Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:50, реферат
Наро́дничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим («разночинским») этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу.
1870-е годы выдвигают
на первый план беспредельное
народолюбие; «кающиеся дворяне» (по меткому
выражению Н. К. Михайловского) всецело
посвящают свою жизнь на то, чтобы загладить
перед мужиком вековую вину барства-интеллигенции.
С конца 1860-х в крупных городах России
действовало несколько десятков народнических
кружков. Один из них, созданный С. Л. Перовской
(1871), влился в «Большое общество пропаганды»,
возглавляемое М. А. Натансоном[2]. В кружке
«чайковцев» (Н. В. Чайковский осуществлял
сношения с легальным миром, поэтому название
по его имени условно)[3] участвовали такие
в будущем известные революционеры как
С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин, Ф. В.
Волховский, С. С. Синегуб, Н. А. Чарушин
и др.
Много читавшие и
обсуждавшие труды Бакунина, «чайковцы»
считали крестьян «стихийными социалистами»,
которых осталось только «разбудить»
— пробудить в них «социалистические
инстинкты», для чего предлагалось вести
пропаганду среди столичных рабочих-отходников,
временами возвращавшихся из города в
деревню.
Весной и летом
1874 «чайковцы», а вслед за ними и члены
других кружков отправились для ведения
пропаганды в деревни Московской, Тверской,
Курской и Воронежской губ[4]. Это движение
получило наименование «летучей акции»,
а позже — «первого хождения в народ».
Переходя из деревни в деревню, сотни студентов,
гимназистов, молодых интеллигентов, одетых
в крестьянскую одежду и пытавшихся разговаривать,
как крестьяне, раздавали литературу и
убеждали крестьян, что царизм «более
терпеть нельзя». Но крестьяне относились
к чужакам настороженно, их призывы расценивали
как странные и опасные. К рассказам о
«светлом будущем» они относились, по
воспоминаниям самих народников, как к
сказкам («Не любо — не слушай, а врать
не мешай!»). Н. А. Морозов, в частности,
вспоминал, что спрашивал крестьян: «Ведь
земля божия? Общая?» — и слышал в ответ:
«Божия там, где никто не живет. А где люди
— там она человеческая». К осени 1874 «хождение
в народ» пошло на убыль и начались правительственные
репрессии. К концу 1875 более 900 участников
движения (из 1000 активистов) а также около
8 тыс. сочувствующих и последователей
было арестовано и осуждено, в том числе
по самому громкому делу — «Процессу 193-х».
В конце 1874 года в
Москве была создана группа под названием
«Всероссийская социально-революционная
организация». После арестов и
процессов 1875 — начала 1876 она целиком
вошла в созданную в 1876 новую,
вторую «Землю и волю» (названную
так в память о предшественниках).
Работавшие в ней М. А. и О. А. Натансон
(муж и жена), Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров,
О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб,
А. Д. Михайлов, позже — С. Л. Перовская,
А. И. Желябов, В. И. Фигнер и др. настаивали
на соблюдении принципов конспирации,
подчинения меньшинства большинству.
Эта организация представляла собой иерархически
построенный союз, во главе которого стоял
руководящий орган («Администрация»),
которому подчинялись «группы» («деревенщики»,
«рабочая группа», «дезорганизаторы»
и др.). Филиалы организации имелись в Киеве,
Одессе, Харькове и других городах. Предполагалось
осуществление крестьянской революции,
программа организации предусматривала,
что принципы коллективизма и анархизма
(бакунизм) будут основами государственного
устройства, наряду с обобществлением
земли и заменой государства федерацией
общин.
В 1877 году в «Землю
и волю» входило около 60 человек,
сочувствующих — ок. 150. Ее идеи распространялись
через социально-революционное обозрение
«Земля и воля» (Петербург, № 1-5, октябрь
1878 — апрель 1879) и приложение к нему "Листок
«Земли и воли» (Петербург, № 1-6, март-июнь
1879). Часть сторонников пропагандистской
работы настаивала на переходе от «летучей
пропаганды» к поселению революционеров
в деревне на продолжительное время для
ведения пропаганды (это движение получило
в литературе наименование «второго хождения
в народ»). На этот раз пропагандисты вначале
осваивали ремесла, которые должны были
пригодиться на селе, становились врачами,
фельдшерами, писарями, учителями, кузнецами,
дровосеками. Оседлые поселения пропагандистов
возникли вначале в Поволжье (центр —
Саратовская губерния), затем в Донской
области и некоторых других губерниях.
Была создана и «рабочая группа», чтобы
продолжать агитацию на заводах и предприятиях
Петербурга, Харькова и Ростова."Земля
и воля" организовала первую в истории
России демонстрацию — 6 декабря 1876 у Казанского
собора в Петербурге. На ней было развернуто
знамя с лозунгом «Земля и воля», выступил
с речью Г. В. Плеханов.
Народники Юга Российской
империи встали на путь терроризма,
представив это как организацию
актов самозащиты и мести за злодеяния
царской администрации. Затем, 24 января
1878[5] В. И. Засулич совершила покушение
на петербургского градоначальника
Ф. Ф. Трепова, распорядившегося высечь
политзаключенного-студента. В том же
месяце кружок В. Н. Осинского — Д. А. Лизогуба,
действовавший в Киеве и Одессе, организовал
убийства агента полиции А. Г. Никонова,
жандармского полковника Г. Э. Гейкинга
(инициатора высылки революционно настроенных
студентов) и харьковского генерал-губернатора
Д. Н. Кропоткина. 4 августа 1878 г. C. М. Степняк-Кравчинский
убил кинжалом петербургского шефа жандармов
Н. А. Мезенцева в ответ на подписание им
приговора о казни революционера Ковальского.
13 марта 1879 было совершено покушение на
преемника Мезенцева — генерала А. Р. Дрентельна.
Листок «Земли и воли» (главный редактор
— Н. А. Морозов) окончательно превратился
в орган террористов.
Ответом на теракты
землевольцев стали репрессии. По России
прошел десяток показательных политических
процессов с приговорами по 10-15 лет каторги
за печатную и устную пропаганду, было
вынесено 16 смертных приговоров (1879) уже
только за «принадлежность к преступному
сообществу» (об этом судили по обнаруженным
в доме прокламациям, доказанным фактам
передачи денег в революционную казну
и пр.). В этих условиях подготовку А. К.
Соловьевым покушения на императора 2
апреля 1879 многие члены организации расценили
неоднозначно: часть их протестовала против
теракта, считая, что он погубит дело революционной
пропаганды.
В мае 1879 террористы
создали группу «Свобода или смерть».
15 июня 1879 сторонники активных действий
собрались в Липецке для
Те, кто считал необходимым
отказ от методов террора (Плеханов,
Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод, Засулич и др.)
объединились в новое политическое образование,
назвав его «Черный передел» (имелось
в виду перераспределение земли на основании
крестьянского обычного права, «по-черному»).
Сторонники террора
создали организацию «Народная
воля». За короткий срок, в течение
года, народовльцы создали разветвленную
организацию во главе с Исполнительным
комитетом. В него вошли 36 человек, в том
числе Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер,
М. Ф. Фроленко. Исполкому подчинялось
около 80 территориальных групп и около
500 самых активных народовольцев в центре
и на местах, которым в свою очередь удалось
объединить несколько тысяч единомышленников.
Народовольцами было совершено 5 покушений
на Александра II (первое — 18 ноября 1879).
1 марта 1881 г. император был ими убит.
После этого начались
массовые аресты, завершившиеся серией
судебных процессов («Процесс 20-ти», «Процесс
17-ти», «Процесс 14-ти» и др.). Казнь
членов Исполкома «Народной воли»
была довершена разгромом ее организаций
на местах. Всего с 1881 по 1884 было репрессировано
около 10 тысяч человек.
16 отколовшихся от
«Земли и воли» и вошедших
в «Черный передел» народников-
В 1885 в Екатеринославе
собрался съезд южных народовольцев (Б.
Д. Оржих, В. Г. Богораз и др.). В конце декабря
1886 в Петербурге возникла «Террористическая
фракция партии „Народная воля“» (А. И.
Ульянов, П. Я. Шевырёв и другие). Они были
близки к марксизму — не признавали факта
существования капитализма в России, ориентировались
на рабочих — «ядро социалистической
партии». Народовольческие и идейно близкие
к ним организации продолжали действовать
и в 1890-е в Костроме, Владимире, Ярославле.
В 1891 в Петербурге работала «Группа народовольцев»,
в Киеве —"Южнорусская группа народовольцев".
В 1893—1894 «Социально-революционная
партия Народного права» (М. А. Натансон,
П. Н. Николаев, Н. Н. Тютчев и др.) поставила
задачей объединить антиправительственные
силы страны, но это ей не удалось. Среди
революционной молодежи выросла популярность
марксизма.
Во второй половине
1890-х небольшие
Информация о работе А. И. Герцен, создатель русского социализма