его бюджета. Действующая в ЕС система поддержки сельского хозяйства давно признается неэффективной и ведущей к значительному перепроизводству в рамках Союза, когда значительная часть продукции может быть реализована только на внешних рынках по ценам. существенно ниже себестоимости. Очевидны направления необходимых изменений, в частности, существенное сокращение прямых субсидий товаропроизводителям. Однако попытки реформирования ЕСП на протяжении 2000-2002 гг. оказывались безуспешными в виду жесткой позиции ряда стран, прежде всего Франции. В результате возобладало мнение, согласно которому никаких реформ, предшествующих решениям или соглашениям ВС с ВТО по вопросам регулирования сельского хозяйства, быть не может.
Таким
образом, будущая модель поддержки
сельского хозяйства в рамках ЕС остается
неопределенной. В этой ситуации Союз
не намерен, да и практически не может,
оказывать какой-либо прямой финансовой
помощи странам ЦВЕ, тем более невозможно
расширение ЕСП на десять стран-кандидатов
из ЦВЕ в полном объеме.
Таблица 1. Основные показатели развития
стран-членов ЕС-27 и вес их голосов.
Группы стран | Доля в населении ЕС | Доля в ВВП ЕС | Доля в бюджете ЕС | Доля голосов в соответствии с Договором о ЕС в редакции 2001 г. |
Основные плательщики в бюджет ЕС Страны среднего уровня взносов в бюджет ЕС Страны-члены ЕС-15 со средним уровнем поддержки из фондов ЕС Страны-члены ЕС-15 с высоким уровнем поддержки из фондов ЕС Новые члены, претендующие на средний уровень поддержки из фондов ЕС Новые члены, претендующие на высокий уровень поддержки из фондов ЕС |
23,94 38,65 13,25 2,25 4,42 17,49 |
32,24 49,13 11,94 1,58 1,42 3,70 |
33,65 46,59 12,63 1,79 1,54 3,80 |
17,97 27,54 16,81 4,64 9,86 21,45 |
* Основные плательщики вносят те бюджет свыше 0,3% ЕС. Среди них Германия, Нидерланды, Швеция и Австрия. Страны среднего уровня взносов в бюджет ЕС вносят до 0,3% бюджета. В эту группу входит Дания, Франция, Италия, Финляндия и Великобритания. Страны-члены ЕС-15 со средним уровнем поддержки из фондов ЕС получают от Европейского Союза помощь в размере до 3% их валового национального продукта. В эту группу входят Бельгия, Испания, Ирландия и Португалия. Помощь в отношении стран-членов с высоким уровнем поддержки из фондов ЕС превышает 3% их ВНП. В группу входят очень разные по экономическому потенциалу страны - Греция и Люксембург. Новые члены со средним уровнем поддержки из фондов ЕС также должны получать до 3% национального валового продукта. По имеющимся оценкам, к их числу будут относиться Кипр, Чехия, Латвия, Мальта, Словения и Словакия. Новыми членами с высоким уровнем поддержки окажутся Полина, Эстония, Венгрия, Болгария, Литва и Румынии, чей ВНП более чем на 3% будет формироваться за счет помощи из фондов Европейского Союза. |
Информация о работе Возникновение и развитие Европейского Союза.