Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:37, реферат
Цель работы – рассмотрение личности Александра Невского в отношении.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Изучить биографию Александра Невского;
Проанализировать политическую деятельность Александра Невского;
Изучить войны с Западом;
Проанализировать смерть Александра Невского и его роль в истории России.
Введение…………………………….……………………………………………3
1. Юность Александра Невского……………………...……………………….5
2. Великое княжение……………………….…………..……………………….5
3. Войны с Западом………………………………………...…………………..8
3.1. Невская битва……………………………………..…………………9
3.2. Ледовое побоище………………………………………………..…12
4. Смерть Александра Невского и его роль в истории России ……………...18
Заключение………………………………………………………………………28
Первое - это договор с монголами. С одной стороны - защита от западных агрессоров, с другой порабощение на 300 лет. С точки зрения Гумилева: этот союз, положил начало формированию новых этнических традиций в отношениях с народами Евразии. Цепью союза была защита общего Отечества, "понимал ли он сам глубокое значение сделанного им шага - неизвестно, да но, не столь важно", ибо "в соборном мнении потомков его выбор получил высшее одобрение." Волей или не волей, на этот счет возникают сомнения. В этическом смысле это действительно верно. Но вот для защиты ли общего Отечества? А что же не поддерживали его современники? Выходит, были настолько глупы, или менее патриотичны. Ведь не исключено, что это одобрение, выражалось лишь в попытке задним числом найти поддержку выбранному государственному курсу, а вместе с тем оправдание войн и внутренних противоречий. Здесь возможна игра на чувстве патриотизма. Впрочем, существует и противоположная оценка действий князя: "На период пребывания Александра на великом княжении Владимирском приходится упорядочение системы монгольского владычества над Русью (перепись 1257 -1259 гг.) Исходя из этого факта, нередко изображают Александра чуть ли не главным виновником установления ига, задушевным другом Батыя Сартака. Так, мнению современного американского историка, Д. Феннела, книга которого издана в нашей стране, получение Александром Великого княжения "знаменовало... начало новой эпохи подчинения Руси татарскому государству... Так называемое, татарское иго началось не столько во время нашествия Батыя на Русь, сколько с того момента, как Александр предал своих братьев". С точки зрения историков, как мы видим, диаметрально противоположны. Почему? Безусловно, их определяет субъективная позиция авторов, которая, в свою очередь зависит от культурно-исторической и религиозной специфики данного общества в данный исторический период. Не стоит, столь однозначно рассматривать события минувших лет, особенно, если подтверждение историческими источниками затруднено? Представленные точки зрения - крайние подходы к рассмотрению вопроса. Но скорее, всего в каждой из них есть доля истины.
Практически все значимые
Когда анализируешь влияние
Лишь вольнолюбивые новгородцы время от времени противостояли Великому князю. И по всей вероятности, за это он их не мог не уважать и считался с их мнением. И все же, интересы государства стояли выше его личных чувств и желаний. Об этом свидетельствуют, жестокость и ухищрения, на которые шел Александр в выборе тактики отношений с непокорным народом вставшего в разрез с общими интересами (восстание против численников, «отречение» верхушки новгородских бояр от тягот ордынской дани в «пользу» людей «меньших», да и боевые действия проводимые против Новгорода). Не мог не видеть князь тревог и тягот народа, но интересы всего государства были важнее. Возможно, здесь работало правило, выделенное Карамзиным: «...Добродетели государя, противные силе, безопасности, спокойствию Государства не суть добродетели». Не в состоянии отказаться от поддержки союзников бояр, закрывал зачастую глаза Александр и на нарастающие социальную несправедливость и неравенство. Впрочем, «по самому своему положению Александр, конечно, был ближе к Новгородской знати, «вятшим», нежели к «меньшим». Он, вероятно, не представлял мир иначе, как разделенным на «больших» и «меньших», богатых и бедных. Таким создал мир Всевышний. И могут ли люди усомниться в мудрости его замысла?» [Гумилев Л. От Руси до России. Очерки по русской истории]
Такого рода стереотипов в
поведении русских князей, да
и русичей было в то время
не мало. Причиной этому была
традиция, «старина». Люди постоянно
оглядывались назад и
«Оглядывая весь круг деяний
невского героя, легко
Следующий отличительный
В последние дни своей беспокойной жизни, когда часы его были сочтены «Александр захотел принять великую схиму - самый полный вид монашеского пострижения. Разумеется, постриг умирающего, да ещё в высшую монашескую степень! - противоречило самой идеи иночества. Однако для Александра было сделано исключение. Позднее, следуя его примеру, многие русские князья перед кончиной принимали схиму. Это стало своего рода обычаем».
Изменились и методы борьбы за власть, «...борьба приняла невиданно жестокий, низменный характер. И если раньше главным средством решения княжеских споров было сражение «в чистом поле», то теперь все чаще применялось новое, страшное оружие - донос Батыю или самому Великому хану на своего недруга».
Договор с Батыем
Прижизненные заслуги - далеко не все, чем славен образ Великого князя. Князю Александру суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Окружавший князя ореол святости, созданный митрополитом Кириллом, позволял ждать от Невского и небесного заступничества. Там где люди истово просили чуда - оно непременно случалось. Князь - святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников накануне Куликовской битвы и во время страшного набега крымских татар в 1571 г. В 1547 г. он был включен в число святых, память которых отмечалась во всех без исключения храмах русской церкви.
Особенно часто вспоминали об Александре Невском тогда, когда шла война со шведами или немцами…
Почти утратив реальные черты,
Александр превратился в
И все же не следует забывать,
что в истории нашей страны
существуют как бы два
Заключение
Минули долгие-долгие годы. Место Невской битвы, в отличии от многих других полей средневековых сражений, не было забыто. Ещё в новгородское время здесь воздвигли небольшой деревянный храм, ставший памятником совершенному в устье Ижоры подвигу. Александр Невский был причислен к лику святых, а это повело к ещё более прочному закреплению памяти о князе среди русских людей.
В последующие века маленький
храм не раз разрушался в
бурных перипетиях русско-
В самом конце XVIII века, уже после того как при Петре I приневские земли навсегда возвратились в собственность России, деревянный храм сгорел и на его месте была впервые воздвигнута каменная церковь в честь Святого Благоверного и Великого князя Александра Невского. В XIX веке она неоднократно перестраивалась и расширялась.
Несколько лет храм стоял
Место Невской битвы вскоре
после начала войны оказалось
в прифронтовой полосе – враг
подступил к Ленинграду. Высокая
колокольня храма вдруг стала
неплохим ориентиром для вражес
Пришла Победа, настало мирное
время. Множество дотла
А судьба другого берега Ижоры,
Такое грустное наследство
Память о Невской битве, о
деяниях Александра Ярославича
переходит от поколения к
Список использованной литературы.
1. Гумилев Л. От Руси до России. Очерки по русской истории. – М., 1996. Часть II, №2
2. Кирпичников А.Н.
Александр Невский: между
3. Карамзин Н.М. Иллюстративная история России. – Санкт-Петербург, 1993. С. 93 – 95
4.Кошелева В. Запад против Александра Невского: 750 лет спустя // Юность. -1998. -№3. –с.50-51
5. Полемика: [об Александре Невском, 1220-1263: Ст.] // Родина. -2002. -№3. –с.35-37
6. Сегень А. Ю. Александр
Невский. Солнце Земли Русской.
7. Чарушников В. Кто же такой Александр Невский? // Москва. -2003. -№5. –с.189-197
1 По данным В. Н. Татищева, князь всё же собирался уехать в Киев, но новгородцы «удержали его татар ради», однако достоверность этой информации под вопросом.
Информация о работе Александр Невский - мудрый правитель и искусный дипломат