Абсолютная мгнархия во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание

Возникновение абсолютизма было вызвано объективными причинами развития государства и общества:
- зарождение новых капиталистических отношений, вызванных ростом городов, производства, новых экономических институтов,
- появление нового класса буржуазии вследствие имущественной дифференциации 3-го сословия;
- архаичность феодальной собственности на землю тормозило экономический прогресс. В силу этого новый класс был заинтересован в сильной власти короля, ограничившей зависимость от феодала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………................................................3
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА ОТ СОСЛОВНО- ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ К АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ……………………………………………………………………...5
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ.…..…………...……………...……5
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ……………………………….……………………………………..9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…..…………..59
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………..……………………...63

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларусь КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 37.79 Кб (Скачать документ)

Но абсолютных монарх ревниво относится  к своей власти и не хочет терпеть  никаких ограничений, даже таких, которые  освящены традицией. Поэтому даже «узкий»  совет начинает казаться королю чрезмерно  широким и при Франциске I вместо него и наряду с ним появляется «деловой совет» короля. В нем заседают 4-5 человек. Иногда он превращается в совещание короля с 1-2 своими любимцам, и тогда дела начинают решаться на московский манер «сам третей у постели». Так же недружелюбно и подозрительно относится король и ко всем прочим освященным традицией учреждениями, как периодически собираемым, так и постоянным.

Одним из таких учреждений был королевский  парламент – высшая инстанция  королевского суда. С середины ХV в. члены парламента стали несменяемыми, с начала ХVI в. они становятся фактически наследственными владельцами своих должностей, которые они покупают иногда за весьма значительную сумму. Они превращаются, таким образом, в сплоченную корпорацию привилегированных фамилий, буржуазных по происхождению, но получивших в большинстве случаев от короля дворянское достоинство [10, с.170].

Деятельность королевского правосудия имела огромное значение как средство усиления королевского авторитета, средство борьбы с феодальными сеньорами. Парламент как олицетворение  этого правосудия сыграл крупную  роль в деле территориального объединения  монархии. Политическая роль парламента была закреплена традицией, которая  превращалась в молчаливо признаваемое королем право парламента регистрировать королевские указы и отказывать в их регистрации в том случае, если они, по мнению этого высокого учреждения, противоречили прежним  указам или обычаям страны. Это  право «ремонстрации» высоко ценилось парламентом как показатель его  политического значения.

Вполне естественно, что абсолютный монарх непрочь был теперь, когда дело объединения страны было завершено, освободиться от опеки подобного учреждения или по крайней мере ослабить его влияние. В связи с этим еще при Людовике ХI появляется особое отделение Королевского совета, так называемый Большой совет, составлявшийся из нескольких членов Королевского совета и ученых экспертов-юристов и их секретарей. Сюда король отзывал на собственное рассмотрение ряд дел из парламента. В ХVI в. особенно начиная с Франциска I и его сына Генриха II (1547 - 1559), королевские эвокации, т.е. перенесение дел из парламента в Большой совет по особому приказу короля, становятся особенно частыми, и короли сознательно расширяют компетенцию Большого совета в ущерб парламенту и Счетной палате, которой принадлежало по традиции право разбора судебных дел по вопросам, связанным с взиманием прямых и косвенных налогов.

Если абсолютный монарх стремится ослабить таким путем силу старых постоянных учреждений, без которых он не может обойтись, и превратить их в послушных исполнителей своей «доброй воли», то в еще меньшей степени он считается с учреждениями, периодически созываемыми. Генеральные Штаты, после того как, начиная с 1439г., короли стали собирать налоги без их разрешения, потеряли прежнее значение. Разноголосица среди «сословий и чинов» и полное бессилие Штатов обнаружилось уже в 1484г, и после этого Штаты не созывались вплоть до 1560г. Их частные созывы во второй половине ХVI в. были прямым результатом упадка, переживаемого королевской властью. Едва она снова окрепла (при Генрихе IV), Штаты снова перестали созываться [10, c.171].

Те же тенденции усиления бюрократии и централизации замечаются и  в местном управлении. Представители  старой администрации – бальи, сенешалы, прево и губернаторы с их чрезвычайно неопределенной административно-судебной и военно-административной компетенцией, вольности и автономия муниципальных учреждений, правда, не исчезают в ХVI в. совсем, но постепенно оттесняются на второй план новыми учреждениями, гораздо более послушными приказаниям, идущим из центра. Губернаторы, например, назначались королем по традиции из местной знати и были военной властью в своих губернаторствах. Теперь же они дублируются лейтенантами, назначаемыми королем из своих людей и полностью зависящими от короля. В их ведении находятся отряды постоянных войск и наемников, крепостные гарнизоны и, что особенно важно, склады армейского вооружения и амуниции, включая сюда и начавшую играть важную роль в ХVI в. артиллерию. К концу ХVI в. в провинциях появляются и такие агенты центральной власти, как интенданты, ставшие в ХVII в. всесильными исполнителями приказов из центра [11, с.11]. Наряду со старыми судебными учреждениями Генрих II насаждает (1552) в каждом судебном округе Франции, в каждом из так называемых бальяжей, президиальные суды и сразу продает 550 новых должностей советников этих судов.

Наиболее ярким показателем  роста королевской власти были, однако, не судебные и не военные нововведения, а финансовая организация абсолютизма, связанная с непрерывным ростом налогов, как прямых, так и косвенных. Административно-бюрократическая машина абсолютизма уже висела тяжелым грузом на плечах податного населения. Роль абсолютизма, как охранителя привилегий господствующих классов и в то же время покровителя развивающегося капитализма, сказывалось в безмерном увеличении налогового бремени, лежащего не только на французском мужике и ремесленнике, но и на торговце и предпринимателе.

Нам нет нужды подробно описывать  здесь финансовые учреждения ХVI в., чрезвычайно сложные и запутанные. Достаточно сказать, что и в них заметно стремление к централизации как сбора налогов, так и отчетности, выразившееся в создании по указу 23 декабря 1523 г. так называемой сохранной казны и зависящих от нее учреждений и должностных лиц. В целом можно сказать, что прямые налоги – талья, собираемые непосредственно чиновниками короля, и косвенные налоги, сдававшиеся с ХVI в. на откуп компаниям капиталистов, показывали непрерывную наклонность к росту. Так, например, талья с 1517 г. по 1543 г. выросла без малого в два раза (с 2400 тыс. до 4600 тыс. ливров) [10, с.172]. Если принять во внимание, что дворянство и духовенство были освобождены от прямых налогов, что от них было освобождено довольно внушительное число привилегированных слоев буржуазии, главным образом служилой, то станет понятным, что налоговое бремя, лежавшее на крестьянстве, ремесленниках и известной части городского населения, росло значительно быстрее, чем рост доходов казны в целом.

Этим объясняется то обстоятельство, что беспорядки, бунты и мятежи, крестьянские восстания и, особенно, восстания городских низов, чрезвычайно многочисленные в ХVI и ХVII вв., в огромном большинстве случаев имели своим поводом введение новых налогов и были направлены в первую очередь против агентов фиска и лишь в дальнейшем своем развитии превращались в движение против феодальных порядков в целом. Но именно многочисленность таких восстаний и бунтов, подавляемых централизованной властью абсолютной монархии, показывает, что машина государственного принуждения действовала безотказно и крестьянские восстания были бессильны свергнуть абсолютную монархию. Ее могла опрокинуть только буржуазная революция, но для нее в ХVI в. еще не было необходимых условий [10, с.173].

 

 

Заключение

Абсолютизм был последним этапом в развитии французского феодального  государства.

Возникновение абсолютизма было вызвано  объективными причинами развития государства  и общества:

- зарождение новых капиталистических  отношений, вызванных ростом городов,  производства, новых экономических  институтов,

- появление нового класса буржуазии  вследствие имущественной дифференциации 3-го сословия;

- архаичность феодальной собственности  на землю тормозило экономический  прогресс. В силу этого новый  класс был заинтересован в  сильной власти короля, ограничившей  зависимость от феодала.

Процесс утверждения абсолютизма  во Франции начался в конце XV в. Произошла централизация королевской власти, которой подчинялась вся территория государства. В XVI в абсолютизм во Франции носил прогрессивный характер: 1) способствовал территориальному объединению Франции как единого государства; 2) устанавливал единые принципы экономического развития, судебной системы, административного управления.

Великие просветители XVII-XVIII вв. Вольтер, Руссо в своих трудах не только критиковали абсолютизм, но и выработали новую концепцию государственной  власти, основанную на ее разделении.

В XVIII в. абсолютизм стал тормозом общественного  прогресса. Великая французская  буржуазная революция конца XVIII в. (1789-94 гг.) уничтожила абсолютный строй - монархия прекратили существование.

 

 

Список использованной литературы

1. Батыр  К.И. История феодального государства  Франции. М., 1975.

2. Всемирная  история. Энциклопедия. Том 4. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958.

3. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. – М.: Эксмо, 2002.

4. История  государства и права зарубежных стран /Под ред.К.И. Батыра. – М.: Проспект, 2006.

5. История  государства и права зарубежных стран /Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – М.: Юрист, 1995.

6. Корсунский  А.Р. Образование раннефеодального  государства в Западной Европе. М., 1963.

7. Омельченко  О.А. Всеобщая история государства  и права: Учебник. – М.: Кнорус, 2001.

8. История  средних веков. Том  1./Под ред. З.В.Удальцовой и С.П.Карпова. – М.: Высш. шк., 1990.

9. История средних веков. Том 2./Под ред. З.В.Удальцовой и С.П.Карпова. – М.: Высш. шк., 1991.

10. История  Франции. Том 1./Под ред. А.З. Манфреда, В.М. Далина, В.В. Загладина, С.Н. Павловой и С.Д. Сказкина.- М., 1972.

11. А.В.  Мельникова. Интенданты провинций  в системе французского абсолютизма.  Автореферат канд. диссертации. М., 1951.

12. Всеобщая  история государства и права  зарубежных стран: курс интенсивной подгот./ Д.Е. Тагунов, В.В. Сажина.- Минск: ТетраСистемс, 2007.

13. История государства и права зарубежных стран: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / Н.И. Ильинский.- М.,: Изд-во деловой и учеб. лит., 2006.

14. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2т. Издание второе, исправленное и дополненное. Т.1-М.: ТОН-ПРИОР, 1999.

15. Очерки  истории Франции. Л., 1957.

16. Люблюнская А.Д. Французский абсолютизм в первой трети XVIIв.

 


Информация о работе Абсолютная мгнархия во Франции