Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:05, реферат
Князь Александр Невский (1220—1263) оставил яркий след в русской истории как незаурядный полководец, дипломат, государственный деятель. Однако далеко не все подробности его биографии, к сожалению, известны. Историки больше касались его военных свершений. Международная, геополитическая деятельность князя прояснена еще недостаточно.
насилия поганых,
изволища вечь, и выгнаша из городов,
из Ростова, из Суждаля, из Ярославля, окупахуть
бо ти окаяньнии бесурмене дани, и от того
велику пагубу людем творяхуть… и многы
души крестьяньския роздно ведоша... егда
же люди на врагы своя двигашася на бесурмены,
изгнаша, иных избиша»[12] . Одна из северных
летописей перечисляет тех, против кого
было направлено восстание; ими оказались
татарские чиновники: «мурзы, поборщики,
баскаки и ясашники»[13] .
Обращает на
себя внимание неслучайная согласованность
одновременного выступления горожан.
Кто же был его инициатором? Текст
Устюжского летописного свода содержит
прямое указание на некую грамоту, призвавшую
жителей к восстанию: «И приде на Устюг
грамота от великаго князя Александра
Ярославича, что татар бити»[14] . Сохранившиеся
в названном своде известия, особенно
местного происхождения, содержат, по
оценке К. Н. Сербиной «ценные, нигде больше
не читавшиеся сведения»[15] . Достоверность
упоминания о грамоте подтверждается
рядом конкретных деталей сопутствующего
рассказа: назван ясашник Буга, отмечено
вече горожан. Приведенное летописное
известие раскрывает важное обстоятельство:
руководителем антитатарского движения
в Устюге и, очевидно, в других городах
Северо-Восточной Руси был сам великий
князь. Он рассчитал (как установил Насонов),
что невыполненный в 1262 г. приказ Монгольской
империи о сборе дани в некоторых городах
не вызовет карательных акций со стороны
Золотой Орды, укреплявшей в то время свою
независимость от метрополии[16] . Таким
образом, момент выступления против грабительской
политики монголов был выбран точно. То
было фактически первым успешным выступлением
против чужеземного ига.
Заключение
Тогда в волжской
Орде происходило важное преобразование.
Хан Берке принял ислам, который
быстро распространился в его
народ, тем легче, что и прежде
в полчищах монголов большинство
народов, им покоренных и за них воевавших,
исповедывало ислам. В тоже время кочевая
жизнь мало-помалу начала сменяться оседлою.
На Волге строился Кипчак, обширный город,
который хан украшал всем великолепием,
какое только возможно было при его могуществе.
Хан Берке оказался более милостив к русским,
чем можно было даже ожидать. Он не только
простил русским избиение басурманов,
(которых погибель, как народа подвластного,
не могла раздражать его в той мере, в какой
подействовало бы на него избиение ханских
чиновников), но по просьбе Александра
освободил русских от обязанности идти
на войну. Александр, однако, прожил тогда
в Орде всю зиму и лето и это заставляет
предполагать, что не сразу удалось ему
приобрести такую милость для своих соотечественников.
Соблюдение Русской
земли от беды на востоке, знаменательные
подвиги за веру и землю на западе доставили
Александру славную память на Руси, сделали
его самым видным историческим лицом в
нашей древней истории - от Мономаха до
Донского. Знаком этой памяти и славы служит
особое сказание о подвигах Александровых,
дошедшее до нас вместе с летописями, написанное
современником и, как видно, человеком
близким к князю. Великий князь Александр
Ярославович, говорит автор сказания,
побеждал везде, а сам не был нигде побежден;
приходил в Новгород от западных стран
знаменитый рыцарь, видел Александра и,
возвратясь в свою землю, рассказывал:
"Прошел я много стран и народов, но
нигде не видал такого ни в царях царя,
ни в князьях князя"; такой же отзыв
сделал об нем и хан[17] .
Возвращаясь от
Хана Берке, по Волге больным, Александр
остановился в Нижнем Новгороде, через
силу продолжал путь дальше, но приехав
в Городец окончательно слег, и приняв
схиму скончался 14 ноября 1263 года.
Тело его было
встречено народом близ Боголюбова
и похоронено во Владимире в церкви
Рождества Богородицы. (в XVIII веке государь
Петр I вздумал перенести сии останки бессмертного
князя на берега Невы, как бы посвящая
ему новую свою столицу и желая тем самым
утвердить ее знаменитое бытие). Говорят,
что митрополит Кирилл, услышав во Владимире
о смерти Александра, громко сказал: «Зашло
солнце земли русской». Говорят, что тогда
случилось чудо, достойное памяти. Когда
святое тело Александра было положено
в гроб, эконом Севастьян и митрополит
Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы
вложить в нее духовную грамоту. Он же
сам, как живой, протянул руку и взял грамоту
из рук митрополита[18] . Духовенство больше
всего уважало и ценило этого князя. Его
угодливость хану, умение ладить с ним,
твердое намерение держать Русь в повиновении
завоевателям и тем самым отклонять от
русского народа бедствия и разорения,
которые постигали бы его при всякой попытке
к освобождению и независимости. Все это
вполне согласовывалось с учением, всегда
проповедуемым православными пастырями:
считать целью нашей жизни загробный мир,
безропотно терпеть всякие несправедливости
и угнетения, покоряться всякой власти,
хотя бы иноземной и поневоле признаваемой.
Оценивая деятельность
Александра Невского, полную борьбы, смелости,
риска и компромиссов, следует
признать, что вряд ли другой человек
на его месте в той катастрофической обстановке
мог бы сделать большее. В этом отношении
Руси повезло с одним из ее правителей,
действовавшим в период, когда под вопрос
было поставлено само выживание народа.
Летописец имел право представить великого
князя па фоне персонажей мировой истории.
«Глас его акы труба в народе, и лице его
акы лице Есифа, иже поставил его Егупетьский
цесарь втораго цесаря в Егупте; сила бе
его часть от силы Самсоня; дал бе ему Бог
премудрость Соломоню, и храбрьство же
акы цесаря Римьскаго Еуспасьяна, иже
бе пленил всю Подъиюдейскую землю... Також
и сий князь Олександр бе побежая, а не
победим»[19] . Александр Ярославич не смог
уберечь Северную Русь от ордынской зависимости,
но своими действиями наметил трудные
пути грядущего освобождения страны и
превращения ее в могуществе государство.
Список литературы
1. Кирпичников
А.Н. Александр Невский: между
Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр.
Истории. -1996. -№11/12. –с.115-118
2. Кошелева В.
Запад против Александра
3. Полемика: [об
Александре Невском, 1220-1263: Ст.] // Родина.
-2002. -№3. –с.35-37
4.Чарушников
В. Кто же такой Александр
Невский? // Москва. -2003. -№5. –с.189-197
5. Александр
Невский. Битва на реке Нева в
1240 году [Электронный ресурс]. –Электрон.
дан. -2001. –Режим доступа: http://teen.fio.ru/news.php?n=
Для подготовки
данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.referat.ru/
[1] Александр
Невский. Битва на реке Нева в 1240 году
[Электронный ресурс]. –Электрон. дан.
-2001. –Режим доступа: http://teen.fio.ru/news.php?n=
[2] Александр
Невский. Битва на реке Нева
в 1240 году [Электронный ресурс]. –Электрон.
дан. -2001. –Режим доступа: http://teen.fio.ru/news.php?n=
[3] Полемика: [об
Александре Невском, 1220-1263: Ст.] // Родина.
-2002. -№3. –с.37
[4] Полемика: [об
Александре Невском, 1220-1263: Ст.] // Родина.
-2002. -№3. –с.37
[5] Полемика: [об
Александре Невском, 1220-1263: Ст.] // Родина.
-2002. -№3. –с.37
[6] Кирпичников
А.Н. Александр Невский: между
Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр.
Истории. -1996. -№11/12. –с.116
[7] Кирпичников
А.Н. Александр Невский: между
Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр.
Истории. -1996. -№11/12. –с.116
[8] Кирпичников
А.Н. Александр Невский: между
Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр.
Истории. -1996. -№11/12. –с.117
[9] Там же, с.117
[10] Там же, с.117
[11] Там же, с.117
[12] Кирпичников
А.Н. Александр Невский: между
Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр.
Истории. -1996. -№11/12. –с.117
[13] Кирпичников
А.Н. Александр Невский: между Западом
и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996.
-№11/12. –с.118
[14] Там же, с.118
[15] Там же, с.118
[16] Там же, с.118
[17] Чарушников
В. Кто же такой Александр
Невский? // Москва. -2003. -№5. –с.193
[18] Чарушников В.
Кто же такой Александр Невский? // Москва.
-2003. -№5. –с.192
[19] Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. –с.118
Информация о работе Александр Невский: воин, политик, дипломат