Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:48, реферат
Она длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов ОКСВ. Общие потери нашей страны в этой войне составили 13 833 человек. Пропали вести и были захвачены в плен 330 человек
Честно признаем: та война принесла неисчислимые беды, страдания и афганскому народу течение девяти лет погибло более миллиона афганцев. И солдат революции, и оппозиционеров, и мирных жителей, оказавшихся под перекрестным огнем "своих" и "шурави" (советских).
План.
1. Общие сведения о войне
2. Основная часть
2.1. Пролог трагедии
2.2. 1980 год
2.3. 1981 год
2.4. 1982 год
2.5. 1983 год
2.6. 1984 год
2.7. 1985 год
2.8. 1986 год
2.9. 1987 год
2.10. 1988 год
2.11. 1989 год
3. Заключение
4. Приложение
5. Список литературы
Министерство
сельского хозяйства Российской
Федерации
ФГОУ
ВПО Дальневосточный
Кафедра
истории
РЕФЕРАТ
«Афганская
война»
Выполнила: студентка 1 курса
ФЭИ группа 6117Федосеева О.Е.
Проверила:
Стрельцова Т.П.
Благовещенск, 2008 год
План.
Она длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов ОКСВ. Общие потери нашей страны в этой войне составили 13 833 человек. Пропали вести и были захвачены в плен 330 человек
Честно признаем: та война принесла неисчислимые беды, страдания и афганскому народу течение девяти лет погибло более миллиона афганцев. И солдат революции, и оппозиционеров, и мирных жителей, оказавшихся под перекрестным огнем "своих" и "шурави" (советских).
Еще и еще раз пробегаем глазами скорбный список. Он мало о чем расскажет непосвященному: каждый из павших вызывает острое чувство жалости и утраты. Им, двадцатилетним, жить - да жить! А они с беззаботной улыбкой, с интересом оглядывая фантастические пейзажи, перешагнули границу, разделявшую не просто два государства, а нечто большее - жизнь и смерть.
В середине 50-х в Афганистан пришли первые группы специалистов из СССР. Строили предприятия, прокладывали дороги, линии электропередач, перекидывали через речки и ущелья мосты: мирные заботы мирных людей. Могли ли тогда предполагать отцы, что через четверть века по их стопам придется пойти сыновьям, но с иной целью. И те, и другие географию страны, ее традиции, обычаи, уклад жизни, да и самих людей изучали и узнавали не по кинолентам и учебникам, а прямо в деле, заключалось ли оно в строительстве объекта или в яростном бою.
Им
было, в среднем, по двадцать... Как
это много в измерении
Они навсегда остались в памяти родных и близких, земляков - всех, кто их знал лично. Их образы, имена обрели иной смысл и содержание: мы, живые, должны ощущать кровное родство с их осиротевшими родителями, детьми, вдовами.
"О
мертвых - или ничего, или только
хорошее". Давайте не согласимся
хотя бы ради справедливости.
Они совершали ошибки. Не все
заслоняли собой от душманской
пули командиров или вызывали
огонь на себя. Гибли и по
неопытности, безрассудству.
В
Афганистане воины из ограниченного
контингента с первых же дней знакомились
со многими своеобразными
Предприятие - символ прежней дружбы - стало костью в горле контрреволюции. Оно не просто давало мощный импульс экономическому развитию округи, но и крепило ряды местной организации НДПА. И душманы устраивали диверсии на комбинате, охотились за его партийными активистами. Не гнушались ничем. Напали на местную школу: на глазах детей убили двух учителей, а одной девочке, дочери члена комитета НДПА Мазари-Шарифа, плеснули в лицо кислотой...
Спустя менее десяти лет после пуска комбината отцов на строительных площадках сменили их дети. Только держали они в руках не мастерки каменщиков и молотки плотников, а автоматы.
И все-таки - спросите простого афганца, на земельный надел которого подана вода, а в дом - свет и тепло, кишлак которого благодаря "бетонке" и мостам через пропасти приблизился к столице, цивилизации на расстояние часовой доступности, спросите у горца, чьих детей спас от смерти русский врач, спросите у многих других, близко соприкоснувшихся и с первой, и со второй волнами советского "нашествия" - и в глазах непременно заметите ласковый блеск: "О, шурави, спасибо!".
Конечно же, большая половина промолчит, даже если люди испытывают к нам дружеское расположение, признательность за помощь: страх и теперь гуляет по горным селениям и городам, в том числе и по Кабулу.
Безусым
мальчишкам, по-видимому, было страшно,
хотя ни один не подавал вида. Страшно
было остаться наедине с самим
собой. Страшно даже в автомобильной
колонне, когда впереди, и сзади
тебя до боли в суставах сжимают "баранки"
твои сверстники: дорога, как кровяная
артерия, связывала наш Таджикистан
с северными провинциями
Как говорят в народе, хорошо, если смерть настигнет внезапно: ни боли, ни страданий, раздумий. Но бывает и по-другому. Уже в начальный период войны нередко приходили сообщения такого рода:
"Это случилось в Герате. Рядовой Сергеев, попал в душманский плен. Несмотря на пытки на допросах, не пошел на соглашательство с врагом. Изуверы ослепили бесстрашного воина".
Г. В. Гришаков, водитель в/ч 50756 19 мая 1980 года пишет домой: "Положение сейчас очень серьезное. Почти каждый день выступления против нас. Все недовольны советской властью. В Джелалабаде басмачи целую роту, примерно 80 человек зарезали. Там очень тяжело нашим ребятам...".
Письмо сержанта Н. А. Колпачкова (в/ч 51931) домой:
"Душманы очень любят поиздеваться над нами, солдатами. Недавно к нам в полк привезли двух изуродованных солдат. У них выколоты глаза, отрублены руки и ноги, обрезаны уши и нос, "тела все истыканы штыками...".
Несколько эпизодов из бесконечной вереницы, чаще всего замалчиваемых даже в ограниченном контингенте, не говоря о стране. Туда же шли трафаретные извещения военкоматов.
Первыми жертвами той войны были, бесспорно, водители, потому что они торили тропу к Гиндукушу...
По пыли дорожной, среди гор пустынных
Мы ведем машины в город Файзабад.
Коротка дорога, нет камней лавинных,
Только мины да обстрелы поджидают нас.
Мы еще не асы, нам по девятнадцать,
Года два, не больше, сидим мы за рулем,
Но уже успели, и не станем хвастать,
Кое-что отведать в скалах, под огнем.
Эх, водители-водители! Короли горных дорог! У каждого свой опыт, привычки. На бортах иногда имена погибших друзей-водителей. Один рейс через перевал Саланг - событие, десяток - подвиг, отмечаемый обычно на дверце кабины красной звездочкой, двадцать рейсов - двумя. Точь-в-точь как в годы Отечественной рисовали звезды на фюзеляжах самолетов за сбитые вражеские машины. И здесь требовалось такое мужество, выдержка, терпение, каких человек и не подозревал в себе. Саланг... Не ошибиться бы: существует ли где-либо в мире автомобильный перевал, лежащий выше этого, выше 3300 метров? Дорога - извилистый и крутой серпантин: левым бортом царапаешь отвесные скалы, прижимаясь к ним, желая слиться с надежным камнем, потому что правый борт чуть ли не висит над бездонной пропастью. Тысячи машин полируют бетонное полотно до блеска, а когда образуется гололед - лучше не выезжай на трассу. Но выезжать надо. И необходимость эту диктовала порой не столько военная обстановка, сколько долг водителя, точнее - понимание этого долга перед теми, кто ждет на том конце дороги продукты, горючее, а то и просто кирпич, цемент, сантехнические трубы. Двое суток - подъем на низкой скорости, под надрывный гул двигателя, готового вот-вот задохнуться из-за разреженного воздуха. Спуск еще опасней, хотя он и поровней: не дай Бог откажут тормоза или просто "понесет" - либо врежешься в поворотную скалу, либо пнешь впереди идущий грузовик, либо слетишь в пропасть. Это не нагнетание страхов. Это простое объяснение, почему на машинах рисовали звезды за рейсы, трудные в мирных условиях, и невероятные - под обстрелом.
Хайратон - Саланг - Кабул... В чемоданах ребят бережно хранились вымпелы - "За сорок рейсов", еще один - "За шестьдесят рейсов". Последних было слишком мало, потому что редко кто из водителей накручивал шоферский стаж за два года.
Да, все они - солдаты Саланга, несмотря на то, что большинство было занято на перевозке мирных грузов. Солдаты, потому что душманы не оставляли дорогу в покое, стремились вывести ее из строя: минировали, обстреливали машины, отбивали оставшиеся. Пулеметная очередь, засада ожидали за каждым поворотом каждым выступом. А простора для маневра нет - и шофер должен быть в постоянном напряжении, неусыпной готовности дать отпор, сориентироваться, доставить по назначению груз, а главное постоять за себя, выйти из переплета живым. Защитник и надежда - автомат в кабине и мотор под капотом.
Мамы-мамочки,
если б вы знали, как ваши дети в
часы смертельной опасности
"Русская
земля! Родимая
земля!
Дай мне силы встать...
Обними меня листвой,
Исцели меня травой.
Дай мне жизнь одну.
Дай мне смерть одну.
Дай мне тишину..."
А. Карпенко
Итак, 1980-й, первый год необъявленной войны, как и следовало ожидать, закончился с тяжелыми последствиями и для той, и для другой стороны.
Похоронки, за редким исключением, получали все регионы громадной страны: одни - чуть меньше, другие - побольше. Потери несли не "патрулирующие подразделения", как предполагалось вначале, а воинские части в боевых операциях.
Информационный вакуум не давал возможности обобщить, осознать размах и жестокость происходящего. Напротив, людей трогательно убаюкивали легендами о героизме патриотов-афганцев, молодых бойцах республики, поднявшихся на защиту "революционных завоеваний". Факт бесспорный: они действительно дрались самоотверженно.
Еще
полно сообщений даже в середине
года о советской помощи Афганистану
- кредитами, техникой, продовольствием,
о строительстве предприятий, дорог,
ирригационных систем. О боевых действиях
с нашим участием - по-прежнему ни
слова. А уже гибли солдаты-