Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:53, реферат
Изучение истории кыргызов и Кыргызстана в 20-м веке незыблемо связано с именем Александра Натановича Бернштама (1910-1956гг.), выдающегося русского советского ученого, археолога, этнолога и культуролога. Он был настолько привязан к кыргызской и тюркской истории и культуре, поэтому «легко было» обвинять его в начале 1950-х годов в кыргызском национализме и пантюркизме. В самый расцвет творческой жизни он на несколько лет был отстранен от преподавания и научно-экспедиционных работ. Лишь после смерти И.Сталина, в начальные годы хрущевской «оттепели», для его судьбы истина начала торжествовать. Увы, он скончался 10 декабря 1956 г., когда ему было всего 46 лет.
Александр Бернштам и неотпразднованный 1100-летний юбилей эпоса «Манас»
Тынчтыкбек Чоротегин
Изучение истории кыргызов
и Кыргызстана в 20-м веке незыблемо связано
с именем Александра Натановича Бернштама
(1910-1956гг.), выдающегося русского советского
ученого, археолога, этнолога и культуролога.
Он был настолько привязан к кыргызской
и тюркской истории и культуре, поэтому
«легко было» обвинять его в начале 1950-х
годов в кыргызском национализме и пантюркизме.
В самый расцвет творческой жизни он на
несколько лет был отстранен от преподавания
и научно-экспедиционных работ. Лишь после
смерти И.Сталина, в начальные годы хрущевской
«оттепели», для его судьбы истина начала
торжествовать. Увы, он скончался 10 декабря
1956 г., когда ему было всего 46 лет.
Историк и публицист Тынчтыкбек Чоротегин в своей очередной статье проливает свет на попытки А.Н.Бернштама связать празднование эпоса «Манас» с эпохой Кыргызского великодержавия.
|
Александр Бернштам |
Конечно, нельзя сказать, что Александр Бернштам был одинок в усилиях организовать условное празднование тысячестолетия эпоса «Манас» в далеких 1940-х годах советского Кыргызстана.
Ведь мы знаем, что еще с 1922 года начались систематические записи вариантов эпоса «Манас» по решению комиссии по науке советского Туркестана. В 1935-39 гг., параллельно со сталинскими репрессиями против выдающихся ученых-кыргызоведов и манасоведов (в том числе Е.Д.Поливанова, блестящего переводчика эпизодов эпоса, и Касыма Тыныстанова, первого кыргызского профессора в полном смысле слова и др.) шли и обсуждения о дальнейшем углубленном изучении эпоса «Манас». А 23 марта 1940 года на заседании Совета Народных Комиссаров Кыргызской ССР была обсуждена подготовка к празднованию кыргызского героического эпоса «Манас».
Тогда шли первоначальные рекогносцировки кыргызских интеллектуалов для создания художественного фильма о Манасе. Поэт и драматург Джоомарт Боконбаев (1910-1944), ровесник Александра Натановича, погиб во время автокатастрофы, когда посещал разные места Прииссыккулья для съемки художественного фильма по эпизодам эпоса «Манас».
Кстати, данный эпос
был важен для повышения
Именно в те военные годы А.Н.Бернштам жил и работал в Кыргызстане. Он, наряду с археологическими экспедициями и организацией работ по созданию Кыргызского филиала АН СССР (будущей Национальной академии Кыргызстана), осуществил колоссальную работу по изучению материалов письменных источников на разных языках по истории кыргызов и Кыргызстана.
Именно в те годы А.Н.Бернштам был самым авторитетным ученым-историком, который предложил связать условное празднование юбилея дастана «Манас» с эпохой возвышения Великого Кыргызского каганата (по выражению академика В.В.Бартольда – «Кыргызского великодержавия»).
Поэтому он предложил датировать эпос именно 1100-летием, а не просто 1000-летием, и связал происхождение данного эпоса с событиями 840-847 гг., когда относительно локальный (южносибирский каганат) кыргызов стал огромной кочевой державой, объединившей широкие просторы Внутренней и Центральной Азии середины 9-го – начала 10-го веков. (Этот тезис об условной датировке эпоса 1100-летием, кстати, был поддержан впоследствии и казахским академиком, манасоведом М.О.Ауэзовым).
«Эпос, - отметил А.Н.Бернштам, - эта устная летопись народа, чрезвычайно богат как в смысле отложившихся в нем исторических фактов, так и в смысле отражения народной мудрости» (См.: Бернштам А.Н. Эпоха возникновения киргизского эпоса «Манас» // «Манас» - героический эпос киргизского народа. – Фрунзе, 1968. – С. 177).
Эта мысль Александра Натановича перекликается и с мнением музыковеда В.Власова, который писал, что с именем Манаса у кыргызов с давних пор связаны лучшие надежды на будущее. А одной из надежд было восстановление утраченной государственности, и народ уповал на дух Манаса, олицетворявшего собой прекрасные качества государственных мужей и богатырей многих поколений кыргызской нации, поколений, рассыпанных во тьме более чем двух тысячелетий.
8 сентября
1945 года Бюро ЦК КП Кыргызстана
решило праздновать юбилей
Полагаю,
А.Н.Бернштам с досадой прочел бы
сентенции некоторых
Хотя некоторые тезисы А.Н.Бернштама (в частности, его попытки связать личность Манаса с предложенным им «Йаглакар-ханом» («Яглакар-ханом») из-за неточной интерпретации надписи эпохи Великого Кыргызского каганата, найденной в местности Суджийн-Даван на севере нынешней Монголии) были справедливо раскритикованы последующими учеными-тюркологами, но его видение одной из важных эпох истории кыргызов – возвышение Великого Кыргызского каганата, как одну из отправных точек истории создания эпоса «Манас» - до сих пор остается популярным. Оно противоречит тому, как в 1995 году спешно отпраздновали у нас условное тысячелетие эпоса «Манас» (в 1994 году, когда шли подготовительные мероприятия к данному юбилею, многие наши земляки и не догадывались, что на носу были важные президентские выборы после «умерщвления» «легендарного Жогорку Кенеша»).
Если
бы тогда, в далеком 1947 году, в советском
Кыргызстане условно
Лишь в ноябре 2012 г., т.е. спустя 70 лет, ученые-кыргызоведы и общественность Кыргызстана смогли отметить 1170-летний юбилей образования Великого Кыргызского каганата, но теперь не было необходимости связать это с эпосом «Манас». Ведь, как утверждали манасоведы еще в советское время, многие ранние эпизоды эпоса «Манас» восходят аж к эпохе древних хуннов – к 3-1 векам до нашей эры, а самые поздние – к 16-18-м векам нашей эры!
Как говорят наши земляки, видимо, дух Александра Бернштама, кыргызского националиста, оборачивался с облегчением, когда наконец-то свободно отметили в Ала-Тоо эту дату из истории кыргызской государственности под эгидой президента суверенного Кыргызстана.
Массовая репрессивная компания в СССР и ее отражение в Кыргызстане. Массовые репрессии в Кыргызстане начинаются во время гражданской войны, а затем и в 1920-е годы в связи с разгромом в Средней Азии политических партий, некоммунистических движений и общественных организаций. Компания по очистке партии от врагов. Ликвидация кулачества как класса. В рез-те перегибов, просчетов в ходе коллективизации – снижение уровня жизни населения, рост недовольства. С целью отвлечения внимания людей была взята политика, внушающая, что в трудностях виноваты «враги народа». Это создало условия для продолжения репрессий, устранения неугодных. Репрессированы мн.извест.деятели: учены-лингвист Поливанов (как троцкист), нач.сельхозотдела облком.партии Тынаев (прав.оппортунист), ученый Тыныстанов (бурж-националист, враг народа.). в сент.1933 г. Ю. Абдрахманов обвинен в национализме и снят с работы. В июне 1937 г. –разоблачен «антисоветчик» А. Сыдыков. За 8 лет регион.самостоятельности – 4 чистки, множество талант людей, науки и культуры репрессированы. Другие – от страха – безинициативны, несамостоятельны. До 1934 г. наказание – снятие с должности, после 17 сьезда – физич.уничтожение, поводом послужило убийство Кирова 1 дек.1934 г.. в августе к расстрелу приговорены 16 быв.соратников Сталина. В 1938 г. по обвинению в создании «Социал-Туранской партии» расстреляны Ю. Абдрахманов, И.Айдарбеков, Т.Айтматов, Б.Исакеев, Э.Эсенаманов, А.Орозбеков, Ж.Саадаев, К.Тыныстанов, О.Алиев, А.Жээнбаев, О.Тынаев. В конце 1940-х и начале 1950-х годов были репрессированы многие деятели науки и культуры. По обвинению в национализме подвергнуты аресту литераторы и ученые Т. Байджиев, Т. Саманчин, 3. Бектенов и многие другие. Смерть И.В. Сталина 5 марта 1953 года прервала полосу репрессий. В СССР началась работа по реабилитации жертв массовых репрессий. По некоторым данным количество репрессированных в Кыргызстане составило примерно 40 тысяч человек (на 2 млн. жителей Кыргызстана), на сегодняшний день реабилитировано более 15 тысяч. Где находятся захоронения многих, неизвестно. А место захоронения 137 видных государственных и партийных деятелей, расстрелянных в ноябре 1938 года в урочище Чон-Таш - Ж. Абдырахманова, Т. Жолдошева, Х. Шорукова, М. Белоцкого, Э. Эсенаманова, К. Тыныстанова, А. Орозбекова, М. Амосова, Б. Исакеева, Ж. Саадаева, Т. Айтматова, Х. Жеенбаева и других обнаружено только весной 1992 года |
Информация о работе Александр Бернштам и неотпразднованный 1100-летний юбилей эпоса «Манас»