Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:00, контрольная работа
В царствовании Петра Великого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие их этих преобразований уходят корнями в XVII век. Социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.[1]
Введение……………………………………………………………...............3
1. Реформы Петра I. Особенности утверждения абсолютизма в
России……………………………………………………………. ………….4
1.1 Экономические преобразования…………………………………….4
1.2. Влияние церковной реформы на утверждение
абсолютизма…………………………………………………………….6
1.3. Влияние европеизации на процессы общественной жизни
……………………………………………………………………………7
2. Реформы Екатерины II «Политика просвещенного
абсолютизма»………………………………………………………………....8
Заключение…………………………………………………………………..11
Список использованной литературы……………………………………….12
НОУ ВПО «Институт законоведения и управления ВПА»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
История отечественного государства и права
Тема: «Абсолютизм в России: самобытность и европейское влияние»
Кафедра административных и финансово-правовых дисциплин
Выполнил |
|||
студент группы: |
2319 | ||
заочной |
формы обучения | ||
Специальность: 030900 «Юриспруденция» | |||
Ф.И.О. Романов Андрей Николаевич |
Тула 2012г.
План
Введение…………………………………………………………
1. Реформы Петра I. Особенности утверждения абсолютизма в
России……………………………………………………………. ………….4
1.1 Экономические преобразования…………………………………….4
1.2. Влияние церковной реформы на утверждение
абсолютизма…………………………………………………
1.3. Влияние европеизации на процессы общественной жизни
……………………………………………………………………………7
2. Реформы Екатерины II «Политика просвещенного
абсолютизма»………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….12
Введение
В царствовании Петра Великого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие их этих преобразований уходят корнями в XVII век. Социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.[1]
Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком
случае, как он это понимал) – недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы – Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику.
Деятельность Петра создала
России с культуры, образом жизни, технологиями европейкой цивилизации.
Ёще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они
затронули все слои общества, в отличии от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы – все это становилось делом всей страны.
Реформы Екатерины II также были направлены на создание мощного
абсолютического государства. Политика, проводимая ею в 60-х – начале 70-х гг., получила название политики просвещенного абсолютизма. Данная политика приближала момент перехода общественной жизни к новой, более прогрессивной формации.[2]
Время Екатерины II было временем пробуждение научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции.
1. Реформы Петра
1.1 Особенности утверждения абсолютизма в России
Экономические преобразования
В Петровскую
эпоху российская экономика, и
В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из
дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и на юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. Поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.[3]
В Петровскую
эпоху происходит резкое
Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами
строились города )на строительство Петербурга работало 40 тыс. крестьян),
мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.
Были проведены две переписи - 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г.
единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушенная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства.[4]
В промышленности
произошла резкая
пошлин (Таможенный устав 1724 г.).
Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но
использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных,
приписных, оброчных и др. – делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).
Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они, в основном, обслуживали тяжелую промышленность – металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а
также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.
Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные.[5]
Возникают мануфактуры во многих отраслях – стекольной, пороховой,
бумагоделательной, парусинной, красочной, лесопильной и многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышеволоцкого канала, способствовали развитию металлургии новых районах вывели Россию на одно их первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. В России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. – более 800 тыс. пудов ( с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. –
более 2 млн. пудов.
К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политики государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, поташ, пушнину, икру.
Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.
В результате Петровской
политики в экономической
1.2. Влияние церковной реформы на утверждение абсолютизма
Важную роль в
утверждении абсолютизма
Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах
государственной жизни. Была направлена прежде всего на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее – на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.
Поворот к новой
политике произошел после
церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.
Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно обращаться в Монастырский приказ. В последствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.
Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривает уничтожение института патриаршества и образование нового органа – Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в «Святейший правительственный Синод», официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентом – Феодосий Яновский и Феофан Прокопович.
Создание Синода
явилось началом
Принятие Духовного регламента фактически превратило русских
священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо – обер-прокурор.
Реформа церкви осуществлялось параллельно с податной реформой.
Проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для
Информация о работе Абсолютизм в России: самобытность и европейское влияние