Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 04:31, реферат
Александр Николаевич был и навсегда останется в истории народа русского личностью весьма яркой и противоречивой. Названный своими политическими противниками царем – Освободителем с большой буквы, Александр II по праву может считаться таковым. Действительно, император, так или иначе, пытавшийся вывести свою страну на дорогу более быстрого прогресса, разрушивший варварскую крепостническую систему и нарушивший безгласие общества, не может носить менее громкого прозвища - титула.
Введение...................................................................................3
II. Глава I. Становление личности царя-Освободителя...................................................................................5
III. Глава II. Правление Александра II. Реформаторская деятельность.................................................................................10
IV. Глава III. Внешняя политика Александра II.....................15
V. Заключение ("за несколько минут до смерти...").......................................................................................18
VI. Литература........................................................................20
Александр
II: монарх и его реформы.
Автор: Ряховская Анна Викторовна
Предмет: История Росссии
Оглавление
I.Введение....................
II. Глава I. Становление
личности царя-Освободителя.............
III. Глава II. Правление
Александра II. Реформаторская
деятельность..................
IV. Глава III. Внешняя политика Александра II.....................15
V. Заключение ("за
несколько минут до
смерти...")...................
VI. Литература....................
Введение
Александр Николаевич
был и навсегда останется в истории
народа русского личностью весьма яркой
и противоречивой. Названный своими политическими
противниками царем – Освободителем с
большой буквы, Александр II по праву может
считаться таковым. Действительно, император,
так или иначе, пытавшийся вывести
свою страну на дорогу более быстрого
прогресса, разрушивший варварскую крепостническую
систему и нарушивший безгласие общества,
не может носить менее громкого прозвища
- титула.
Деятельность Александра Николаевича, как и его время, бесспорно являются предметом серьезного научного исследования. Сказать, что Александру II не повезло с оценками историков, - значит, не сказать практически ничего. Оказавшийся совершенно заслоненным значением реформ, проводимых в период своего царствования, Александр II как личность был весьма поверхность изучен. Долгое время в советской историографии и литературе Александр II представлялся исключительно с плохой стороны: хитрый и лицемерный монарх, не без успеха разыгрывающий роль либерала. Его представляли также сторонником беспощадных репрессий против революционеров. В работах дореволюционных ученых преобразования указанного периода с неохотой назывались реформами Александра II. С 1920-ых годов исследователи отказались от этого определения и ввели термин «реформы 1860-1870-ых годов».
Более того, в историографии можно встретить мнение, будто реформы, особенно отмена крепостного права, были проведены по большей части вопреки воле императора. Якобы, они были необходимы исходя из контекста складывающийся в России политической и экономической ситуации и не более того.
Историкам известны
также последние разговоры
Второй разговор отца и сына вполне мог служить логическим развитием первого разговора, но в это мешает поверить излишняя литературность
записанной речи. Но пожалуй, самое главное, что в ней выглядит странным: чересчур точно предугаданы главные деяния Александра II: отмена крепостного права и освобождение балканских народов из-под власти Османской империи. Создается впечатление, будто Александр II всю оставшуюся жизнь трудился исключительно ради того, чтобы выполнить предсмертную волю покойного родителя. Однако, вряд ли вообще последние слова Николая I, при всей их важности для его первенца, послужили ускорителем процессов, происходивших в России с конца 1850-ых и до 1870-ых годов.
Но, несмотря на это, можно с уверенностью говорить о том, что николаевское царствование могло дать и дало наследнику богатый опыт государственного управления, который он умело использовал впоследствии. Также Александр II также обладал огромными теоретическими знаниями касаемо этого вопроса.
Известно, что до вступления
на престол Александр Николаевич как наследник
получил блестящее образование и воспитание,
которое заранее готовило его к исключительной
деятельности второго после Петра I преобразователя
России. Исходя из этого очень тяжело себе
представить, что хорошо образованный,
амбициозный юноша, в руках которого сосредотачивается
огромная власть, а значит и большие возможности,
захочет стать императором – марионеткой,
каких в истории Российской империи имелось
достаточно.
Общество ждало от Александра II много. Одни, в частности высшая бюрократия в лице старых николаевских служак, жаждали наведения порядка в стране, то есть отлаживания работы государственного аппарата, разболтанного за годы Крымской войны. Ни о каких переменах, разве что кадрового характера, эти люди и не думали, поскольку считали николаевскую систему правления единственно возможной, а Крымскую войну - досадным недоразумением. Другие, например поместное дворянство, ожидали от нового императора прежде всего наведения порядка в растревоженной войной деревне и финансах. Подавляющее их большинство не думало о каких - либо серьезных переменах в социально - политической области, с трудом представляя некрепостническую Россию. Они придерживались мнения, что абсолютная власть монарха справедливее и выгоднее для них, чем олигархическое правление нескольких аристократических фамилий. А третьи, в первую крестьяне, а затем уже и городское население, надеялись на выравнивание правового положения российских сословий , вплоть до освобождения помещичьих крестьян и отмены ряда проявлений крепостного права. Ожидания широких народных
масс однако тяжело достаточно точно структурировать, так как они были чрезвычайно неопределенны. В целом же они надеялись на улучшение своей жизни.
О том, что же из себя
представляла жизнь Александра II, чего
он в итоге добился за годы своего правления,
соответствовал ли он такому пестрому
набору надежд и чаяний своего народа
и т.п., стоит поговорить уже позднее - в
основной части реферата.
ГЛАВА I. Становление личности царя - Освободителя.
Великий князь Александр
Николаевич родился 17 апреля 1818 года в
Москве, в доме митрополита Платона
при Чудовом монастыре в
Москва еще не успела оправиться от нашествия французов и страшного пожара двенадцатого года. Везде, даже на главных улицах, виднелись обгорелые остовы стен, закоптелые, полуразрушенные дома, окруженные забором пустыри. Народ тогда праздновал светлый день Пасхи.
Отцом Александра II был третий сын императора Павла I великий князь Николай Павлович, матерью - принцесса Пруссии Фредерика - Луиза - Шарлотта - Вильгельмина, дочь короля Фридриха - Вильгельма III, которая после православного крещения, необходимого для свадьбы с Николаем Павловичем, стала Александрой Федоровной. Она доводилась племянницей и крестной дочерью английской короле Шарлотте, супруге короля Георга III, а значит, являлась родственницей будущей главы Великобритании королевы Виктории.
По отзывам современников, великий князь Николай Павлович тогда мало чем походил на того императора Николая I, который представляется каждому при упоминании его имени.
Семья Николая Павловича переехала в Москву для того, чтобы своим присутствием морально поддержать ее обитателей, пострадавших от нашествия Наполеона.
Рождение Александра укрепило положение царствующей династии Романовых. Он с самых первых дней своей жизни почитался как будущий
монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем.
Первоначальное воспитание было вверено женщинам: Ю.Ф. Барановой, Н. В. Тауберт, М.В. Коссовской, А. А. и Е. И. Кристи.
С шестилетнего возраста
воспитателями великого князя, как это
было принято, мужчины. Главным был назначен
Карл Карлович Мердер, ротный командир
школы гвардейских подпрапорщиков, ветеран
войны с Наполеоном. Главная задача состояла
в военно- физическом воспитании Александра,
которая включала обучение верховой езде,
знакомство с военными уставами, строевой
подготовкой и приемами с оружием,
гимнастические упражнения. Однако, ограничиться
этим Мердер не захотел. В своем желании
пробудить в наследнике сострадание и
человеколюбие Карл Карлович был не одинок...
События 1825 года
Александру запомнились плохо, так как
на тот момент цесаревичу не исполнилось
еще и восьми лет. День восстания он провел
вместе с матерью и бабушкой в Зимнем дворце
под охраной гвардейского полка. Однако,
нервный тик матери и частые упоминания
о событии отцом не дали мальчику возможности
забыть этот день.
Воцарение Николая Павловича в том же году было явлением беспрецедентным. Константин 14 января 1822 года отрекся от престола по настоянию Александра I. Манифестом 16 августа 1823 года Александр I назначил своим наследником Николая. Однако, ни акт отречения, ни манифест не были обнародованы. Из-за этого сложился период междуцарствия, когда Николай принес присягу Константину в Петербурге, а тот принес присягу Николаю в Варшаве. 27 ноября население было приведено к присяге Константину. Таким образом формально императором являлся именно он. Однако, в итоге, как известно, следующим царем все-таки стал Николай Павлович, коронованный в Москве летом 1826 года...
В девять лет воспитателем
Александра II становиться знаменитый
поэт В. А. Жуковский. Программа, по которой
учился будущий император была тщательно
проработана и направлена на то, чтобы
сделать его человеком образованным и
всесторонне просвещенным, сохранив его
от преждевременного увлечения мелочами
военного дела. Нет никакого сомнения,
что Жуковский общим своим влиянием содействовал
подготовлению сердца своего воспитанника
к будущему освобождению
крестьян.
Воспитывался Александр не в одиночку, а вместе с Иосифом Виельгорским и Александром Паткулем. Первый был всегда умен, бодр, весел, примерного
поведения и благородных манер, и служил неким ориентиром для своего венценосного товарища, подхлестывая его честолюбие. Второй же по
возможностям и по прилежанию заметно отставал от своих товарищей, а потому рядом всегда был человек, которого наследник престола всегда
опережал в учебе, никогда не оставаясь последним среди "одноклассников". Жизнь их была четко расписана на многие годы вперед. Подъем в 6 утра, затем с 7 до 12 занятия, потом с 12 до 14 прогулка и вновь занятия - до 17 часов, с 19 до 20 гимнастика и подвижные игры, а в 22 - отход ко сну. Впоследствии Виельгорский стал офицером лейб - гвардии Павловского полка, обещал вырасти в крупного военачальника, но умер от туберкулеза, не дожив до 24 лет. А Паткуль стал генералом свиты, петербургским обер - полицмейстером, затем генерал - адъютантом, но на всех трех постах не высказал никаких талантов.
Дважды в год
проходили экзамены по всем предметам,
на которых Александра лично проверял
его отец.
Весной 1837 года 19-летний Александр Николаевич сдал комиссии, состоявшей из всех его преподавателей во главе с императором, последнюю "выпускную" сессию по всем предметам. К этому времени он получил блестящее образование, сравнимое с подготовкой к защите докторской диссертации в лучших европейских университетах.
В том же 1837 году цесаревич совершил путешествие по России в сопровождении Кавелина, Жуковского и флигель-адъютанта Юрьевича. Первый из царского рода он посетил Сибирь (1837 год), и результатом этого посещения оказалось смягчение участи политических ссыльных. Позднее, будучи на Кавказе, Александр отличился при нападении горцев, за что был награжден орденом св. Георгия 4-ой степени.
C начала 1838
года цесаревича начали учить курсу
высших государственных наук. Посвящение
в государственные дела было необходимым.
Учителя раскрыли ему сведения о трех
главнейших сферах страны: финансовой,
дипломатической и военной. Ему читали
свои курсы лекций министр финансов Канкрин,
рассказавший Александру о налогах и других
источниках, русский дипломат и старший
советник МИД барон Бруннов, на французском
языке изложивший основные принципы международной
политики, а военный историк и теоретик
Жомини преподал наследнику на французском
языке военную политику и стратегию.
Спустя год после путешествия по России Александр Николаевич отправился в большой заграничный вояж , который, по замыслу Жуковского, должен был подвести черту под годами ученичества великого князя. Николай I же считал, что оно преследовало троякую цель: дополняло образование, подкрепляло
расстроенное здоровье наследника и способствовало избранию Александром августейшей невесты.
Будущий император объехал
Швейцарию, Австрию, Италию и подолгу
задерживался в Берлине, Веймаре, Мюнхене,
Вене, Турине, Флоренции, Риме и Неаполе.
Из Неаполя через Швейцарию и Прирейнскую
область он
направился к своим
родным в Штуттрарт и Карлсруэ. Желая поскорее
вернуться на родину, он захотел ускорить
свою поездку в Лондон, последний этап
своего заграничного путешествия - и для
этого решил сократить свой маршрут, вычеркнув
из него мелкие столицы Германских союзных
государств, как Дармштадт, Мекленбург,
Брауншвейг и т. д.
Престарелый герцог Гессенский Людовик
II настоял, однако, чтобы Александр посетил
его двор хотя бы на несколько часов. Молодой
цесаревич вынужден был принять приглашение
и нехотя прибыл в
Дармштадт 12-го марта
1837 года.
Это посещение сыграло значительную роль в жизни Александра II. У Людовика II было четверо детей - три сына и одна дочь, которая была младшей в семье - в это время ей едва исполнилось 15 лет. Александр увлекся этой девушкой и отправил родителям письмо с просьбой посвататься к ней, а сам продолжил свое путешествие по маршруту: Майнц, Голландия, Англия.