Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:09, реферат
На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн.
В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале XVI века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610—1715).
Черты абсолютной монархии в разных странах.
На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн.
В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале XVI века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610—1715).
В Англии пик абсолютизма пришёлся на правление Елизаветы I Тюдор (1558—1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах.
Сильная королевская власть установилась в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило формироваться классу предпринимателей, и испанский абсолютизм выродился в деспотию.
В Германии абсолютные монархии складывались не в общенациональном масштабе, а в рамках отдельных княжеств.
Особенности абсолютизма
в различных странах
Абсолютизм имеет следующие черты : формирование институтов публичной власти — это созданный собственный бюрократический аппарат во дворе и на местах, постоянная наемная армия, налоговая и фискальная система, аппарат насилия-полиция, судебная система, унифицированное государственное право, происходит эволюция органов сословно-представительной монархии, при которой происходит ликвидация привилегий феодальной аристократии, и при которой сословные органы эволюционируют в структуры публичной власти — это Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии, кортесы в Испании, ландтаги и рейхстаг в Германии, ригсдаг в Швеции, сеймы в Речи Посполитой, Земские соборы в России; также происходит изменение отношений государства и церкви — государство деспотично подчиняет себе церковь. Происходит также персонификация власти монарха в периоде т. н. раннего абсолютизма, при котором монархи олицетворяли власть, а далее происходит переход к бюрократическому абсолютизму. Идея абсолютной власти воспевалась в пиар-компаниях, в которых римские юристы, гуманисты, философы просвещали общество в данной актуальной идее.
Органы
сословного представительства
в странах западной
Европы
Сословно-представительная монархия -
форма феодального государства, при которой
власть короля или крупных территориальных
князей (в Германии, Нидерландах) сочеталась
с наличием сословно-представительных
учреждений. Складывалась в большинстве
стран Европы в 13—14 вв. (в Кастилии в 12
в., в Венгрии и Польше в 15 в.) в процессе
формирования общегосударственных сословий
(в масштабе целых стран) и органов сословного
представительства — центральных (парламент
в Англии, Генеральные штаты во Франции,
кортесы в Испании, сейм в Польше, Чехии,
риксдаг в Швеции и др.) и местных (например,
провинциальные штаты во Франции и Нидерландах,
воеводские сеймики в Польше и др.). Сословное
представительство в виде земских соборов
существовало также в России в 16—17 вв.
Складывание этой относительно централизованной
формы феодального государства было связано
с ростом городов, товарного производства
и обмена, с изменениями вследствие этого
форм эксплуатации крестьянства, с обострением
на этой почве классовой борьбы в деревне,
а также борьбы внутри класса феодалов
и противоречий последних с городским
сословием. Главной опорой Сословной монархии
были в большинстве стран низшие и средние
слои класса феодалов, нуждавшиеся в сильном
государственном аппарате для более эффективной
эксплуатации крестьян и защиты от притеснений
крупных феодалов. Активно поддерживали
Сословную монархию и горожане, стремившиеся
к ликвидации феодальной раздробленности,
а в некоторых странах также верхушка
свободного крестьянства. Опираясь на
эти слои в политической борьбе с крупными
феодалами-сепаратистами, лавируя между
сословиями, король (или территориальный
князь) концентрировал в своих руках судебную,
военную и финансовую власть, создавал
относительно сильный государственный
аппарат в центре и на местах, вводил общегосударственное
законодательство и налогообложение.
Необходимость создания сословно-представительных
собраний диктовалась в первую очередь
тем, что королевская власть в условиях
феодально-сословного строя ещё не могла
обойтись без согласия сословий на сбор
налогов, необходимых для содержания армии
и государственного аппарата, а также
на важнейшие внутри- и внешнеполитические
мероприятия.
Общим для сословно-представительных
учреждений было: решающее влияние в них
сословий феодалов — духовенства и дворянства,
подчинённая роль городского сословия,
отсутствие представителей феодально-зависимого
крестьянства (лишь в сословных собраниях
Кастилии и Швеции участвовали депутаты
свободного крестьянства). Эти собрания,
как правило, были враждебны крестьянству:
выступали против освобождения от личной
зависимости, активно способствовали
его дальнейшему закрепощению, санкционировали
увеличение налогообложения крестьян.
Там, где представители разных сословий
(особенно мелкие феодалы и горожане) действовали
сплочённо, эти собрания добивались известной
политической самостоятельности и налагали
некоторые ограничения на королевскую
власть в вопросах налогообложения, реже
— законодательства. Чаще же сословные
собрания обладали лишь совещательными
функциями. В целом, за исключением Польши,
они, несмотря на отдельные конфликты
с королевской (княжеской) властью, скорее
укрепляли её, санкционируя её централизаторские
усилия. Формой феодального государства,
сменившей Сословную монархию в большинстве
стран Европы, была абсолютная монархия.