Александр Невский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:12, контрольная работа

Описание

История России богата яркими личностями. Святой князь Александр Невский – такая личность. Его имя никогда не забудут. Александр Ярославич – это политический деятель, который, отдал все свои силы на служение русскому народу. Он стал народным героем, а его подвиги прославлялись в сказаниях и песнях. Александр Невский был причислен к лику святых, тем больше его значение в истории России.

Содержание

1. Введение 3





2. Историческая обстановка начала XII века 4





3. Рождение, юные годы 4





4. Невская битва 5





5. Ледовое побоище 6





6. Золотая Орда 9





7. Смерть Александра Невского и его роль в истории России 11





8. Заключение 13





9. Список используемой литературы 14

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Александр Невский.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Новые народные волнения вспыхнули во Владимирской земле в 1262 году. Местные жители были выведены из терпения насилием монгольских откупщиков дани, каковыми тогда были в основном «бесермены» — хивинские купцы. Способ сбора дани оказался чрезвычайно тяжёлым и разорительным. В случае недоплаты откупщики насчитывали большие проценты, а при невозможности уплатить забирали людей в неволю. В Ростове, Владимире, Суздале, Переяславле и Ярославле поднялись всенародные восстания, откупщиков отовсюду выгнали. В Ярославле к тому же убили откупщика Изосиму, который принял мусульманство в угоду монгольским баскакам и хуже завоевателей притеснял соотечественников.

Узнав о случившемся, хан Берке, младший брат Батыя, дал волю своему гневу и стал собирать войска для нового похода на Русь. Чтобы умилостивить монгольского владыку и «отмолить людей от беды», Александр Ярославич лично отправился с дарами в Орду. Щедрыми подношениями ему удалось отговорить ордынского «царя» от задуманного похода. В конце концов, Берке простил избиение откупщиков и более того — освободил русских от обязанности высылать свои полки в монгольское войско, собиравшееся в то время для участия в войне на Кавказе. Хан удерживал великого князя подле себя всю зиму и лето; только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир.

 

 

7. Смерть  Александра  Невского  и  его роль в истории России.

 

Из Орды Александр возвращался больным. Крепкое его здоровье было надорвано постоянными тревогами и трудами. С трудом продолжал он свой путь. Доехав до Городца, окончательно слёг. Когда почувствовал он приближение смерти, принял схиму.

14 ноября 1263 года в Городце Волжском скончался, «много потрудившись за землю русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая свой живот за православную веру».

Скорбная весть о кончине Александра  скоро дошла до города Владимира.

Народ долго оплакивал своего князя. Тело усопшего князя перевезли во Владимир. Несмотря на зимнюю стужу, митрополит Кирилл с духовенством встретил тело у Боголюбова, и отсюда со свечами и кадилами всё духовенство провожало его до Владимира. Огромная толпа теснилась около гроба: каждому хотелось приложиться. Многие громко плакали. 23 ноября тело Александра Невского погребли во владимирском монастыре Рождества Богородицы.

По предположению ряда биографов знаменитый воитель был отравлен в Орде медленнодействующим ядом. Тело его было погребено в Боголюбове в монастыре Рождества Богородицы. Отпевали воистину великого князя при огромном стечении народа. Тогда, обращаясь к скорбящим русским людям, митрополит Кирилл со слезами горько сказал: «Зашло солнце земли Суздальской». Канонизация Александра Невского состоялась в 1547 году. При Петре I в 1724 году мощи святого князя были перенесены в Санкт-Петербург.

Потрудился Александр для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчётливо, умно берёг свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, немало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим «ангелом-хранителем».

Может ли один человек повлиять на ход истории? Оправдана ли жестокость? Не напрасно ли принесена в жертву свобода? Верно ли выбран путь православия на Руси? Трудно через столько лет осуждать или оправдывать те или иные действия. Но значение событий того времени, и роль в этих событиях Александра Невского, бесспорно, велико.

Надо отметить договор с монголами. С одной стороны – защита от западных агрессоров, с другой порабощение на 300 лет. С точки зрения Гумилева: этот союз, положил начало формированию новых этнических традиций в отношениях с народами Евразии. Целью союза была защита общего Отечества, существует и противоположная оценка действий князя: «На период пребывания Александра на великом княжении Владимирском приходится упорядочение системы монгольского владычества над Русью (перепись 1257 -1259 гг.)» Исходя из этого факта, нередко изображают Александра чуть ли не главным виновником установления ига, другом Батыя Сартака. Так, по мнению американского историка, Д. Феннела, получение Александром Великого княжения «знаменовало... начало новой эпохи подчинения Руси татарскому государству... Так называемое, татарское иго началось не столько во время нашествия Батыя на Русь, сколько с того момента, как Александр предал своих братьев».  Эти две точки зрения историков диаметрально противоположны. Почему? Безусловно, их определяет субъективная позиция авторов, которая, в свою очередь зависит от культурно-исторической и религиозной специфики данного общества в данный исторический период. Мне кажется не стоит, столь однозначно рассматривать события минувших лет, особенно, если подтверждение историческими источниками затруднено. Представленные точки зрения – крайние подходы к рассмотрению вопроса. Но скорее, всего в каждой из них есть доля истины.

В последние дни своей беспокойной жизни, когда часы его были сочтены, Александр захотел принять великую схиму – самый полный вид монашеского пострижения. Разумеется, постриг умирающего, да ещё в высшую монашескую степень противоречило веем правилам. Однако для Александра было сделано исключение. Позднее, следуя его примеру, многие русские князья перед кончиной принимали схиму. Это стало своего рода обычаем.

Прижизненные заслуги – далеко не всё, чем славен образ Великого князя. Князю Александру суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Окружавший князя ореол святости, созданный митрополитом Кириллом, позволял ждать от Невского и небесного заступничества. Там, где люди истово просили чуда – оно непременно случалось. Князь-святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников накануне Куликовской битвы и во время страшного набега крымских татар в 1571 г. В 1547 г. он был включён в число святых, память которых отмечалась во всех без исключения храмах русской церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Заключение.

Четыре с небольшим десятка лет жизни Александра Невского – это сгусток исключительных по важности для Руси событий, в которых многое определилось его талантом полководца, администратора и дипломата. Сложность трудов тяжких, выпавших на долю этого человека, переплеталась с драмами личной жизни...

В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В условиях разорения Руси монголо-татарами он умелой политикой ослабил тяготы ига, спас Русь от полного уничтожения. "Соблюдение Русской земли, - говорит Соловьев , - от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского.

Можно подытожить все рассмотренные факты. Александр Невский:

-это был полководец, успехи которого стали результатом соединения богатого военного опыта, накопленного его предками, с выдающимися личными бойцовскими качествами;

-это был далекий от сентиментальности политический деятель средневекового типа;

-это был правитель, в тяжелейшее время обеспечивший своей стране десять лет мирной жизни.

       Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. При участии его сына Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое распространение в более позднее время широко известной (сохранилось 15 редакций).

В 1724 Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадского мира со Швецией. В 1725 императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского — одну из высших наград России, существовавших до 1917. Он изготовлен из золота, серебра, алмазов, рубинового стекла и эмали. Общий вес 394 бриллиантов составляет 97,78 каратов. 

Во время Великой Отечественной войны в 1942 был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей. До конца войны этим орденом было награждено 40217 офицеров Советской Армии.

Память о Невской битве, о ледовом побоище, о деяниях Александра Ярославича переходит от поколения к поколению, меняя формы, но сохраняя свою суть. Сущность её проста: исполнение ума, решительности и точного расчёта, самоотверженное и отважное служение Отечеству, особенно нужное ему в трудные переломные времена. Таков непреходящий завет, достигший нашего времени и уже протянувшийся нитью в будущее.

 

 

 

 

 

9. Список использованной литературы:

 

1.       Борисов Н.С. Русские полководцы XII - XVI вв. - М., 1993.

2.       Великие государственные деятели России. - М., 1996

3.       Гумилев Л. От Руси до России. Очерки по русской истории. - М., 1996. Часть II, №2

4.       Клепинин Н. Святой и благоверный великий князь Александр Невский. - М., 1994.

5.       Карамзин Н.М. Иллюстративная история России. - Санкт-Петербург, 1993. С. 93 - 95

6.       Рыбаков Б.А. Мир истории. - М., 1984. С. 273 - 292.

7.       Синовский В. Д. «Родная старина»

8.       Хрестоматия по русской военной истории Москва, 1947.

9.       Очерки истории СССР (IX-XV в.в.) Москва, 1953.

10.   И.В. Петрова, Б.Г. Смирнов «Великий князь Александр Невский» Изд. Лениздат. Л., 1992.

11.   Г.М. Прохоров, С.С. Бычков, И. Сайко, В. Савиных «Жизнеописание достопамятных людей земли русской X-XX вв.» Изд. Московский рабочий. М., 1992

12.   «Энциклопедия «История России», под редакцией М. Оксёновой. Изд. «Аванта+».М., 1998

 

 

 

 

 

 

14

 



Информация о работе Александр Невский